Режиссер Юрий Озеров на съемках фильма «Битва за Москву»
Как рассказал Mosfilm.ru главный инженер киноконцерна Алексей Сеньковский, работы над реставрацией картины «Битва за Москву» продолжаются два месяца. Над восстановлением картины работают три специалиста-реставратора ПК «Телекино» - Екатерина Соловьева, Марина Алексахина, Михаил Тусматов. Объем материала большой – общий хронометраж ленты, состоящей из двух фильмов «Агрессия» и «Тайфун», составляет 339 минут.
«Самое сложное – восстановление комбинированных кадров, когда титры накладываются непосредственно на изображение. Например, если кадр содержит титр «ВОСТОЧНЫЙ ФРОНТ» или «КАБИНЕТ СТАЛИНА» - неизбежно возникает некий «скачок» в качестве изображения. Советская пленка, мягко говоря, и так была несовершенна, а тут возникает дополнительно взаимное «наложение», которое усиливает дефекты, подчеркивает недостатки. Чаще всего это выглядит как отсутствие стабилизации – это сложный дефект, с которым нужно долго «возиться». И в «Битве за Москву», как и в «Освобождении» - эпопее, которую мы отреставрировали в 2020-м году, таких планов очень много», - рассказал главный инженер «Мосфильма» Алексей Сеньковский.
«Мы просчитываем и архивируем три варианта по звуку – кинотеатральный, то есть для широкого экрана, для телевидения и для онлайн-площадок. Везде свои требования – мы за этим следим и отталкиваемся в своей работе, в том числе и от рекомендаций FIAF – Международной федерации киноархивов». «Мосфильм» – единственная киностудия в России, которая вкладывает значительные средства в модернизацию и оснащение участка цифровой реставрации. Специалисты работают только на лицензионном программном обеспечении, на самых современных и производительных рабочих станциях (контроль изображения на 4К-мониторах, работа в 4К-оригинале без просчетов и конвертаций и пр.), - подчеркивает Алексей Сеньковский.
«У меня трепетное отношение к нашей киноколлекции, вообще ко всему тому, что мы делаем по части реставрации, ведь одна из наших миссий – донести до зрителя шедевры советского кино. Это подтверждают комментарии, которые мы получаем на всех наших каналах - зрители благодарят «Мосфильм» за возможность увидеть малоизвестные картины и за качественную реставрацию любимых картин, их смотрят не только в Росиии, но и во всем мире.
Почему важно сохранить классику в хорошем качестве? Помимо художественных достоинств, эти картины ценны и самой технологией съёмки. Сегодняшние технологии, с одной стороны в многом ускоряют и упрощают съемки батальных сцен – тут и графика, и использование диодных экранов, и дополненная реальность, да много чего ещё… Здесь же, все настоящее – танки, самолеты, актеры массовых сцен, взрывы! Повторить такой масштаб сегодня, мне кажется, уже невозможно», - подвел итог Алексей Сеньковский.