Версия для слабовидящих
3

История Мосфильма

Периоды

Введение

Киноконцерн «Мосфильм» — ведущее предприятие киноиндустрии России

Киноконцерн «Мосфильм» — ведущее предприятие киноиндустрии России, объединяющее лучшие творческие и производственные кинематографические силы. Сегодня это одна из самых современных студий в мире, оснащенная высокотехнологическим оборудованием, где осуществляется полный цикл фильмопроизводства. На производственной базе Киноконцерна «Мосфильм» производится большинство современной российской кинопродукции — кинофильмы, телесериалы, рекламные ролики, различные передачи, музыкальные видеоклипы и многое другое.

Мосфильм — часть национального достояния России, его путь неотделим от истории страны, на сотнях километров снятых здесь плёнок — жизнь целого народа и судьба отдельного человека.

Здесь было создано более 2000 полнометражных фильмов, на которых выросло не одно поколение кинозрителей. В разные годы на студии работали замечательные режиссеры, чьи картины вошли в Золотой фонд отечественного и мирового киноискусства:

Сергей Эйзенштейн Александр Довженко Григорий Александров Всеволод Пудовкин Лев Кулешов Абрам Роом Григорий Рошаль Иван Пырьев Михаил Ромм Александр Птушко Юлий Райзман Сергей Юткевич Борис Барнет Ефим Дзиган Александр Зархи Василий Ордынский Михаил Калатозов Александр Столпер Григорий Чухрай Леонид Трауберг Роман Кармен Эльдар Рязанов Леонид Гайдай Михаил Швейцер Александр Алов Владимир Наумов Сергей Бондарчук Георгий Натансон Андрей Тарковский Андрей Кончаловский Александр Митта Георгий Данелия
Константин Воинов Ролан Быков Евгений Карелов Александр Файнциммер Константин Юдин Юрий Озеров Сергей Колосов Эдмон Кеосаян Евгений Матвеев Игорь Таланкин Борис Яшин Марлен Хуциев Самсон Самсонов Василий Шукшин Евгений Матвеев Элем Климов Лариса Шепитько Николай Губенко Владимир Скуйбин Глеб Панфилов Никита Михалков Вадим Абдрашитов Михаил Козаков Юрий Чулюкин Алексей Салтыков Валерий Усков Владимир Краснопольский Владимир Чеботарев Даниил Храбровицкий
Леонид Квинихидзе Владимир Назаров Александр Миндадзе Сергей Тарасов Евгений Ташков Алексей Сахаров Эмиль Лотяну Марк Захаров Александр Прошкин Юлий Карасик Игорь Гостев Петр Тодоровский Владимир Меньшов Владимир Лонской Светлана Дружинина Алла Сурикова Глеб Панфилов Карен Шахназаров Сергей Соловьев Валерий Приемыхов Станислав Говорухин Павел Чухрай Николай Досталь

Фильмы, созданные на киностудии, постоянно участвуют в международных кинофестивалях, конкурсах и кинопоказах, где получают высокое признание, среди наград Мосфильма — призы Московского кинофестиваля, Венецианский «Лев Святого Марка», «Золотая раковина» Сен-Себастьяна, «Золотая пальмовая ветвь» Каннского фестиваля, «Оскары» Американской Киноакадемии, Берлинский «Медведь», российский «Золотой Орел», Государственные премии СССР и Российской Федерации и многие другие награды.

Публикации из архива «Мосфильма»
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1920

1920

НАЧАЛО КИНО­ПРОИЗВОДСТВА

Кинопроизводство в России появилось практически сразу после изобретения кинематографа — в 1896 году, через год после выхода на экраны в Париже фильмов братьев Люмьер. Уже в первые десятилетия ХХ века в России работало несколько киноателье, среди которых самыми известными в Москве были два ателье — Александра Ханжонкова и Иосифа Ермольева.

Простота и доступность этого нового вида искусства оказались востребованы после революции 1917 года. Правительство Советской России быстро оценило роль кино как мощного орудия пропаганды, и в 1919 году специальным указом национализировало все существовавшие кинопредприятия. В первые годы советскому государству нужно было решать много важных задач, и возрождение некогда цветущей киноиндустрии заняло среди них одно из первых мест. Уже в 1922 году Декретом Совнаркома РСФСР бывшие ателье А.Ханжонкова и И.Ермольева были переданы в ведение Центрального государственного фотокинопредприятия «Госкино» в качестве соответственно Первой и Третьей кинофабрик. Многочисленные административные изменения привели вскоре к объединению этих фабрик в единое предприятие, которое и станет в дальнейшем Киностудией «Мосфильм».

1924

В 1923 году Первая и Третья фабрики Госкино, размещенные в бывшем ателье Ханжонкова на Житной и в бывшем ателье Ермольева в Брянском переулке, были объединены в единое предприятие.

30 января 1924 года на экраны вышел фильм о героизме советских летчиков и авиаконструкторов «На крыльях ввысь» режиссера Бориса Михина . Именно эту дату сегодня принято считать днем рождением «Мосфильма».

В 20-е годы на студии работали Сергей Эйзенштейн («Стачка» 1924, «Броненосец «Потемкин» 1925, «Октябрь» 1927), Лев Кулешов («Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» 1924, «Луч смерти» 1925), Абрам Роом («Предатель» 1926, «Третья Мещанская» 1927 ), Всеволод Пудовкин («Потомок Чингис-хана» 1928), и многие другие выдающиеся кинорежиссеры.

Режиссер Сергей Эйзенштейн за монтажом. 1920-е годы

Среди наград, присужденных фильмам в этот период:

1925 — Золотая медаль на Международной выставке декоративных искусств в Париже (Франция) фильмам «Стачка» (1924, С.Эйзенштейн) и «Броненосец «Потемкин» (1905 год) (1925, С.Эйзенштейн).

Этот фильм также назван первым из ста лучших фильмов в истории кино по различным опросам киноведов мира (проведенного в разные годы итальянским издательством «А.Мондадори» в Милане (Италия), журналом «Кино» (Польша), «Сайт энд саунд» (Англия) и др.)

Первая фабрика Госкино. Реквизиторская

Первая фабрика Госкино. Реквизиторская

Во второй половине 20-х годов после успеха фильма Сергея Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин» и в связи с серьезным ростом кинопроизводства встал вопрос о расширении студии. В 1927 году на Воробьевых горах в районе деревни Потылиха началось строительство нового киногорода. Здесь удобно, компактно и целесообразно будут собраны все необходимые цеха и службы, костюмы и декорации, киносъемочная аппаратура, осветительная техника, все для монтажа пленки и печати копий для проката.

Пригласительный билет

Деревня Потылиха

Малое ателье (павильон) на Житной

1930

1930

1934

В 30-е годы на Мосфильме были выпущены замечательные комедии Григория Александрова «Веселые ребята» (1934), «Цирк» (1936), «Волга-Волга» (1938), в которых блистала всенародно любимая актриса Любовь Орлова. Иван Пырьев снял комедию «Трактористы» (1939), в которых главные роли исполняли звезды советского экрана 30-х годов — Марина Ладынина, Николай Крючков, Борис Андреев. Фильмы Михаила Ромма «Ленин в Октябре» (1937) и «Ленин в 1918 году» (1939) положили начало созданию образа вождя мировой революции, в картине Константина Юдина «Девушка с характером» (1939) зрителей покорила Валентина Серова, в «Подкидыше» (1939) Татьяны Лукашевич блистательные образы создали Фаина Раневская и Ростислав Плятт.

Огромной популярностью пользовались историко-патриотические фильмы «Александр Невский» (1938) Сергея Эйзенштейна, «Минин и Пожарский» (1939) и «Суворов» (1940) Всеволода Пудовкина. Фильмы Александра Птушко «Новый Гулливер» (1935) и «Золотой ключик» (1939) поражали техническими новшествами комбинированных съемок, благодаря чему на экране люди и куклы были равноценными партнерами.

Главный корпус в начале 1930-х годов.

Хорошо видны большие раздвижные ворота в павильон

1936 — Несколько раз с 1924 года кинофабрика меняла свое название, среди которых были Московская фабрика «Союзфильм», «Москинокомбинат», «Кинофабрика «Мосфильм», пока 4 января 1936 года было окончательно принято название «Киностудия «Мосфильм».

1939 год — За выпуск выдающихся по своим идейно-художественным и техническим качествам кинокартин Киностудия «Мосфильм» была награждена Орденом Ленина

Публикация указа о награждении студии в мосфильмовской газете «За большевистский фильм»

Среди наград, присужденных фильмам в этот период:

1934 — Кубок на II МКФ в Венеции (Италия) за лучшую программу фильмов которые, благодаря богатству жанров и большим художественным достоинствам, представляют собой наиболее зрелое техническое достижение («Веселые ребята» (1934, Г.Александров), «Петербургская ночь» ( 1934, Г.Рошаль, В.Строева) «Новый Гулливер» (1935, А.Птушко), «Пышка» (1934, М.Ромм)
1938 — Сталинская премия фильму «Александр Невский (1938, С.Эйзенштейн)
1940 — Сталинская премия фильму «Суворов» (1940, В.Пудовкин)
1941 — Сталинская премия фильму «Волга-Волга» (1938, Г.Александров)
1941 — Сталинская премия фильмам «Трактористы» (1939, И.Пырьев), «Ленин в 1918 году» (1939,М.Ромм)

1940

1940

1944

1941 — С начала Великой Отечественной войны 950 сотрудников Мосфильма, отказавшись от брони, ушли добровольцами в дивизии народного ополчения и в Особую Третью Московскую Коммунистическую стрелковую дивизию. 685 работников студии были награждены орденами и медалями, 146 мосфильмовцев не вернулись с фронта...

В сентябре 1941 года в связи с угрозой немецкого наступления на Москву правительство приняло решение об эвакуации важных предприятий, в том числе и киностудии. 14 октября эшелон с сотрудниками, оборудованием, реквизитом, костюмами был отправлен в Алма-Ату.

Там на базе Алма-Атинской студии кинохроники была создана Центральная Объединенная Киностудия художественных фильмов (ЦОКС), где с 1941 по 1944 год работали студии Мосфильм и Ленфильм.

1942 — После разгрома немцев под Москвой было положено начало перелома в войне. Уже в конце 1942 года было приняло решение о восстановлении киностудии «Мосфильм». С 1943 года творческие работники и инженерно-технический персонал стали возвращаться в Москву и началось постепенное возобновление работы всех производственно-технических и подсобных цехов.

Режиссер Сергей Эйзенштейн на съемках фильма «Иван Грозный». 1944 год

Несмотря на огромные трудности, в дни войны были сняты замечательные картины, которые помогали советским людям сохранять бодрость и уверенность в победе. Среди них — сборники военно-патриотических короткометражных фильмов «Боевые киносборники» (1941-1942), фильмы «Фашизм будет разбит» (1941) Эсфири Шуб, «Секретарь райкома» (1942) Ивана Пырьева, «Машенька» (1942) Юлия Райзмана, «Жди меня» (1943) Александра Столпера и Бориса Иванова, «Нашествие» (1944) Абрама Роома, «В шесть часов вечера после войны» (1944) Ивана Пырьева, «Иван Грозный» (1944-1945) Сергея Эйзенштейна и другие картины.

Среди наград, присужденных фильмам в этот период:
1942 — Сталинская премия за фильм «Свинарка и пастух» (1941, И.Пырьев)
1943 — Сталинская премия за фильм «Машенька» (1942, Ю.Райзман)
1946 — Сталинская премия за фильм «В 6 часов вечера после войны» (1944, И.Пырьев)
1946 — Сталинская премия фильму «Иван Грозный» (1943, С.Эйзенштейн)
1946 — Большой международный приз «за лучший цвет» на I МКФ в Каннах (Франция) фильму «Каменный цветок» (1946, А.Птушко)
1947 — Сталинская премия фильму «Адмирал Нахимов» (1946, В.Пудовкин), и фильму почетный диплом этому фильму на VIII МКФв Венеции (Италия)
1948 — Сталинская премия фильму «Сказание о земле сибирской» (1947, И.Пырьев)
1951 — Сталинская премия фильму «Кубанские казаки» ( 1949, И.Пырьев)
1953 — Приз «Золотой колос» на МКФ на сельскохозяйственную тему в Риме фильму «Возвращение Василия Бортникова» (В. Пудовкин, 1953 г.)
1953 — «Серебряная медаль» на IV МКФ документальных фильмов в Венеции фильму «Арена смелых» (Ю. Озеров, С. Гуров, 1953 г.)

1947 — на экране впервые появилась эмблема киностудии — скульптурная композиция «Рабочий и колхозница» на фоне Спасской башни Кремля.

Макет, созданный В. Мухиной, в настоящее время можно видеть в экспозиции на 1-м этаже Главного корпуса «Мосфильма»

Композиция «Рабочий и колхозница» была создана скульптором Верой Мухиной для павильона СССР (построенного по проекту архитектора Бориса Иофана) на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. Выразительная композиция, прославляющая людей труда, сразу же привлекла всеобщее внимание и получила на выставке высшую награду, а ее автор Вера Мухина — мировое признание. После триумфального успеха в Париже скульптура была перевезена в Москву и установлена перед входом на Всесоюзную Сельскохозяйственную Выставку.

Для Мосфильма Вера Мухина сделала авторскую копию своей знаменитой композиции. Именно эта скульптура впервые появилась в фильме «Весна» режиссера Григория Александрова в 1947году и до сих пор является незыблемым символом киностудии «Мосфильм».

Первые варианты марки с 1947 года

1948 - В Институте по проектированию кинопредприятий и кинотеатров (ГИПРОКИНО) было создано специальное бюро, сотрудники которого под руководством главного архитектора Г.Лаврова разработали в 1948 году проект дальнейшего расширения студии - «Большой Мосфильм».
1950

1950

1954

С середины 1950-х годов начался существенный рост советского кинопроизводства. Директором Киностудии «Мосфильм» в 1954 году был назначен известный кинорежиссер Иван Александрович Пырьев. Эту должность он занимал только до 1957 года, однако именно в это время было начато строительство «Боль-шого «Мосфильма», которое так долго откладывалось. Проект 1948 года был существенно переработан и изменен, вместо чрезмерного архитектурного декорирования зданий упор был сделан на техническое оснащение новых объектов. Сократив огромные ненужные затраты, вырученные средства были вложены в новые технологии, получено современное кинооборудование, многократно расширены производственные мощности, что дало возможность резко увеличить производство до 35-40 фильмов в год.

Режиссер Михаил Ромм

В итоге на территории студии появились два блока павильонов, здание отдела декоративно-технических сооружений, Тонстудия и другие объекты.

Строительство второго и третьего блока павильонов

С середины 50-х годов на экраны страны стали выходить цветные и широкоэкранные картины, снятые на Мосфильме — «Илья Муромец» (1956) режиссера Александр Птушко, трилогия «Хождение по мукам» (1957-1959) режиссера Григория Рошаля, широкоформатные фильмы, среди которых первой была «Повесть пламенных лет» (1960) режиссера Юлии Солнцевой, продолжилась разработка стереофильмов (первый стереофильм на киностудии «Мосфильм» — «Машина 22-17» был снят еще в 1947 году).

Режиссер Михаил Калатозов на съемках фильма «Летят журавли». 1957 год

В эти годы на Мосфильме был разработан проект создания творческих объединений, которым давались широкие полномочия в кинопроизводстве. Такие Объединения появились в структуре киностудии с 1957 года и они могли самостоятельно решать различные производственные вопросы, утверждать актерские пробы, обсуждать отснятый материал и готовые картины. Положительный результат такой работы на Мосфильме привел к созданию аналогичных структур на других киностудиях СССР.
С конца 50-х годов после развенчания «культа личности», когда целью произведений искусства ставилось обязательное прославление руководящей роли партии и лично Сталина, существенно изменилась творческая атмосфера в стране. Киноискусство обратилось к внутреннему миру человека — рассказывая о войне, режиссеры стали показывать не только подвиги и героизм советских людей, но и их личные переживания или обычные жизненные ситуации. Именно такими стали новаторские картины «Летят журавли» (1957) Михаила Калатозова, «Судьба человека» (1959) Сергея Бондарчука, «Баллада о солдате» (1959) Григория Чухрая.

Среди наград, присужденных фильмам в этот период:

1954 — Премия за лучший лирический фильм на VIII МКФ в Каннах (Франция) фильму «Ромео и Джульетта» (1954, реж.Л.Арнштам, Л.Лавровский)
1955 — Приз «Серебряный лев св. Марка» на XVI МКФ в Венеции (Италия, 1955г.) фильму «Попрыгунья» (С.Самсонов, 1955)
1955 — Премия национальной ассоциации итальянских кинокритиков «Франческо Пазинетти» XVI МКФ в Венеции (Италия) фильму «Попрыгунья» (С.Самсонов, 1955) 1956 — Приз за лучшую постановку на IХ МКФ в Каннах (Франция) фильму «Отелло» (1956, С.Юткевич)
1957 — Главная премия на X МКФ в Карловых Варах (ЧССР) фильму «Высота» (1957, А.Зархи)
1958 — Приз «Золотая Пальмовая ветвь» на ХI МКФ в Каннах (Франция) фильму «Летят журавли» (1957, М. Калатозов)
1958 — Приз «Серебряное сомбреро» на I МКФ в Гвадалахаре (Мексика) фильму «Летят журавли» (1957, М. Калатозов)
1960 — Приз «Золотые ворота» на IV МКФ в Сан-Франциско (США) фильму «Баллада о солдате» (Г. Чухрай, 1959 г.)
1960 — Приз «Золотые ворота» за лучший короткометражный фильм на IV МКФ в Сан-Франциско (США) фильму «Месть» (И. Поплавская, 1959 г.)
1961 — «Кубок Позинетти» на XXII МКФ в Венеции фильму «Мир входящему» (А. Алов, В. Наумов, 1961 г.)
1961 — Большой золотой приз на I МКФ в Москве фильму «Судьба человека» (1959, С.Бондарчук
1962 — Приз «Золотые ворота» на V МКФ в Сан-Франциско (США) фильму «Чистое небо» (1961, Г.Чухрай)
1962 — Главная премия на XIII МКФ трудящихся Чехословакии в Праце (ЧССР) фильму «Девять дней одного года» (1961, М.Ромм)
1962 — Государственная премия СССР фильму «Девять дней одного года» (1961, М.Ромм)
1962 — гран-при — «Золотой Лев Св. Марка» на XXIII МКФ в Венеции (Италия) фильму «Иваново детство» ( 1962, А.Тарковский)
1963 — Специальный приз на XXIV МКФ в Венеции (Италия) фильму «Вступление» (1962, И.Таланкин)

В эти годы продолжилось строительство Мосфильма. Были возведены новые здания — производственного корпуса, монтажного цеха, блока малогабаритных павильонов. В русле поставленных перед страной задач увеличения темпов строительства при его удешевлении архитектура этих зданий лишена всякой декоративности в пользу функциональности.

Макет «Мосфильма». 1960-е годы

1960

1960

1964

Этот период больших надежд получил в нашей истории название «оттепели», которая дала возможность ощутить и во многом реализовать свободу творчества. В эти годы общего подъема кинематограф однозначно сохранял роль авангарда культуры.

1960-е годы стали новым этапом в кинопроизводстве.

На Мосфильм пришло молодое поколение режиссеров. Андрей Тарковский переосмыслил русскую историю в «Андрее Рублеве» (1966), Андрей Кончаловский открыл простую красоту русской деревни в «Асином счастье» (1966), Элем Климов выпустил блистательную картину «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» (1964), Марлен Хуциев снял ставший хрестоматийным фильм «Июльский дождь» (1966), Леонид Гайдай покорил миллионы зрителей знаменитыми комедиями «Операция “Ы” и другие приключения Шурика» (1965) и «Кавказская пленница» (1966), а Сергей Бондарчук воплотил в жизнь беспрецедентный проект — эпопею «Война и мир» (1965–1967), одну из самых сложных в постановочном отношении картин в мировом киноискусстве.

Расширение киностудии позволило поднять производственную мощность Мосфильма до 50 картин в год, что было абсолютным рекордом в СССР.

Среди наград, присужденных фильмам в этот период:
1964 — «Главный приз» Всесоюзного кинофестиваля в Ленинграде, за фильм «Тишина» (В. Басов, 1963 г.)
1965 — «Большой золотой приз» IV МКФ в Москве за фильм «Война и мир» (С,Бондарчук, 1965-1967)
1965 — Гран при «Золотой голубь» на VIII МКФ докум. и к/м фильмов в Лейпциге (ГДР) фильму «Обыкновенный фашизм» ( 1965, М.Ромм)
1966 — Большой приз «Золотой лев Св. Марка» за лучший фильм на XVIII МКФ фильмов для детей и юношества в рамках XXVII МКФ в Венеции (Италия) фильму «Звонят, откройте дверь» ( 1965, А.Митта)
1967 — Приз «Золотой леопард» на XXI МКФ в Локарно (Швейцария) фильму «Осенние свадьбы» ( 1967, Б.Яшин)
1968 — Гран-при «Золотой идол древних инков» на МКФ в Чиклайо (Перу) фильму «Железный поток» ( 1967, Е.Дзиган)
1968 — Премия Ленинского Комсомола за фильм «Вызываем огонь на себя» (1964, С.Колосов)
1968 — «Золотая раковина» XVI МКФ в Сан-Себастьян, за фильм «В небе только девушки» (В. Журавлев, 1967 г.)
1968 — Премия «Оскар» Американской академии киноискусства (США, 1968г.) — фильм «Война и мир» (С,Бондарчук, 1965-1967)
1968 — Премия «Хрустальный приз» XVI МКФ в Карловых Варах за фильм «Твой современник» (Ю. Райзман, 1957 г.)
1972 — Ленинская премия фильму «Освобождение» ( 1967-68, Ю.Озеров) 1972 — Специальная премия экуменического жюри на XXV МКФ в Каннах (Франция) фильму "Солярис«( 1972, А.Тарковский)
1973 — одна из главных премий на III МКФ к/ф в Оберхаузене (ФРГ) фильму «Спорт, спорт, спорт» (1970, Ю.Озеров)
1973 — Государственная премия фильму «Пришел солдат с фронта» ( 1971, Н.Губенко)
1973 — Государственная премия фильму «Горячий снег» (1972, Г.Егиазаров)

Режиссер Евгений Карелов на съемках фильма «Служили два товарища». 1968 год

В эти годы на студии работали Александр Алов и Владимир Наумов («Мир входящему» 1961, «Скверный анекдот» 1966), Юлий Райзман «А если это любовь?» (1961), Георгий Данелия («Тридцать три» 1965), Лариса Шепитько («Крылья» 1966), Ролан Быков («Айболит-66» 1966), Владимир Басов («Щит и меч» 1967-1968), Юрий Озеров («Освобождение» 1968-1971), Александр Митта («Гори, гори, моя звезда» 1969), и многие другие.

В 1962 году для съемок киноэпопеи режиссера Сергея Бондарчука «Война и мир» был сформирован специальный Кавалерийский полк, благодаря которому были успешно сняты все масштабные сцены сражений 1805-1812 годов. Полк не был расформирован и существовал как особое подразделение вооруженных сил СССР для постоянного участия в киносъёмках.

В 1966 году в системе Комитета по кинематографии при Совете Министров СССР в подмосковном поселке Алабино была создана Военно-техническая кинобаза (ВТКБ). . Сюда для съемок передавалось устаревшее вооружение и бронетехника, которые обслуживали сотрудники из уволенных в запас офицеров и солдат.

База была закреплена за Киностудией «Мосфильм», но техникой активно пользовались все киностудии страны.

Режиссер и актер Сергей Бондарчук на съемках фильма «Война и мир». 1967 год

Режиссер Эдмонд Кеосаян на съемках фильма «Новые приключения неуловимых». 1968 год

Режиссер Андрей Тарковский на съемках фильма «Солярис». 1972 год

1970

1970

1974

Режиссер Василий Шукшин на съемках фильма « Калина красная». 1974 год

1970-е годы в отечественной истории приято считать годами «застоя». Однако для Мосфильма это время было крайне успешным и плодотворным. В 1970 году генеральным директором студии был назначен Николай Трофимович Сизов. И хотя он пришел на киностудию после работы в Министерстве внутренних дел и не знал кинопроизводства, Николай Трофимович отнесся к новой для себя деятельности увлеченно и толково. Ежегодно на Мосфильме в это время снималось до 55 картин, среди которых — «Калина красная» (1973) Василия Шукшина, «Солярис» (1972) и «Сталкер» (1979) Андрея Тарковского, «Сто дней после детства» (1975) Сергея Соловьева, «Восхождение» (1976) Ларисы Шепитько, «Бег» (1970) Александра Алова и Владимира Наумова, «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974) Никиты Михалкова, «Ирония судьбы или С легким паром!» (1975) Эльдара Рязанова и многие другие. Кинематограф, несмотря на государственное вмешательство и планирование, тем не менее, оставлял широкую возможность для творческого самовыражения.

В эти годы Мосфильм продолжал активно сотрудничать с зарубежными партнерами. Совместное производство кинокартин на «Мосфильме» было начало еще в 1951 году, в дальнейшем в 60-70 е годы были сняты такие картины «Они шли на восток» (1964) Джуппе де Сантиса, «Звезды и солдаты» (1967) Миклоша Янчо, «Красная палатка» (1969) Михаила Калатозова, «Освобождение» (1968-1971) и «Солдаты свободы» (1977) Юрия Озерова, «Невероятные приключения итальянцев в России» (1973) Эльдара Рязанова, «Дерсу Узала» (1975) Акиры Куросавы, «Жизнь прекрасна» (1979) Григория Чухрая, «Свеаборг» (1972) Сергея Колосова и другие.

1974 — В 1974 году за высокие заслуги в развитии советского киноискусства и в связи с 50-летим студии Указом Президиума Верховного совета СССР от 23 января 1974 года Киностудия «Мосфильм» была награжден орденом Октябрьской революции.

Режиссер Гавриил Егиазаров

Среди наград, присужденных фильмам в этот период:
1975 — Премия «Оскар» Американской академии киноискусства (США, 1975г.) фильму «Дерсу Узала» (А.Куросава, 1975) за лучший иностранный фильм
1975 — «Главный приз» IX МКФ в Москве фильму «Дерсу Узала» (А. Куросава, 1975 г.)
1976 — Государственная премия фильму «Сто дней после детства» (1975, С.Соловьев)
1976 — Государственная премия фильму «Розыгрыш» (1976, В.Меньшов)
1977 — Главный приз «Золотой медведь» XXVII МКФ в Берлине (ГДР, 1977г.) — фильм «Восхождение» (Л.Шепитько, 1976)
1977 — Приз международной встречи кино социалистических стран в Неаполе, за фильм «Собственное мнение» (Ю. Карасик, 1977 г.)
1977 — Приз «Давид ди Донателло» Международный кинематографический приз (Италия) фильму «Дерсу Узала» (А. Куросава, 1975 г.)
1978 — Юольшой приз «Золотой Лачено» на XIX МКФ в Авелино (Италия) фильму «Мимино» (1977, Г.Данелия)
1978 — Золотая медаль им.А.Довженко фильму «Судьба» (1977, Е.Матвеев)
1979 — Главный приз на XXII МКФ в Карловых Варах (ЧССР) фильму «осенний марафон» (1979, Г.Данелия)
1979 — Приз на МКФ телевизионных фильмов «Злата Прага» в Праге (ЧССР) фильму «Тот самый Мюнхгаузен» (1979, М.Захаров)
1980 — Государственная премия фильму «Вкус хлеба» (1979, А.Сахаров)
1981 — Премия «Оскар» Американской академии киноискусства (США) фильму «Москва слезам не верит» (В.Меньшов, 1979)
1982 — Приз «Золотой орел» I МКФ в Маниле (Филлипины, 1982г.) фильму «Любимая женщина механика Гаврилова» (П.Тодоровский, 1981)
1983 — «Главный приз» X всесоюзного кинофестиваля телевизионных фильмов в Алма-Ате, за фильм «Вечный зов» (В. Усков, В. Краснопольский, 1973-1983 гг.)
1983 — Золотой приз XIII МКФ в Москве фильму «Васса» (1982, Г.Панфилов)
1984 — Специальный приз жюри МКФ музыкальных фильмов в Гренобле (Франция) фильму «Мы из джаза» (1983, К.Шахназаров)

1980

1980

1984

В это время в стране был взят курс на «ускорение и перестройку», который характеризовался значительными социально-политическими и экономическими реформами. После Пленума ЦК КПСС 1985 года была ослаблена цензура и провозглашена политика «гласности». В результате общей либерализации были открыты архивные документы, перестали замалчиваться хозяйственные проблемы, были обозначены различные ранее запрещенные темы.

На Киностудии «Мосфильм» в этот период были сняты картины, для которых характерны поиск внутренней свободы, раскрепощение и попытка выйти за общепризнанные иделогические нормы — «Остановился поезд» (1982) Вадима Абдрашитова, «Мы из джаза» (1983) Карена Шахназарова, «Чучело» (1983) Ролана Быкова, «Иди и смотри» (1985) Элема Климова, «Кин-дза-дза!» (1986) Георгия Данелии, «Плюмбум или Опасная игра» (1986) Вадима Абдрашитова, «Курьер» (1986) и «Город Зеро» (1988) Карена Шахназарова, «Асса» (1987) Сергея Соловьева, «Холодное лето 53-го...» (1987) Александра Прошкина, «Так жить нельзя» (1990) Станислава Говорухина и другие.

Среди наград, присужденных фильмам в этот период:
1986 — Специальный приз МКФ в Рио-де-Жанейро (Бразилия) фильму «Кин-дза-дза!» (1986, Г.Данелия)
1988 — Государственная премия им. братьев Васильевых фильму «Курьер» (1986, К.Шахназаров)
1988 — Премия «Ника» Российской академией кинематографических искусств фильму «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» (А.Кончаловский, 1988, режиссерская версия фильма «Асино счастье», 1966)
1989 — Государственная премия им. братьев Васильевых фильму «Крейцерова соната» (1987, М.Швейцер, С.Милькина)
1989 — Государственная премия СССР фильму «Холодное лето 53-го...» (1987, А.Прошкин)
1989 — Специальный приз жюри на XXXIX МКФ в Зап. Берлине (Германия) фильму «Слуга» (1988, В.Абдрашитов)
1991 — Премия «Ника» Российской академии кинематографических искусств, за фильм "Так жить нельзя «(С. Говорухин, 1990 г.)
1991 — Главный приз на МКФ в Белграде (Югославия) фильму «Цареубийца» (1991, К.Шахназаров)

Элем Климов на съемках фильма «Иди и смотри»

С 1989 года Мосфильм находится на полном хозрасчете и самоокупаемости, что предполагает такой же полный объем уплаты всех налогов. С учетом произведенных изменений 19 октября 1990 года Совет Министров СССР принял постановление «О создании Киноконцерна «Мосфильм».
1990

1990

1994

В 1998 году Генеральным директором Киноконцерна «Мосфильм» стал кинорежиссер Карен Георгиевич Шахназаров. Как и вся страна в те годы киностудия находилась в тяжелейшем состоянии: государство не выделяло деньги на съемки, оборудование морально и технологически устарело, здания, помещения и инженерные коммуникации находились в аварийном состоянии и требовали немедленного ремонта.

Карен Шахназаров поставил перед собой амбициозную и, в тот момент казалось, недостижимую цель — превратить «Мосфильм» в современную, высокотехнологичную киностудию мирового уровня.

Несмотря на поднимавшийся вопрос о приватизации студии, новый руководитель «Мосфильма» и правление Киноконцерна (в состав которого кроме Карена Шахназарова входили Георгий Данелия, Владимир Меньшов, Владимир Наумов, Сергей Колосов, Сергей Соловьев, Валентин Черных, Вадим Абдрашитов, Станислав Говорухин) категорически протестовали как против потери прав на коллекцию фильмофонда, так и против превращения «Мосфильма» в частное предприятие, понимая, что это может привести к гибели студии. Время показало, что это было единственно правильное решение.

Среди наград, присужденных фильмам в этот период:
1998 — Главный приз жюри, приз ФИПРЕССИ и приз публики на II Международном кинофестивале в Паличе (Югославия, 1998 г.) фильму «День полнолуния» (1998, К.Шахназаров)
1999 — Приз за лучший фильм присужденный детским жюри на МКФ фильмов для детей и юношества в Каннах (Франция) фильму «Кто, если не мы» (1999, В.Приемыхов)
2002 — «Гран при» Фестиваль Российского кино Онфлере (Франция) фильму «Звезда» (2002, Н.Лебедев)
2003 — Гран при «Золотой факел» на VIII МКФ в Пхеньяне (КНДР) фильму «Звезда» (Н. Лебедев, 2002 г.)

2000

2000

2004

Режиссер Карен Шахназаров на съемках фильма «Всадник по имени Смерть». 2004 год

В 2000-е годы на студии прошла масштабная реконструкция и модернизация всех павильонов, постоянно закупается передовое оборудование и киноаппаратура, студии перезаписи Киноконцерна первыми в стране получили сертификаты «Долби-Премьер», а теперь и «Долби-Атмос», уникальная акустика Первой музыкальной студии привлекает сюда для записи музыки выдающихся российских и зарубежных музыкантов и исполнителей (Мишель Легран, Эннио Морриконе, Леонид Десятников, Монсеррат Кабалье, Хосе Каррерас, Дмитрий Хворостовский, Тамара Гвердцители, Хибла Герзмава, Юрий Башмет, Игорь Бутман, Алексей Козлов, Елена Камбурова, Алла Пугачева, Андрей Макаревич, Борис Гребенщиков, Александр Градский, Александр Розенбаум, Марк Алмонд и многие другие).

2010

2010

2014

В 2013 году Кареном Шахназаровым был инициирован масштабный инвестиционный проект развития Киноконцерна «Мосфильм», практическая разработка которого началась в 2016 году.

Впервые с середины ХХ века на «Мосфильме» предприняты столь масштабные изменения. В 2019 году были введены в эксплуатацию два новых объекта — новое здание хранилища сценическо-постановочных средств — Дом костюма и реквизита общей площадью 15 500 кв.м и новый 16-й съемочный павильон общей площадью 2 500 кв.м. В Доме костюма и реквизита разместилась огромная коллекция Киноконцерна — одежда различных исторических эпох — около 300 тысяч костюмов и предметов одежды, а также около 200 тысяч единиц самого разнообразного реквизита. Это трехуровневое здание со множеством функциональных зон, модернизированными системами хранения и продуманной логистикой. Здесь же на цокольном этаже находится и внушительная коллекция ретроавтомобилей.

Дом костюма и реквизита

Среди наград, присужденных фильмам в этот период:
2015 — Приз «Ecumenical» на МКФ в Монреале (Канада) фильму «Дорога на Берлин» (2015, С.Попов)
2017 — Приз «Golden Reel Award» на МКФ в Тибуроне (США) фильму «Анна Каренина. История Вронского» ( 2017, К.Шахназаров)
2017 — Премия «Золотой орел» Национальной Академии кинематографических искусств и наук России фильму «Анна Каренина» (телесериал, 2017, К.Шахназаров)
2018 — Премия ФСБ России фильму «Решение о ликвидации» ( 2018, А.Аравин)
2021 — Приз кинофестиваля в Шэньчжэне (КНР) фильму «Владивосток» ( 2021, А.Борматов)

16-й съемочный павильон

Современный 16-й павильон отличает особая высота потолков — около 16 метров, что позволяет построить здесь декорацию для любого амбициозного кино- или телепроекта. Павильон обладает уникальными акустическими возможностями: многоуровневая система звукоизоляции дает возможность проводить запись звука непосредственно на съемочной площадке.

2020

2020

2024

К настоящему времени Киноконцерн стал одним из наиболее передовых и крупнейших кинопредприятий в мире. Студия отвечает самым современным требованиям кинопроизводства, соответствует мировым стандартам, как по уровню технического оснащения, так и по широкому спектру оказываемых услуг, что позволяет обеспечить производство фильма в полном объеме на всех стадиях кинопроизводства, включая подготовительный, съемочный и монтажно-тонировочный периоды. При этом оставаясь государственной структурой, «Мосфильм» работает и развивается исключительно на собственные средства, не имеет государственного финансирования, сохраняя рентабельность и находясь на полной самоокупаемости и самофинансировании.

К настоящему времени Киноконцерн стал одним из наиболее передовых и крупнейших кинопредприятий в мире. Студия отвечает самым современным требованиям кинопроизводства, соответствует мировым стандартам, как по уровню технического оснащения, так и по широкому спектру оказываемых услуг, что позволяет обеспечить производство фильма в полном объеме на всех стадиях кинопроизводства, включая подготовительный, съемочный и монтажно-тонировочный периоды. При этом оставаясь государственной структурой, «Мосфильм» работает и развивается исключительно на собственные средства, не имеет государственного финансирования, сохраняя рентабельность и находясь на полной самоокупаемости и самофинансировании.

Золотая кнопка YouTube за 1 млн подписчиков на канале Мосфильма. На январь 2024 года на канал уже подписаны 6 млн человек.

В 2023 году на территории Концерна открылись два новых ультрасовременных объекта — самый крупный в России 17-й съёмочный павильон общей площадью 3 500 кв.м. и Центр Кино.

17-й съемочный павильон

Здание Центра Кино совмещает функциональность, высокие технологии и современный дизайн, оно гармонично вписано в общий архитектурный облик «Мосфильма» и в существующий городской ландшафт. На общей площади 7000 кв.м размещены оснащенные современным оборудованием большой киноконцертный зал на 500 мест и три небольших кинозала, а также атриум и различные выставочные пространства.

Центр Кино

Сегодня «Мосфильм» — так же как и всегда — открыт для творческого сотрудничества и прочно удерживает место ведущего кинопредприятия России.

«Мосфильм» сейчас ни в чём не уступает ни одной киностудии мира — это результат нашей большой кропотливой работы. Мы стараемся идти в ногу со временем — с учётом потребностей кино- и телеиндустрии. Я рад, что всё задуманное нами, постепенно воплощается в жизнь, уже заработали «Дом костюма и реквизита», 16-й павильон. По завершению второй очереди строительства, «Мосфильм» обретёт законченный облик — перемены действительно можно назвать глобальными, ничего подобного в новейшей истории российской киноиндустрии ещё не происходило!" —отметил генеральный директор Киноконцерна «Мосфильм» Карен Шахназаров.