Версия для слабовидящих
3

«Золотой теленок»: онлайн-премьера отреставрированной версии картины

Главы
17 ноября 2023
320
Специалисты «Мосфильма» провели покадровую цифровую реставрацию изображения и звука советской двухсерийной картины «Золотой телёнок». Фильм Михаила Швейцера, вышедший на экраны в 1968 году, стал первой экранизацией одноименного юмористического романа И. Ильфа и Е. Петрова. С 19 −00 (мск) 17 ноября лента доступна для просмотра на официальном YouTube-канале «Мосфильма» в формате 4К. Подробнее о картине и её создателях — в материале Mosfilm.ru.

«Золотой телёнок», «Мосфильм»,
Творческое объединение писателей
и киноработников, 1968 г.

Оригинальный плакат

Жанр: комедия

Режиссёр: Михаил Швейцер

На основе:  «Золотой телёнок» И. Ильф, Е. Петров

Автор сценария: Михаил Швейцер

В главных ролях: Сергей Юрский, Леонид Куравлёв, Зиновий Гердт, Евгений Евстигнеев

Композитор: Георгий Фиртич

Длительность: 164 мин

Сюжет

Приключения Остапа Бендера на фоне картин советской жизни начала 1930-х годов. Экранизация одноименного юмористического романа И. Ильфа и Е. Петрова.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ПОДБОР АКТЕРОВ

Экранизацию «Золотого телёнка» Михаил Швейцер задумал ещё в 1962 году. Однако отмашка от Госкино режиссером была получена только пять лет спустя. Произошло это благодаря искусствоведу Георгию Куницыну. Стоит отметить, что решение Швейцера, ранее поставившего ряд серьёзных проблемных картин (включая экранизацию «Воскресения» Льва Толстого), взяться за сатирический роман, было неожиданным.

Режиссёр изначально хотел снимать в роли Бендера Сергея Юрского, но по существующему порядку к картине должны были пройти пробы. На роль великого комбинатора претендовали Владимир Басов, Александр Пороховщиков, Николай Губенко и многие другие известные актёры. После проб худсовет всё же одобрил кандидатуру Юрского.

029062.jpg
Сергей Юрский в роли Остапа Бендера

На роль Паниковского претендовали Георгий Вицин и Ролан Быков, которого даже успели утвердить. Однако при просмотре снятых сцен по приглашению Швейцера оказался его друг, актёра театра кукол Зиновий Гердт. Артист представил свой вариант подачи характера Паниковского, который режиссер нашел более интересным.

На роль Шуры Балаганова пробовался Вячеслав Невинный, но режиссёр отдал роль Леониду Куравлёву. Актёр уже был знаком и Швейцеру, и Юрскому — по их предыдущей совместной работе «Время, вперёд!» (прим. — экранизация одноименного романа В. Катаева). Корейко мог сыграть Евгений Леонов, но худсовет предпочёл ему Евгения Евстигнеева. На роль водителя Адама Козлевича Швейцер выбрал ленинградского актера Николая Боярского — дядю знаменитого сегодня Михаила Боярского. Отметился в фильме и Анатолий Папанов, блестяще сыгравший Васисуалия Лоханкина. К сожалению, эпизод с «Вороньей слободкой» из картины был вырезан — ради оптимизации хронометража.

СЪЕМКИ

Двухсерийный фильм снимали полтора года. Помимо работы в мосфильмовских павильонах, киногруппа неоднократно выезжала в экспедиции — в Юрьев-Польский Владимирской области, в Одессу (которая по замыслу Ильфа-Петрова на самом деле и была прообразом Черноморска), и в Среднюю Азию.

По заданию «Мосфильма» инженер Лев Шугуров спроектировал автомобиль, который сыграл в фильме роль автомобиля «Антилопа Гну» («Лорен—Дитрих»). Двигатель, трансмиссия и рама использованы от автомобиля УАЗ-452, задний мост — от старого автомобиля ГАЗ-А. По чертежам Шугурова была выполнена облицовка кузова, руль был перенесен в соответствии с традициями автомобилестроения начала ХХ века с левой на правую сторону.

029037.jpg
На съемках фильма «Золотой телёнок»

Композитором фильма первоначально выступил Георгий Свиридов, однако едва начавшись, его работа была приостановлена. В итоге музыку картине писал Георгий Фиртич.

Сцена с ограблением Остапа румынскими пограничниками снималась в Тушино. Финальный монолог главному герою запомнился главным образом суровыми погодными условиями съемок.

«Это снималось на совершенно пустом аэродроме в Тушино — тогда это была пустыня внутри города. Снималось зимой, и я за это заплатил тяжелым воспалением легких, потому что все реально было — снег, множественные дубли», — вспоминал Сергей Юрский.

Кроме того, по требованию редакторов финал был сокращён, чтобы «подчеркнуть мотив морального краха Бендера и отчётливо прозвучала тема поражения героя в столкновении с большим советским миром».

ПРЕМЬЕРА И ОТЗЫВЫ

Советская критика приняла фильм сдержанно, главным образом отмечая, что у Швейцера вместо сатирической комедии получилась полноценная трагикомедия. Остап Бендер вместо плута и трикстера вышел лириком, который почти не смеется, а лишь горько шутит и размышляет.

«Теленок рождается в муках» — так озаглавлено было интервью со Швейцером, опубликованное в журнале «Советский экран» в номере двадцать втором за 1966 год. В этом интервью Швейцер сказал: «Я хочу увидеть „Золотого теленка“ в его первозданных пропорциях, глазами его авторов. Ильф и Петров написали очень смешную и очень серьезную книгу». И он продолжил: «Мы попытаемся рассказать о трагикомическом пути человека, который, „переходя улицу, не глядел по сторонам“. Мы не хотим издеваться над Остапом. Пусть зритель вместе с умным, обаятельным героем, — может быть, сочувствуя ему, может быть, желая удачи, — пройдет крестный путь друга Уголовного кодекса и вместе с ним убедится, что в конце-то тупик! Ведь это трагедия: жизнь растрачена впустую!

Режиссер пунктуально выполнил свою программу, даже в обозначении смены жанров — начав с трагикомического, кончил трагическим. — „Искусство кино“, № 11, 1968 г.»

029120.jpg
Евгений Евстигнеев и Сергей Юрский на съемках фильма «Золотой теленок»

В отличие от прохладного приема со стороны прессы, массовый зритель режиссерский подход к роману Ильфа и Петрова оценил по достоинству. На «Мосфильм» приходило множество писем, авторы которых находили швейцеровскую трактовку образа Бендера весьма удачной и интересной.

«Довольны кинокартиной «Золотой теленок», которую сегодня посмотрели и еще посмотрим обязательно. Привет и самые хорошие пожелания С. Юрскому – Остапу. Нам приятно видеть очень и очень хорошего актёра – это настоящий Остап Бендер». Просим режиссера снять и «Двенадцать стульев» раз у вас так хорошо вышел «Золотой телёнок»!. Сергей Юрский пусть командует парадом!» - писали Михаилу Швейцеру в одном из писем в 1968 году.

письмо.jpg
Письмо М. Швейцеру

В 1969 году картина заняла в прокате 17 место по показателям посещаемости — ее посмотрело почти 30 миллионов зрителей. Со временем знаменитая экранизация легендарного произведения Ильфа и Петрова «Золотой теленок» вошла в классику отечественного кино. Цитаты из романа и фильма до сих пор звучат в повседневной речи, экранные образы давно и прочно ассоциируются с актерами-исполнителями, картину много и с удовольствием пересматривают.

РЕСТАВРАЦИЯ

Покадровую реставрацию изображения и звука фильма «Золотой телёнок» в течение трех месяцев выполнили специалисты ПК «Телекино»: реставраторы Екатерина Соловьева, Марина Алексахина; сканирование — Евгений Верлочёв; цветокоррекция — Ирина Агафонова; звук — Игорь Валиев.

ZT__1.67.1.jpg
Кадр до реставрации

ZT__2.68.1.jpg
Кадр после реставрации

Напомним, что процесс реставрации делится на два параллельных этапа — это работа с изображением и звуком. Первоначальная оцифровка материала используется для работы со звуком: ликвидация щелчков, посторонних шумов, то есть очистка фонограммы от разнообразных звуковых дефектов, возникших как на съемочной площадке, так и в период хранения пленки. Затем производится перенос изображения с пленки на цифровой носитель. Компьютерная реставрация видеоряда фильма занимает больше времени, чем звукового ряда и длится около месяца (в зависимости от сложности материала). Перед реставраторами стоит задача определиться с цветовым решением картины и провести цветокоррекцию. Различные дефекты, вызванные механическим воздействием на пленку, например царапины, устраняются с помощью компьютерной чистки и стабилизации изображения. Затем происходит слияние отреставрированного звука и изображения.

К настоящему моменту работы полностью завершены и с 19 −00 (мск) 17 ноября фильм доступен для бесплатного просмотра на официальном Youtube-канале «Мосфильма» в формате 4К. Также картину можно будет посмотреть на всех официальных ресурсах киностудии в Сети (VK Видео, Rutubе, онлайн-кинотеатр «Мосфильма»).

СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Восстановлением киноклассики «Мосфильм» занимается в партнерстве с Госфильмофондом РФ, где хранятся плёночные исходники картин (студии принадлежат юридические права на фильмы). В 2023 году в новом качестве изображения и звука были представлены: музыкальная комедия «Айболит-66» (реж. Р. Быков, 1966), драма «Охота на лис» (реж. В. Абдрашитов, 1980), мелодрама «Алые паруса» (реж. А. Птушко, 1961), комедия «За спичками» (реж. Л. Гайдай, 1980), комедия «Старики — разбойники» (реж. Э. Рязанов, 1971), кинороман «Бег» (реж. А. Алов, В. Наумов, 1970), приключенческий фильм «Новые приключения неуловимых» (реж. Э. Кеосаян, 1968), комедию «Ты — мне, я — тебе» (реж. А. Серый, 1977), приключенческий фильм «Корона Российской Империи, или Снова неуловимые» (реж. Э. Кеосаян, 1971), драма «Братья Карамазовы» (реж. И. Пырьев, 1968), фильм-сказка «Руслан и Людмила» (реж. А. Птушко, 1972), романтическая драма «Белые ночи» (реж. И. Пырьев, 1959), комедия «Суета сует» (реж. А. Сурикова, 1979).

Ранее отреставрированные «Мосфильмом» картины были неоднократно представлены на главных международных кинофестивалях — Internationale Filmfestspiele Berlin (Берлин), Festival international du film de Cannes (Канны), Mostra Internazionale d’Arte Cinematografica (Венеция).

В 2017 году «Мосфильм» получил Гран-при Венецианского международного кинофестиваля за лучшую реставрацию в секции «Венецианская классика» за работу над фильмом «Иди и смотри» режиссера Элема Климова.

Все реставрационные работы Киноконцерн «Мосфильм» проводит полностью за счет собственных средств, без привлечения государственного или спонсорского финансирования. Фильмы доступны для бесплатного просмотра в онлайн-кинотеатре «Мосфильма» и на официальном Youtube-канале киностудии.