Версия для слабовидящих
3

Жизнь и творчество советского гения: к 90-летию Андрея Тарковского

04 апреля 2022
Редакция новостей
723

Все фильмы Андрея Тарковского создавались вопреки обстоятельствам, через преодоление множества трудностей и производственных неудач. Но и сегодня картины Мастера по-прежнему актуальны: его цитируют, ему подражают и с ним полемизируют современные творцы, а имя Тарковского известно во всём мире. Основные этапы жизни и творчества режиссера – в материале Mosfilm.ru

 

Андрей Тарковский родился 4 апреля 1932 года в селе Завражье Костромской области. Отец режиссера, Арсений Тарковский, был известным поэтом и переводчиком. Когда Андрею Тарковскому исполнилось три года, отец ушел из семьи и женился второй раз, однако родители сохранили дружеские отношения.

В начальных классах Тарковский учился хорошо: еще до начала занятий мать научила его писать и читать. Вскоре началась Великая Отечественная война, и семью эвакуировали в город Юрьевец. В 1943 году Мария Вишнякова с детьми вернулась в Москву. Мать хотела дать сыну разностороннее образование. Тарковский посещал кружок живописи, занимался в музыкальной школе - учился играть на фортепиано и мог исполнять произведения на слух.


p00115aИваново.jpg
Малоизвестная фотография: молодой Андрей Тарковский на съемках фильма "Иваново детство"


В старших классах Андрей Тарковский решил стать актером и собрался поступать в театральное училище. От этого его отговорил отец. Андрей Тарковский прислушался к совету и в 1951 году поступил на арабское отделение Московского института востоковедения. Однако учеба в университете юношу интересовала мало. В это время будущий режиссер стал завсегдатаем «Бродвея» на улице Горького в Москве, где собирались «стиляги». В Институте востоковедения Тарковский проучился недолго – через год его отчислили за неуспеваемость. Мать устроила Андрея в Центральный научно-исследовательский геологоразведочный институт цветных и благородных металлов. В мае 1953 года он отправился в Туруханский район Красноярского края.

Андрей Тарковский вспоминал: «Это осталось самым лучшим воспоминанием в моей жизни. Мне было тогда 20 лет… Все это укрепило меня в решении стать кинорежиссером».

В 1954 году Андрей Тарковский вернулся в Москву и провел лето с семьей в подмосковном Кратово, где мать снимала дачу. В соседнем доме отдыхал Дмитрий Родичев — студент мастерской Льва Кулешова во ВГИКе. Он-то и посоветовал новому другу поступать на режиссерский факультет. Юноша начал готовиться к вступительным испытаниям: выучил отрывок из «Войны и мира», составил автобиографию.

В 1954 году Андрей Тарковский успешно сдал экзамены и стал студентом ВГИКа. В свою мастерскую его взял известный режиссер Михаил Ромм. Вместе с Тарковским на курс был зачислен и Василий Шукшин.

В 1956-м году Тарковский вместе с одногруппниками Марикой Бейку и Александром Гордоном снял свой первый короткометражный фильм — «Убийцы» по одноименному рассказу Эрнеста Хемингуэя.

Следующей, курсовой, работой Тарковского стала картина «Сегодня увольнения не будет». Идею для фильма подсказал Михаил Ромм, прочитавший в газете заметку про рабочих, которые случайно обнаружили немецкие снаряды в Курске. Во время работы над кинолентой Тарковский познакомился с первокурсником Андреем Кончаловским.

В 1960 году Тарковский вместе с Кончаловским написали сценарий фильма «Каток и скрипка» - о дружбе маленького музыканта и водителя катка. К тексту проявило интерес кинокобъединение «Юность» при «Мосфильме». Оператором стал Вадим Юсов. Картину называли «изысканным операторским этюдом». Работу над кинолентой Тарковскому зачли во ВГИКе как дипломную. В 1961 году фильм «Каток и скрипка» получил первый приз на фестивале студенческих фильмов в Нью-Йорке.

Сразу же после окончания ВГИКа Андрея Тарковского пригласили работать на «Мосфильме». В 1961 году он подал заявку на съемки фильма «Страсти по Андрею» об иконописце Андрее Рублеве. Идею режиссеру подсказал актер Василий Ливанов, который хотел сыграть в ленте главную роль. Над сценарием Тарковский снова работал вместе с Кончаловским: по задумке, картина должна была состоять из нескольких новелл о жизни средневековой Руси. Фильм одобрили, однако подготовка заняла три года: авторам нужно было изучить историю этого периода, студии - возвести масштабные декорации, подобрать актеров. Параллельно режиссер работал над другими проектами.

В 1962 году Андрей Тарковский снял киноленту «Иваново детство» по рассказу Владимира Богомолова. Режиссер вспоминал: «В «Ивановом детстве» я пытался анализировать… состояние человека, на которого воздействует война. Если человек разрушается, то происходит нарушение логического развития, особенно когда касается психики ребенка… Он (герой фильма) сразу представился мне как характер разрушенный, сдвинутый войной со своей нормальной оси».


010793Иваново.jpg
Два соавтора "Рублева": Кончаловский и Тарковский на съемках "Иванова детства"


Для работы над картиной Андрей Тарковский снова пригласил оператора Вадима Юсова. Съемки картины длились пять месяцев. Главную роль сыграл пятнадцатилетний Николай Бурляев, который уже снимался в курсовой работе Кончаловского «Мальчик и голубь». В 1962 году «Иваново детство» впервые показали на большом экране. Фильм принес Тарковскому успех: в этом же году он получил «Золотого льва святого Марка» Международного кинофестиваля в Венеции.

В 1964 году Тарковский приступил к «Андрею Рублеву»: всю подготовительную работу над фильмом закончили. Режиссер долго подбирал актеров. Андрея Рублева хотели сыграть Станислав Любшин, Иннокентий Смоктуновский и Владимир Высоцкий. В итоге на главную роль одобрили кандидатуру актера Свердловского драмтеатра Анатолия Солоницына.

В своем дневнике 1 апреля 1966 года Тарковский отмечал: «В фильме о Рублеве мне меньше всего хочется совершенно точно восстановить обстоятельства жизни инока Андрея Рублева. Мне хочется выразить страдания и томление духа художника в том виде, как понимаю их я, исходя из времени и проблем, связанных с нашим временем».

Фильм состоял из восьми новелл, съемки начали с последней. Чтобы воссоздать атмосферу XV века, фильм снимали во Владимире, Суздале, Пскове — на фоне архитектуры средневековой Руси. Часть декораций, например, колокольную яму, собирали на «Мосфильме».

В 1966 году отснятый материал посмотрел художественный совет киностудии. Андрею Тарковскому предложили изменить название фильма: вместо «Страсти по Андрею» на «Андрей Рублев». Также автору предъявили целый список претензий: слишком затянутые эпизоды, ненужные «натуралистические излишества» и недостаточный акцент на творчестве Рублева. Согласование фильма затягивалось. Секретарь обкома КПСС Серафим Сурниченко писал: «Вместо воспитания у людей чувства патриотизма… зрителям преподносятся в концентрированном виде сцены и картины зла, надругательства над человеком, над тем, что является святым».


000073Рублев.jpg
Андрей Тарковский и Юрий Никулин на съемках "Андрея Рублева"


В 1969 году фильм «Андрей Рублев» случайно оказался у французского кинопрокатчика Алекса Московича и он показал ленту на Каннском фестивале. Тогда «Андрей Рублев» получил награду ФИПРЕССИ. Фильм режиссера был принят восторженно. Газета «Монд» писала: «Андрей Тарковский делает честь советской кинематографии. Если Тарковский сумел снять такой фильм, значит, Довженко и Эйзенштейн нашли себе достойного преемника». Тогда картину разрешили и в СССР — в 1971 году прошел премьерный показ. Фильм показали в урезанном виде: он был короче авторского на 30 минут. Авторскую версию фильма зрители увидели только в 1988 году. А в 2022-м специалисты «Мосфильма» восстановили полную версию картины «Страсти по Андрею».

В 1970 году Андрей Тарковский приступил к экранизации повести Станислава Лема «Солярис». По сюжету на таинственную планету Солярис прибывает космонавт Крис. Океан-мозг манипулирует сознанием космонавтов и делает их воспоминания реальными. Фильм Тарковского, в отличие от произведения Лема — притча о человеке и морали, а не о космосе.


p00160Солярис.jpg
На съемках "Соляриса"


Во время работы над картиной режиссер встречался с Лемом и поделился с ним сценарием, однако текст писателю не понравился. Главные роли в фильме сыграли Наталья Бондарчук и Донатас Банионис. Музыку написал композитор Эдуард Артемьев. Чтобы подчеркнуть контраст между Землей и космосом, он совместил шумы природы с электронным синтезатором. В 1972 году состоялась премьера картины на Каннском кинофестивале. Фильм Тарковского получил Гран-при жюри и приз ФИПРЕССИ. Советские зрители увидели картину в 1973 году.

Следующий фильм «Зеркало» режиссер посвятил матери. Это автобиографическая картина: через сны и воспоминания прошлое в картине переплетается с настоящим. Действие происходит сразу в трех временах: до Великой Отечественной войны, во время и после. На студии «Мосфильма» полностью воссоздали дом и двор в Юрьевце, в котором жила семья режиссера во время эвакуации.

p00106Зеркало.jpg
На съемках фильма "Зеркало", вышедшего в итоге всего в нескольких кинотеатрах


Съемки начались в 1974 году, но Тарковский постоянно переписывал сценарий. Изначально он хотел вставить в картину диалоги со своей матерью, записанные на скрытую камеру, но потом от этой идеи отказался. Молодую мать режиссера сыграла актриса Маргарита Терехова, а роль взрослой матери исполнила сама Мария Вишнякова. К работе Тарковский привлек отца, Арсения Тарковского: за кадром звучат его стихи.

В 1974 году прошел закрытый показ «Зеркала», фильму присвоили вторую категорию — его показывали лишь в нескольких кинотеатрах. На премьере присутствовали композитор Дмитрий Шостакович, писатели Юрий Бондырев и Чингиз Айтматов

Андрей Тарковский писал: «Успех «Зеркала» меня лишний раз убедил в правильности догадки. <…> Может быть, кино — самое личное искусство, самое интимное. Только интимная авторская правда в кино сложится для зрителя в убедительный аргумент при восприятии».

В 1979 году Тарковский работал над фильмом «Сталкер» по повести братьев Стругацких «Пикник на обочине». Действие картины происходит в запретной Зоне, где есть комната исполнения желаний. Главные герои — писатель и профессор — отправляются к таинственной двери. Их ведет Сталкер — проводник. Но в конце путники отказываются заходить в комнату. 

В дневнике 7 января 1975 года режиссер писал: «Мне важно установить в этом фильме то специфически человеческое, нерастворимое, неразложимое, что кристаллизуется в душе каждого и составляет его ценность».


210096(из фильма).jpg
"Сталкер": пожалуй, самый знаменитый кадр


Фильм снимался трижды. Сначала черновые материалы признали браком. Второй раз, когда съемки подходили к концу, пленку испортили при проявке. На монтажный стол лёг лишь третий негатив. В 1980 году на Каннском кинофестивале картина получила приз экуменического жюри.

В 1982 году Андрей Тарковский уехал в Италию на съемки картины «Ностальгия». История о литераторе (исполнитель главной роли - Олег Янковский), который пишет биографию крепостного музыканта, была завершена в 1983 году. Однако когда съемки закончились, режиссер не вернулся в Россию.

В 1985 году Тарковский начал работу над последним своим фильмом — философской драмой «Жертвоприношение». Сценарий для режиссера написал Аркадий Стругацкий. По сюжету журналист приносит в жертву все, чтобы прекратить ядерную войну в мире.

29 декабря 1986 года Андрей Тарковский умер в Париже.


По материалам culture.ru, ТАСС, РИА

Фотографии: информационный центр «Мосфильм-Инфо»

 

В день 90-летия Андрея Тарковского «Мосфильм» приглашает вас посмотреть студенческую работу режиссера «Каток и скрипка» в новом качестве изображения и звука. В 2022 году специалисты «Мосфильма» провели цифровую реставрацию картины – фильм в 4К доступен для просмотра на официальном Youtube-канале «Мосфильма».

  "Каток и скрипка" (1960)

 

IMG_2132.jpg
Фотовыставка в главном корпусе «Мосфильма», приуроченная к 90-летию со дня рождения А. Тарковского