Потребность в коллегиальном обсуждении работы по той или иной картине существовала еще до официального создания Художественных советов. Об этом свидетельствовал И.А.Пырьев: «Творческие кадры боролись долгое время за возможность передать свой опыт своим товарищам… Сначала художественные советы на нелегальном положении, потом было дано указание…, и были созданы художественные советы. Это было принято с большим энтузиазмом». (Юмашева О.Г., Лепихов И.А. Феномен «тоталитарного либерализма». Опыт реформы советской кинематографии, 1939-1941 гг..// Киноведческие записки.- 1993/1994.-№20.- с.131-132)
Творческая секция
В 1939-40 годах творческая секция занималась вопросами творческого порядка: обсуждались сценарии «Два командира», «Бабы», «Сердца четырех», «Разгром вражеской эскадры», «Волшебное зерно», «Дом №5» и др. Проводились обсуждения отснятого материала по картинам «Минин и Пожарский», «Поднятая целина», «Ошибка инженера Кочина», «Два командира», «Светлый путь», «Сердца четырех».
Однако нужно отметить, что дирекция не прислушивалась к мнению творческой секции о необходимости решительной переработки таких сценариев как «Два командира», «Разгром вражеской эскадры», они были запущены в производство и только сейчас, после больших затрат, приостановлены.
На заседаниях творческой секции обсуждались также и вопросы реконструкции студии, стахановские методы работы в съемочных группах и др. (Материалы отчета Фабричного Комитета // За большевистский фильм.- 1940.- №51, 23 ноября.)
11 января 1940 г. в целях повышения художественного и идейного качества кинокартин СНК СССР принял Постановление о создании Художественных советов при директорах Московской, Ленинградской, Киевской, Тбилисской, Одесской киностудий художественных фильмов и «Союздетфильма».
Кроме худсоветов на шести киностудиях страны СНК СССР в октябре 1940 г. учредил должность Художественного руководителя. Первым Художественным руководителем на «Мосфильме» стал С.А.Эйзенштейн.
В апреле 1940 г. Комитет по делам Кинематографии утвердил первый состав Художественного совета при дирекции «Мосфильма». В него вошли С.Эйзенштейн, М.Ромм, Ю.Райзман, Е.Дзиган, Г.Александров, И.Пырьев, В.Пудовкин, Б.Волчек, Б. Дубровский-Эшке. Секретарем Совета назначен И.Вайсфельд. (За большевистский фильм.- 1940.- №17).
Состав худсовета постоянно менялся. В Художественный совет при дирекции «Мосфильма» приглашали режиссеров, сценаристов, операторов, художников, актеров, редакторов, директоров картин, композиторов, представителей Госкино и, конечно же, самих членов съемочной группы обсуждаемого фильма.
Художественным советам предписывалось рассмотрение и обсуждение всех вариантов сценария фильма, актерских кинопроб, эскизов художников и композиторов, постановочных проектов, отснятых материалов фильма, впоследствии – составление рекомендательных представлений для Госкино к определению групп (категорий) по оплате фильмов. Отдельные заседания худсоветов посвящались общим вопросам: тематическо-производственный план, выдвижение фильмов на государственные премии…
В 1959 году были созданы Творческие объединения (ТО) киностудии: Первое Творческое объединение во главе с Г.Александровым, Второе Творческое объединение во главе с И.Пырьевым и Третье Творческое объединение во главе с М. Роммом. Постепенно появилось еще пять объединений. Они модифицировались, меняли названия, но в каждом из объединений был свой неповторимый творческий коллектив, характерное направление работы и особый настрой. Художественные советы переместились в Творческие объединения. Причем на худсоветах при ТО стала царить более раскрепощенная атмосфера, и высказывания могли быть смелее. Но общие собрания при дирекции «Мосфильма» в особых случаях продолжали по-прежнему созывать.
Режиссер А.Тарковский и актер Ю.Назаров на съемках фильма «Зеркало»
В.Н.Наумов
… Есть ли у вас какой-то замысел к юбилею? Не могли бы вы рассказать нам о нем? Собираетесь ли вы сами делать такую картину или еще с кем-нибудь?
А.А.Тарковский
Мы писали с А.Кончаловским вместе и намереваемся писать и в дальнейшем. Но мы настолько устали от ожидания работы по своей профессии, что уже ничего не хочется делать.
Тем не менее, есть группа молодых людей, с которыми хочется дальше работать. Если вы занимаетесь искусством, то обязательно с ними столкнетесь, да и страна еще услышит их фамилии. У нас с ним дело литературное – хочу, чтобы он написал сценарий фильма. Это не будет фильм к юбилею просто потому, что тогда еще не было подготовки к 50-летию Советской власти. Это фильм о времени, связанном с войной, с детьми. Действие происходит в маленьком городке.
Это антивоенный, антифашистский, антимилитаристский, не пацифистский фильм. В этом замысле я пытаюсь протестовать против войны, где люди лишаются своего человеческого содержания, у человека пропадает биография.
Мне очень приятно говорить об этом замысле здесь, в этой аудитории, потому что здесь сидят люди, которые знают что такое война, которые сталкивались с ней непосредственно…
Сюжет моего замысла прост. Он строится на характере солдата, человека 22-х лет, крестьянина. Образование у него – 2 класса начальной школы, после чего он стал работать в колхозе. Затем – мобилизация и война. А через год он инвалид.
Фильм должен называться «Контуженый».
Действие происходит в провинциальном городке, недавно освобожденном, после наступления, от немцев.
Контингент населения в этом городке очень странный. Это – местные жители и эвакуированные, которые делятся на 2 части – на москвичей и ленинградцев. Ленинградцы приехали сюда позже…
Герой фильма – инвалид. Его направляют в этот городок, потому что его деревня еще под немцами, она была оккупирована с начала войны. И вот герой фильма приезжает в этот городок, приходит в военкомат и просит устроить его на работу. Потом выясняется, что он ничего не умеет делать, умеет только пахать землю.
В результате после вмешательства военкомата он становится военруком в начальной школе. Это темный, необразованный человек, и он не умеет это делать…
Фабула построена на столкновении между этим человеком и детьми, которая развивается от начала до конца и доходит до кульминации в финале.
Дети очень разные, как известно, жестокие, они не любят человека, который не умеет ими руководить. Самая главная среда в картине – дети – москвичи и ленинградцы. Все они разные. Предполагается, что это четвертый класс…
Возник конфликт между преподавателем военного дела и детьми. Постепенно дети теряют к нему всякое уважение, издеваются над ним до последней степени, вовсе перестают его замечать. На его уроках занимаются всем, чем угодно. Поначалу он боится детей, а потом начинает их ненавидеть. Все это смыкается в большом конфликте. Дети называют его «контуженым». Доходит до страшного накала.
Должны быть дифференцированы характеры детей, тут очень важно, чтобы была правда.
Все это кончается событием, которое имело место в том городке, где я жил во время войны.
Однажды дети приносят в школу противотанковую гранату, начинают ею играть, передают ее с рук на руки. Военрук замечает слишком поздно, что это граната, это случилось только тогда, когда кто-то дернул уж за кольцо и она должна взорваться.
И вот человек, который ненавидит детей, ненавидит военное дело, которым он занимается, потому что этот человек хотел пахать землю, или хотел учиться, ему было всего 22 года, жертвует своей жизнью. Умирает как солдат. Он загоняет детей в противоположный угол класса за печь, ложится около окна животом на гранату и гибнет. Это единственный взрыв во всей картине…
И кончается фильм тем, грубо говоря, что начинается новый день и с этого дня начинается новая жизнь маленьких героев фильма, потому что они потрясены таким поступком, который совершил этот «контуженый».
Фильм связан с большим количеством персонажей и огромным количеством детей.… И все это должно быть очень реалистично. Я бы назвал это безобразным кинематографом, где никакого трюка не будет, где по идее кинематограф должен столкнуться с литературой, потому что кинематографическая образность – это не поэтическая образность.
Мы с Андроном Кончаловским давно задумали написать этот сценарий. Он уже готов. Там все построено на характерах, на правде, и мне кажется, что можно сделать чрезвычайно интересный фильм. Но тут есть одно обстоятельство – именно то, что я сделал полтора года назад картину о войне. Но эта картина должна быть принципиально другой по стилистике, чем первая.
Затем я хочу делать «Рублева», а потом хочу делать современную картину или картину, кончающуюся нашими днями.
Сейчас же я пишу повесть по этому сюжету, который рассказал. Это почти готово. Если дать какому-нибудь профессионалу-писателю, не связанному со своими большими замыслами, а молодому человеку типа Горенштейна. То он бы за месяц все написал, потому что все уже сделано….
Рабочий момент фильма «Зеркало»