«Одиноким может быть и молодой человек»: журнал «Искусство кино» и «Мосфильм» выпускают фильм «Курьер» в повторный прокат

«Одиноким может быть и молодой человек»: журнал «Искусство кино» и «Мосфильм» выпускают фильм «Курьер» в повторный прокат
Фотогалерея
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
⇐ Вернуться к списку

Журнал «Искусство кино» совместно с «Мосфильмом» выпускают с 26 ноября в повторный прокат отреставрированную специалистами киноконцерна картину «Курьер» (реж. Карен Шахназаров, 1986). Специальный показ фильма пройдет 12 ноября в московском кинотеатре «Октябрь», после этого сеанса состоится обсуждение картины с режиссером Кареном Шахназаровым и главным редактором журнала «Искусство кино» Антоном Долиным. Также специальный показ киноленты пройдет в Санкт-Петербурге в кинотеатре «Аврора» 23 ноября.

Журнал «Искусство кино» – постоянный партнер «Мосфильма» в организации повторного проката классических кинолент из золотого фонда студии. В рамках этого сотрудничества проводились кинотеатральные показы таких картин как «Сталкер», «Зеркало», «АССА», «Война и мир», «Летят журавли».

Трейлер для повторного проката фильма «Курьер»

Спустя 34 года с момента выхода картина не кажется фильмом «старой формации» и не воспринимается, как ностальгия, памятник эпохи. В этом ее уникальность и гениальность.

«Тема противостояния молодого человека миру взрослых близка молодежи вне зависимости от года в календаре. Те, кто увидит картину на большом экране в первый раз, узнают себя сегодняшних, а кто пересмотрит — себя вчерашних», — отметил режиссер Карен Шахназаров.

Кадр из фильма «Курьер»

Кадр из фильма «Курьер»

Картину можно считать экспериментальной на разных уровнях: с точки зрения заявленной темы, подхода к разработке персонажей, проблематики, сюжета, подбора актеров и даже музыки.

«Для меня этот сюжет – попытка взглянуть на современную жизнь глазами юного человека. Мы стараемся, чтобы простая история про абитуриента превратилась на экране в узнаваемую фотографию жизни современной молодежи. Думаю, что новый фильм будет комедией, хотя не уверен, что со мной все согласятся. Дело в том, что для меня комедия означает всегда более широкое жанровое понятие, нежели у нас принято считать в последнее время. «Зимний вечер в Гаграх» я, например, также отношу к комедийному жанру, а многие критики называли фильм мелодрамой или даже драмой», — отмечал режиссер Карен Шахназаров еще во время съемок фильма в интервью журналу «Советский экран» (№6, 1986).

Кадр из фильма «Курьер»

При всей звездности актерского ансамбля (в ролях второго плана — Олег Басилашвили, Инна Чурикова, Светлана Крючкова, Александр Панкратов-Черный, Владимир Меньшов и др.), главные роли в фильме исполнили молодые и на тот момент не профессиональные актеры – Федор Дунаевский и Анастасия Немоляева.

По словам Карена Шахназарова (газета «Труд», 8 ноября 1989 года) желающих сняться в фильме оказалось много, на студию шли и шли молодые люди: многие, что называется, с улицы – по объявлению в газете. А в один прекрасный день в группе оказался Федор Дунаевский. Он тогда не очень понравился режиссеру. А когда все-таки решили остановить выбор на нем, выяснилось, что он не нравится студии: его категорически не хотели утверждать на роль – все единогласно были против. Опасения, в общем-то, были понятны, по мнению Карена Шахназарова, в Федоре было этакое «отрицательное» обаяние. Он тогда «вылетел» из медицинского техникума, поскольку был резким и острым на язык, в чем во время съемок пришлось убедиться и режиссеру. Но началась работа, и скоро стало ясно, что выбор исполнителя главной роли верен.

Кадр из фильма «Курьер»

Кадр из фильма «Курьер»

Катю в фильме сыграла Анастасия Немоляева, можно сказать, неожиданно для себя. Хоть она и из кинематографической семьи (отец – кинооператор, тетя – известная актриса Светлана Немоляева), желания стать актрисой не испытывала. Она тогда заканчивала десятилетку, мечтала быть художницей, а на студию просто приходила к отцу. На одной из проб Карен Шахназаров попросил ее подавать реплики артистам, а в результате выяснилось, что найдена исполнительница роли Кати.

Кадр из фильма «Курьер»

Кадр из фильма «Курьер»

Карен Шахназаров подчеркивал, что в режиссерской работе ему особенно важна импровизация. Поэтому он признавался, что ценит больше всего именно съемочный период, так как это этап творческого общения с актерами, который почти всегда вносит весьма серьезные коррективы в режиссерское видение.

Режиссер отмечал, что эпизод, где Инна Михайловна Чурикова и Федор Дунаевский вместе поют под гитару – чистая импровизация. По словам Карена Шахназарова, Федор любил гитару, на съемках бренчал на ней во всякое удобное и неудобное время, за что все его дружно бранили, а в результате отсняли удачную сцену.

 Плакат для фильма «Курьер»

Плакат для фильма «Курьер»

О том, насколько современен и органичен был выход «Курьера», писала критик Э. Лындина в газете «Советская Россия» (7 апреля 1987):

«Мы не боимся обычно говорить об одиночестве старости, однако не решаемся согласиться с тем, что и в юности можно испытывать это чувство. И это не менее драматично, нежели боль человека, подводящего итоги своего пути. Иван Мирошников одинок, несмотря на современную раскованность и дерзкую общительность. Отчасти это происходит из-за ухода из семьи отца, именно тогда, когда он так необходим взрослому сыну. Мать… Сейчас она уже слабее Ивана – покинутая, уничтоженная, рыдающая по ночам. Единственное ее утешение – несбывшиеся мечты молодости. Но более всего одиночество мучит Ивана, потому что окружающий мир внезапно так близко встал перед ним, укрупнился, потребовал соучастия и потому трудных размышлений о людях, о самом себе.

Он хочет сам отвечать за себя, за то, о чем думается ему и чего хочется. А хочется, чтобы люди отнеслись к нему без фальшивого снисхождения, чтобы общались с ним на равных, чтобы поняли – перед ними человек…»

 Плакат для фильма «Курьер»

Плакат для фильма «Курьер»

Вокруг фильма активно велась полемика. К примеру, один из зрителей, пенсионер из Харькова С. Науменко, написал письмо в адрес редакции «Рабочей газеты» в Киеве, о том не стоит поднимать тему поиска себя, молодежи жить легко, и все их проблемы надуманы. Редакция газеты ответила читателю на это замечание:

«Да, мы в последнее время стали, действительно, больше внимания уделять молодежи. И не так, как один из персонажей «Курьера», который патетически заявляет свое право знать, кого он вырастил и воспитал. А по-настоящему. Не идеализируя молодое поколение, не закрывая глаза на те не лучшие качества, которые молодежь усвоила, пока мы, подобно матери профессора из фильма, провозглашали ее героической лишь потому, что такой ее показывали по телевизору.

С беспощадной иронией снят спор о современной молодежи на вечере у профессора педагогики. Здесь представлены все стереотипы расхожих суждений о молодежи. Вплоть до возведения одним из отцов на принципиальную высоту того, что сын пьет молоко из банки. Да и весь фильм режиссера К. Шахназарова (сценарий А. Бородянского и К. Шанхазарова) – ироническая комедия».

Архивное фото со съемок фильма «Курьер»

Архивное фото со съемок фильма «Курьер»

В интервью, посвященном телевизионной премьере картины (газета «Труд», 8 ноября 1989 года), Карен Шахназаров отмечал:

«Для восприятия «Курьера» важна общая реакция зала. Телепоказ, когда есть возможность при просмотре отвлечься, сходить на кухню, чаю попить – для серьезного фильма испытание не из легких».

Архивное фото со съемок фильма «Курьер»

Архивное фото со съемок фильма «Курьер»

Архивное фото со съемок фильма «Курьер»

Архивное фото со съемок фильма «Курьер»

Сейчас журнал «Искусство кино» совместно с «Мосфильмом» вновь предоставляют зрителю возможность насладиться ставшей уже классической кинолентой на широком экране. Расписание показов представлено на сайте журнала «Искусство кино».

Архивные фото со съемок, плакаты и кадры из фильма «Курьер»: «Информационный центр «Мосфильм-ИНФО».


Поделиться новостью: