Создание фильма «СОЛЯРИС» Андрея Тарковского – архивные материалы (часть 3)

Создание фильма «СОЛЯРИС» Андрея Тарковского – архивные материалы (часть 3)
Фотогалерея
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
⇐ Вернуться к списку

Мы продолжаем публиковать документы из архива Киноконцерна «Мосфильм», посвященные творчеству выдающегося режиссера Андрея Тарковского.

См. части 1, 2

Утвержденный сценарий начинал воплощаться в жизнь.

Картина, где действие происходит в будущем, требовала особого изобразительного решения, и это ставило перед А.Тарковским серьезные задачи. Подготовка к съемкам фильма «Солярис» на этом этапе требовала кропотливой работы художников, которые вместе с А.Тарковским продумывали, как будут выглядеть объекты съемок, как будут одеты герои на Земле и в космосе, при этом все детали интерьеров и костюмы должны были отразить особенности характеров и занятий персонажей.

Для того, чтобы понять всю сложность этой работы, необходимо привести слова самого Андрея Тарковского (несмотря на то, что эти тексты не входят в комплект документов, хранящихся в архиве Киноконцерна «Мосфильм»).

«Костюм очень важная часть общего художественного решения фильма. Тут важно очень тонкое ощущение фактуры. Я бы сказал: рубашка актёра должна быть из того же материала, что и лицо актёра. Ну, вы понимаете, о чём я говорю, употребляю такую метафору. Я говорю об отношении... Здесь всё должно быть продуктом продуманности в высшей степени, отбора. Здесь нужна высочайшая требовательность, даже к пуговице. У Вермеера рваный рукав – нетленная ценность, одухотворённый мир. Свежесшитый костюм на актёре – это катастрофа. Костюм, так же как и любая вещь в кадре, должна иметь свою биографию, связанную с конкретным человеком, актёром. Это всегда видно, потому что эта такая же часть реальности, изменяемой во времени, как и всё остальное».

Андрей Тарковский «Лекции по кинорежиссуре» «Искусство кино» в №№ 7—10 за 1990 год. Публикацию подготовили К. Лопушанский и М. Чугунова

«Почему-то во всех научно-фантастических фильмах, которые мне приходилось видеть, авторы заставляют зрителя рассматривать детали материальной структуры будущего. Более того, иногда они (как Сэнли Кубрик) называют свои фильмы предвидениями. Невероятно! Я уже не говорю, что для специалистов «2001 год: Космическая одиссея» во многих пунктах — липа. Для произведения искусства липа должна быть исключена. Мне бы хотелось так снять «Солярис», чтобы у зрителя не возникало ощущения экзотики. Конечно, экзотики технической. Например, если снять посадку пассажиров в трамвай, о котором мы, допустим, ничего не знаем и никогда его не видели, то получится то, что мы видим у Кубрика в эпизоде прилунения космического корабля. Если снять то же прилунение, как трамвайную остановку в современном фильме, то все станет на свои места. То есть психологически создать для персонажей не экзотическую, а реальную, привычную среду, которая через восприятие ее героями фильма будет внушена зрителю. Поэтому подробное «разглядывание» технологических процессов будущего превращает эмоциональный фундамент фильма как художественного явления в мертвую схему, претендующую на правду, чего нет и не может быть».

Сборник «Экран — 1970–1971». М.: Искусство, 1971

Для Тарковского, как художника высочайшего уровня, в любом его фильме основным было не правдоподобие, не реализация сюжетных линий, и даже не творческая самореализация, – главным для него всегда был поиск нравственного начала. В одном из интервью Андрей Арсеньевич отмечал:

«Но прежде я хочу объяснить, почему я решил экранизировать роман С. Лема «Солярис». Плохи ли, хороши ли мои первые два фильма, но они, в конечном счете, оба об одном и том же. О крайнем проявлении верности нравственному долгу, борьбе за него, вере в него на уровне конфликта личности, вооруженной убеждением, личности с собственной судьбой, где катастрофа означает несломленность человеческой души.
       Меня интересует герой, идущий до конца, несмотря ни на что. Ибо победить может только такой человек. Поэтому драматизм формы моих фильмов — примета моего желания выразить борьбу и величие человеческого духа. Я думаю, вы без труда свяжете мою концепцию с моими предыдущими фильмами. И Иван, и Андрей все делают вопреки безопасности. Первый — в физическом, второй — в нравственном смысле слова. Оба — в поисках нравственного идеального варианта поведения».

Н. Абрамов Диалог с А. Тарковским о научной фантастике на экране «Экран — 1970–1971». М.: Искусство, 1971

Именно поэтому для Тарковского как режиссера-постановщика было важно работать в команде единомышленников, которые разделяют его идеи. Для разработки общей художественной концепции А.Тарковский пригласил художника Михаила Ромадина. Ромадин до этого уже работал на картинах А.Михалкова-Кончаловского «Первый учитель», «История Аси Клячиной, котороая любила, да не вышла замуж» (в прокат обрезанная версия этого фильма вышла как «Асино счастье»), «Дворянское гнездо». Кончаловский познакомил Ромадина с Тарковским задолго до начала работы над «Солярисом». Ромадин хорошо понимал, что хочет видеть на экране режиссер, и создал не только эскизы декораций, но и разработал принципиальное решение костюмов героев фильма. 

Эскиз М.Ромадина

Эскиз М.Ромадина

Реализованная сцена по эскизу М. Романдина

Реализованная сцена по эскизу М. Романдина

Эскиз М.Ромадина

Эскиз М.Ромадина

Реализованная сцена по эскизу М. Романдина

Реализованная сцена по эскизу М. Романдина

Эскизы М.Ромадина и реализованные сцены из фильма по этим эскизам

С художником по костюмам Ириной Беляковой, с которой Тарковский раньше знаком не был, взаимопонимания не возникло. Это создавало для режиссера дополнительные трудности, так как ему приходилось тратить время на то, чтобы добиваться реализации своего режиссерского решения. Другие художники по костюмам, кого Тарковский мог пригласить на «Солярис», в этом момент были заняты на различных картинах, и Андрею Арсеньевичу посоветовали молодую художницу Нэлли Фомину, которая до этого работала ассистентом художника по костюмам на таких картинах как «Сказка о царе Салтане», «Красная палатка» и др. и провела в качестве художника по костюмам только одну полнометражную картину «Один из нас».

Этот выбор оказался крайне удачным, и Нэлли Фомина в дальнейшем работала с Тарковским и на «Зеркале», и на «Сталкере».

Эскизы костюмов, разработанные М.Ромадиным

Эскизы костюмов, разработанные М.Ромадиным

Нэлли Ефимовна, опираясь на эскизы Михаила Ромадина, предложила Тарковскому свое видение костюмов, о чем она неоднократно рассказывала в интервью и воспоминаниях:

«Андрей Арсеньевич поставил вопрос о том, чтобы не делать костюмы будущего, фантастические костюмы, а сделать современные, которые не отвлекали бы зрителя от текста, от смысла...»

Была тому и другая причина:

«Он сразу сказал, что мы не будем делать никаких фантазийных костюмов, потому что через несколько лет над ними будут смеяться...»

«...Моё решение “космических” образов было таким: на совершенно обычные костюмы были пришиты лишь некоторые детали от реальных костюмов космонавтов. Таким образом, была подчеркнута принадлежность к космосу, но в то же время мы избежали каких-то придумок...»

Эскизы и костюмы Н.Фоминой

Эскизы и костюмы Н.Фоминой

Эскизы и костюмы Н.Фоминой

Тарковскому эскизы понравились, одобрил их и Художественный совет объединения.

Однако для реализации придуманной фантастической действительности, для создания интерьеров космической станции и других объектов будущего дирекции киностудии пришлось обращаться в различные инстанции, иногда весьма далекие от кинопроизводства.

23 апреля 1970 начальнику отдела внешних сношений Комитета Кинематографии при Совете министров СССР Славнову А.А. было направлено следующее письмо:

«Киностудия «Мосфильм» приступила к производству цветного широкоэкранного фильма «Солярис» по одноименному роману С.Лема в постановке режиссера А.Тарковского.

«Солярис» – фильм научно-фантастический, создаваемый на основе новейших достижений в области науки и техники архитектуры и градостроительства. В связи с подбором иконографического киноматериалов съемочной группе необходима консультация по современной японской архитектуре и архитектуре павильонов выставки «ЭКСПО-70» в Осака.

Прошу Вашего разрешения на встречу съемочной группы с представителем японской фирмы «Японское море» в Москве».

Выдержка из письма начальнику отдела внешних сношений Комитета Кинематографии при Совете министров СССР Славнову А.А.( 23 апреля 1970 , опись 8, дело 1888, стр. 63)

Выдержка из письма начальнику отдела внешних сношений Комитета Кинематографии при Совете министров СССР Славнову А.А.( 23 апреля 1970 , опись 8, дело 1888, стр. 63)

Чтобы получить представление об орбитальной станции и космическом пространстве генеральный директор киностудии «Мосфильм» Владимир Николаевич Сурин обратился 27 апреля 1970 года к генерал-полковнику авиации Николаю Петровичу Каманину, который занимал должность Помощника Главнокомандующего ВВС по космосу: «...Просим Вашего разрешения на просмотр (съемочной группой «Солярис») фильма о полете американского космического корабля «Аполлон», подаренного космонавтом Борманом» (фильм, о котором идет речь, был подарен Фрэнком Борманом, командиром экипажа американского корабля «Аполлон-8», во время его посещения СССР. Во время полета в декабре 1968 года земной корабль впервые вышел на окололунную орбиту).

 Письмо к генерал-полковнику авиации Каманину Н.П.( 27 апреля 1970, опись 8, дело 1888, стр. 66)

Письмо к генерал-полковнику авиации Каманину Н.П.( 27 апреля 1970, опись 8, дело 1888, стр. 66)

Для получения новейших образцов одежды и обуви студия обратилась к Председателю Президиума Всесоюзной торговой палаты Нестерову М.В. : «Просим ознакомиться с текстильным и обувным отделами Всесоюзной Торговой палаты».

( 29 апреля 1970, опись 8, дело 1888, стр.67)

Из-за нехватки необходимых предметов интерьеров студия обратилась к Председателю Всесоюзного Объединения «Совинфильм» тов. Тенейшвили О.В.

«В настоящее время мы испытываем серьезные трудности в обеспечении картины необходимым реквизитом и элементами декорационного оформления. Все это должно быть высокого качества и нести в ceбe черты нового, передового, поскольку действие фильма происходит в 21 веке и перед авторами, естественно, стоит задача создания, в какой-то мере, "образа будущего" в декорационном оформлении фильма. Изготовление необходимых предметов связано о большими затратами труда, времени и средств, что по нашему мнению, нецелесообразно, тем более что неизвестно, даст ли это желаемые результаты, поскольку многое связано с экспериментальным характером работ. Вместе с тем, многое из того, что необходимо для съемок фильма, имеется в экспонатах и декорационном оформлении юбилейной выставки «Чехословакия 1970 г.», которая находится сейчас в Москве. Киностудия просит Вас через соответствующие внешне торговые организации приобрести следующие предметы выставки" Чехословакия 1970г", которые дирекция выставки готова любезно предоставить для съемок кинофильма "Солярис»:

1. Аллюминивое покрытие стен культурного зала - около 150м2

2. Плетёная мебель    - 1 комплект.

3. Шары плексигласовые /декорационные/ - 5 шт.

... 7.Кресла белые из «Зала дружбы» - 5 шт

...9. Декорационные стеклянные трубы

10 . Алюминиевый шар декорационный из металлоконструкций

11. Стекло напольное декорационное – (черное и рубиновое)

...21. Ткани разные»

Письмо о предоставлении вещей с выставки (9 июня 1970, опись 8, д.1888, стр. 85-86)

Письмо о предоставлении вещей с выставки (9 июня 1970, опись 8, д.1888, стр. 85-86)

Несмотря на то, что благодаря стильным и современным вещам, полученным с этой с международной выставки, некоторые задачи были решены, многое приходилось создавать с нуля. Многочисленные письма в Научно-исследовательские институты и различные организации свидетельствуют о том, как много надо было приложить усилий, чтобы мир «Соляриса» зажил полноценной жизнью.

17 июля 1970 было написано письмо в Научно-Исследовательский Институт Резиновой промышленности, тов. Миловидову А.С.

«..в фильме обитатели планеты «Солярис» одеты в необычные неземные костюмы, соответствующие 21 веку. Ткани для этих костюмов – специальные... Просим продать ткани, отобранные художником по костюмам Беляковой И.Л.» (которую впоследствии заменит Н.Е.Фомина) (опись 8, дело 1889, стр.10)

22 Июля 1970 Главному инженеру «Электросетьпром» Андрейченко А.В. было направлено письмо с просьбой «отпустить для нужд Киностудии «Мосфильм» на кинокартину «Солярис» профилированную сталь в количестве 6-ти тонн (одна пачка длиной 6 м)»

(опись 8, дело 1889, стр.11)

24 августа 1970 киностудия просила Главного инженера завода «Автостекло» тов. Козьмина М.И. изготовить особые стекла:  

«...Поскольку действие фильма происходит в 21 веке, то вопросы декоративного оформления фильма требуют особого решения и специального изготовления необходимых материалов, что связано с большими затратами труда, времени и средств. Вместе с тем, ряд материалов, необходимых для этой цели, имеются в различных ведомствах не связанных с кинематографией, в частности на Вашем заводе имеется в наличии, или же есть возможность изготовить стекла выпуклые диаметром от 1,5 м. до 2-х метров и меньшего диаметра, которые крайне необходимы нам для съемок фильма».

 Письмо Главному инженеру завода «Автостекло» Козьмину М.И. от 24 августа 1970 (опись 8, дело 1889, стр.11)

Письмо Главному инженеру завода «Автостекло» Козьмину М.И. от 24 августа 1970 (опись 8, дело 1889, стр.11)

3 сентября 1970 начальнику Всесоюзного Института Легких сплавов Белову А.Ф. была направлена просьба об изготовлении особых легких металлических конструкций:

«В деле успеха всей постановки особо важное значение имеет решение задач декоративно-художественного оформления объектов съемок, т.е.павильонных и натурных декораций. В этой части, в постановке именно этого фильма, киностудия «Мосфильм» и съемочная группа испытывает большие трудности, так как, согласитесь, создание космических кораблей и станций, какими они будут в 21 веке, с помещениями, коридорами, отсеками и т.д. пусть с долей фантазии и художественного вымысла, задача очень сложная; и ее решение требует для убедительности создания «образа будущего», применения в строительстве декораций наряду с декоративными, бутафорскими элементами, в какой-то степени подлинных фактур, в частности легких металлов...

...просим Вас сделать конструкторские разработки и изготовить ...двери - 2 шт, высота 1,9м, раскладки и проемы на 6 иллюминаторов, раскладки на шаровые иллюминаторы, диаметром 1 м 2 см...»

(опись 8, дело 1889, стр.37-38)

14 декабря 1970 года директора Московского производственно-технического комбината В/О «Союзторгреклама» тов.Грачева В.В. попросили изготовить модели космических станций:

«Для комбинированных съемок фильма требуется изготовить 2 модели орбитальной станции. Киностудия просит Вас принять заказ на изготовление моделей на Вашем комбинате, по прилагаемым чертежам...»

(опись 8, дело 1889, стр.50)

Реализация сложных творческих задач требовала применения большого количества комбинированных съемок. (В те годы комбинированные съемки представляли собой набор кинематографических технологий, позволяющий «комбинировать» в одном кадре несколько изображений для создания на экране «несуществующих» объектов, труднодоступных видов различных природных катаклизмов, взрывов, катастроф и других спецэффектов. Сегодня им на смену пришла компьютерная графика.)

В связи с возникшими трудностями 9 июня 1970 Заместителю Начальника Главного управления художественной кинематографии тов.Литваку М.А. было направлено письмо:

«В связи с тем, что замысел широкоэкранного цветного фильма «Солярис» тесно связан с качеством цветного изображения, а также в связи с большим количеством комбинированных кадров и целых сцен, снимаемых с применением рирпропроекции, рапида и многократных экспозиций, Киностудия "Мосфильм» считает, что для съемок фильма «Солярис» необходима пленка со способностью максимально объективной цветопередачи и высокой светочувствительности».

Письмо от 9 июня 1970 года о предоставлении пленки

Письмо от 9 июня 1970 года о предоставлении пленки

(опись 8, дело.1888 , стр 84)

Интересно отметить, что А.Тарковский во всех своих картинах обращался к шедеврам мировой живописи. Так, в «Ивановом детстве» - это «Апокалипсис» Альбрехта Дюрера, в «Андрее Рублеве» - иконы Рублева, в «Зеркале» - картины Леонардо до Винчи, и т.д. В «Солярисе» для него было важно использовать картину Питера Брейгеля «Охотники на снегу».

В связи с этим в июне 1970 г. директору Музея Изобразительных Искусств им. А.С. Пушкина И.А.Антоновой было направлено письмо с просьбой получить хорошие репродукции для пересъемки этой и некоторых других картин (надо понимать, что из-за плохого качества полиграфической продукции тех лет было невозможно использовать для показа на экране иллюстрации из обычных книг и альбомов.)

«В фильме будут использованы самые высокие достижения человечества и среди них картины Брейгеля, Рембрандта, Дюрера и др. Убедительно просим Вашего разрешения на выдачу для съемок репродукции картины Брейгеля «Охотники на снегу», и «Падение Икара» и 3-х офортов Рембрандта на библейские темы, сроком на 4 дня (24-28.VI.) Сохранность и своевременный возврат гарантируем».

Письмо в ГМИИ им.Пушкина (опись 8, дело 1889, стр.94)

Письмо в ГМИИ им.Пушкина (опись 8, дело 1889, стр.94)

Особые задачи были поставлены перед конструкторским бюро киностудии «Мосфильм», специалисты которого должны были решить несколько сложных задач, в частности «создать невесомость»:

Задание1.» Необходимо устройство, обеспечивающее пребывание двух актеров раздельно в состоянии "невесомости". Амплитуда главных перемещений должна составлять по вертикали - 1,5 и по горизонтали - I м. при радиусе вращения в 20° . От стены декорации актеры удалены на 5 метров...

Задание2. Ленточный транспортер. Вмонтированная в пол декорации движущаяся транспортирующая горизонтальная лента (типа эскалатора), обеспечивающая движение в обе стороны...

Задание 3.   Жалюзи на окна станции "Солярис". Жалюзи в виде сплошной светонепроницаемой шторы, прикрывающей окно, двигающейся в вертикальном направлении в обе стороны от полного открытия до полного закрытия и наоборот...

Заданно 4. Двери на станции "Солярис". Одно- и двухсекционные двери и люки, вмонтированные в декорации. Необходимо обеспечить плотное, плавное и равномерное открывание и закрывание.

Задание 5.Необходимо имитировать старт ракеты механическими средствами, плавный, вертикальный подъем ракеты на высоту 5-7 метров в сочетании с пиротехническими и световыми эффектами, а также создать неравномерную вибрацию ракеты, имитирующую внутреннее воздействие большой силы...»

Задания для конструкторского бюро (опись 8, дело 1889, стр 6-7)

Задания для конструкторского бюро (опись 8, дело 1889, стр 6-7)

Именно поэтому в письме в Госкино от 13 октября 1970 было сказано, что для реализации всех этих сложных задач на фильм были приглашены очень серьезные научные консультанты и что студия просит о продлении подготовительного периода съемок:

«На киностудии «Мосфильм» находится в производстве цветной широкоэкранный фильм «СОЛЯРИС» по одноименному роману С. Лема в постановке режиссера А. Тарковского.

Научно-фантастический фильм «СОЛЯРИС» является в определенном смысле фильмом уникальным, так как требует особой изобразительной выразительности, яркости и убедительности, цель которых - рассказ о неизведанных космических пространствах. Картины Космоса, иных миров, станция «Солярис», города будущего, все то, что должно будить воображение зрителя, увлечь и убедить его, требуют тщательной творческой и технической разработки, художественно-декорационного решения фильма и заготовки большого количества сложных сценическо-постановочных средств.

Вопросы художественно-декорационного оформления фильма «Солярис» исключительно объемны, и их решение связано с необходимостью проведения сложных инженерных и конструкторских разработок.

«Старт» ракеты, создание эффекта «невесомости», движущиеся транспортёры, действующие пульты и автоматические механизмы, транспорт будущего, мебель будущего, специальная одежда, мобили и специальные конструкции для съемок обычных и комбинированных кадров - всё это требует привлечения квалифицированных специалистов, а также особых материалов и различных приборов, на приобретение которых необходимы фонды.

К этой работе киностудия «Мосфильм» привлекла научных и технических специалистов конструкторских бюро, проектных организаций, а также работников Министерства оборонной промышленности, Министерства авиационной промышленности, Министерства радиоэлектроники и предприятий других отраслей Народного хозяйства. Возглавляют эту работу научные консультанты фильма - член-корреспондент АН СССР академик Шкловский И.С. и зам. директора Института космических исследований АН СССР Лукичёв Л.H.

Опыт проделанной работы показал, что сроки готовности необходимых инженерных и конструкторских разработок и проектов, а также сроки их практического воплощения, по техническим и технологическим условиям превышают установленные сроки окончания подготовительного периода. Кроме того, до вступления в съемочный период выявилась необходимость в опытной проверке ряда приспособлений и конструкций, которые явились результатом уже проделанной работы.

В связи с вышеизложенным киностудия «Мосфильм» просит увеличить подготовительный период по фильму «Солярис» на 4 месяца и установить срок его окончания - 30 января 1971 г.

Общий срок производства в этом случае не будет превышать 21 месяц».

Письмо в Госкино от 13 октября 1970 ( опись 18, дело220, стр 200-202)

Письмо в Госкино от 13 октября 1970 ( опись 18, дело220, стр 200-202)

Понимая, что в данном случае работы затягиваются не по вине студии, а из-за новизны поставленных задач и стремления сделать действительно качественный фильм, руководство Госкино разрешило пролонгацию подготовительного периода.

Приказом Генерального директора Киностудии «Мосфильм» №595 от 30 сентября 1970 года в связи с большим количеством сложных архитектурно-конструкторских и инженерных задач, срок завершения подготовительного периода был установлен 2 ноября 1970 года.

Приказ о продлении сроков подготовительного периода от 30 сентября 1970 г. (опись 8, д.1889, стр 39)

Приказ о продлении сроков подготовительного периода от 30 сентября 1970 г. ( опись 8, д.1889, стр. 39)

Работы над картиной продолжилась.....

Иллюстративные материалы: «Информационный центр «Мосфильм-ИНФО».

Поделиться новостью: