Киноконцерн «Мосфильм» уже несколько лет целенаправленно проводит программу по цифровой реставрации фильмов своей коллекции. Реставрация - это крайне сложный процесс, когда специалисты чистят каждый кадр отсканированного с пленки изображения. При этом эту кропотливую и трудоемкую работу Киноконцерн проводит исключительно за свой счет и представляет затем не только для телевидения, но и для свободного просмотра в онлайн-кинотеатре «Мосфильма» и на канале Youtube.
Отреставрированные "Мосфильмом" картины регулярно участвуют в самых престижных форумах - Каннском, Венецианском, Берлинском фестивалях. В 2017-м картина "Иди и смотри" режиссера Элема Климова была удостоена награды "За лучший отреставрированный фильм" на 74-м Венецианском кинофестивале.
Понять насколько сложна такая работа можно на примере только что завершенной реставрации фильма Михаила Калатозова «Неотправленное письмо» (1959)
В этой картине, как во многих других присутствовали дефекты, возникающие при эксплуатации и хранении. Это тряска, мерцание, точки, ворсинки и различные царапины, потертости. Исходный материал был не простым для реставрации. В картине присутствует множество планов с мерцающим огнем, камера не стоит на месте, а постоянно движется за героями, вовлекая зрителя в сюжет фильма. Это усложняло задачу, так как движение предполагает резкую смену фона, что делает невозможным копирование недостающей информации с соседних кадров.
Первоначально чистка картины проводилась в программе Phoenix. В ней были применены автоматические режимы чистки для удаления точек и различных мелких дефектов. При правильной настройке автоматические режимы в среднем удаляют 30-50 процентов дефектов. Это сильно помогает, так как в полуторачасовом фильме примерно 135000 кадров. Ручная чистка в таком случае заняла бы длительное время. Phoenix это программа с гибкими автоматическими режимами и удобным интерфейсом. Она хорошо зарекомендовала себя, справившись с некоторыми дефектами, с которыми не справились другие программы по реставрации. Во многом результат зависит от опыта реставратора, от умения настроить применяемые фильтры.
Конечно, с чем-то авторежимы не справились, и приходилось частично отменять их. Ошибки как раз были в сценах с мерцающим огнем, нужно было пересматривать материал, чтобы языки пламени не пропадали.
С царапинами и потертостями было сложнее. Они присутствовали как в виде толстых черных вертикальных линий (справа почти на протяжении всего фильма), так и в виде блеклых тонких потертостей расположенных хаотически и в большом количестве. Автоматические режимы не идеальны. В них пока не применяются методы машинного обучения. Поэтому человек обязательно должен проверять результат. Часто компьютер путал черные царапины с тонкими ветками и затирал их. Поэтому множество царапин нужно было удалять вручную или рисовать ограничивающие маски (области, в которой авторежим не применяется) на ветки и все тонкие контрастные детали. Для ручной чистки и удаления царапин использовалась программа PFClean. Для автоматического удаления царапин применялся фильтр Fix Scratch. Он позволяет настраивать яркость обнаруживаемых царапин (темные/светлые), также управлять диапазоном контрастности для их обнаружения.
В конце фильма присутствовала толстая, темная, вертикальная царапина, расположенная в одном месте на протяжении всего плана. Она пересекала темный хвост вертолета - один из самых сложных дефектов в этой картине. Фильтр Fix Scratch частично сделал ее менее яркой, но оставались размытые границы, и затерлась часть вертолета (так как и царапина и вертолет были темными). Применив Phoenix, был получен лучший результат. Царапина исчезла без сохранения размытых границ.
Главная сложность - съемки на натуре. В фильме очень много огня, воды, дыма, ветра. И это очень сложные для реставрации кадры, поскольку физическое состояние природных объектов не стабильно во времени: вода, огонь и дым имеют уникальную фактуру в каждый момент времени и поэтому подойти к реставрации таких кадров на основе анализа предыдущих и последующих изображений затруднительно.
Выход из положения был найден благодаря разделению реставрируемых кадров масками на участки, там, где было возможно использовались автоматические фильтры, например DVO DryClean (Phoenix), в зависимости от задачи фильтр настраивался на удаление белых или черных дефектов. Пылевой фильтр Dust в Diamant был отрегулирован по размеру удаляемых дефектов ( от 5 до 15 пикселей в диаметре), иначе бы он стал стирать детали изображения, такие как: небольшие ветки деревьев, летящие по воздуху листья, брызги воды.
После применения автоматического фильтра, кадр внимательно проверялся в режиме side by side (на одном экране два изображения: исходник и результат реставрации) и ошибочно удаленные детали восстанавливались. Планы, в которых всю площадь кадра занимали огонь или вода, а так же динамичные кадры снятые ручной камерой реставрировались исключительно в ручном режиме.
Таким образом – кадр за кадром было восстановлено изображение, которому авторы фильма и особенно его оператор – Сергей Урусевский придавали огромное значение и сегодня зрители смогут видеть этот фильм именно так, как он был задуман его создателями.