Версия для слабовидящих
3

«За спичками»: премьера комедии Леонида Гайдая в 4К

14 апреля 2023
Редакция новостей
356

Специалисты «Мосфильма» отреставрировали картину «За спичками». Советско-финский художественный фильм–комедия Леонида Гайдая (совм. с Р. Орко) снят по повести классика финской литературы Майю Лассила «Ихалайнен идет за спичками». С 19 -00 (мск) 14 апреля картина доступна для просмотра на официальном YouTube-канале «Мосфильма» в формате 4К. Подробнее о ленте и её создателях – в материале Mosfilm.ru


"За СПИЧКАМИ" (1980). ИНФОРМАЦИЯ О ФИЛЬМЕ


За_спичками.jpg


Жанр: комедия

Режиссёры: Леонид Гайдай, Ристо Орко

Авторы сценария: Леонид Гайдай, Тапио Вилппонен, Владлен Бахнов, Ристо Орко

В главных ролях: Евгений Леонов, Вячеслав Невинный, Рита Полстер, Галина Польских и др.

Оператор: Сергей Полуянов

Композитор: Александр Зацепин

Производство: Киностудия «Мосфильм», Творческое объединение комедийных и музыкальных фильмов, «Suomi-Filmi»

Длительность: 100 мин.

Страна: СССР, Финляндия


СЮЖЕТ


По мотивам повести финского писателя М.Лассила. В доме крестьянина Ихалайнена кончились спички. Он отправляется за ними, но встречает друга, который хочет жениться. Забыв про спички, приятели идут свататься. Приключения начинаются!


ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ, ЗАМЫСЕЛ


История создания фильма «За спичками» началась летом 1978 года, когда в Госкино было принято решение о совместном производстве картины - при участии киностудии «Мосфильм» (Творческое объединение комедийных и музыкальных фильмов) и финской киностудии «Suomi-Filmi».

В качестве драматургического материала для будущей ленты финская сторона предложила сценарий Х. Тервахаркко по повести классика финской литературы Майю Лассила «Ихалайнен идет за спичками» (1910). В соответствии с договором экранизировать пьесу должен был советский режиссер. Изначально выбор пал на Георгия Данелия, однако в силу занятости на подготовительном периоде картины «Осенний марафон» режиссер от проекта отказался.

Руководство «Мосфильма» обратилось к Леониду Гайдаю, который хорошо знал пьесу Лассила (был знаком с русским переводом Мих. Зощенко), а кроме того, находился в некотором «простое» после прохладного приёма публикой и киноначальством своего фильма «Инкогнито из Петербурга».


"Эту книгу я читал еще до того, как начал заниматься кинокомедиями, - позже отмечал Леонид Гайдай в интервью газете "Труд" (1980г.), - когда она только вышла в Москве в прекрасном переводе Зощенко. Мне тогда и в голову не могло прийти, что со временем она станет моей настольной книгой на целых два года. Но и при первом знакомстве она произвела на меня огромное впечатление своей жизнерадостностью, живыми, метко очерченными народными характерами, своеобразным юмором".


20 сентября 1978 Владлен Бахнов подал заявку на переработку сценария Х. Тервахаркко - с ним почти сразу же был заключен договор. 27 октября было подписано соглашение с «Суоми-Филм» о совместном кинопроизводстве, в котором были оговорены все нюансы съёмок. В частности, фильм должны были снимать два режиссера: с советской стороны — Леонид Гайдай, с финской — Ристо Орко (он же генеральный директор «Суоми-Филм»). Равным по национальной принадлежности должен был быть и актерский состав: семь советских, и столько же финских (главную роль — Ихалайнена — должен играть советский актер, а Ватанена — финский). Финская сторона обязалась предоставить качественную аппаратуру: операторский кран, переносную записывающую технику и т. д.


001.jpg
"Мосфильм-Инфо": рис. А. Захарова


В конце ноября 1978 года сценарно-редакционная коллегия Творческого объединения комедийных и музыкальных фильмов ознакомилась со сценарием В. Бахнова и одобрила его. Мосфильмовская группа во главе с Леонидом Гайдаем незамедлительно отправилась в Финляндию для подбора актеров и выбора мест натурных съемок. Съемочная группа посетила города Варкаус, Миккеле, Турку, Тампере, Порво, Мянтсала, Хельсинки - осмотрели исторические кварталы и ближайшие деревни. К слову, в Турку члены группы в поисках подходящих типажей посетили театр, в котором шёл спектакль «За спичками».


С середины декабря Бахнов и Гайдай работают над режиссерским сценарием. А 1 февраля 1979 года режиссер с частью членов съемочной группы вновь отправляется в Финляндию — утверждать трех исполнителей на главные роли — Риту Полстер, Лео Ластумяки, Ритву Валкама. Кроме того, были утверждены исполнители эпизодических ролей.


28 февраля 1979 года режиссерский сценарий был принят - фильм запущен в подготовительный период. В апреле худсовет объединения и сценарно-редакционная коллегия обсудили кинопробы актеров на главные роли. Согласно договору финских и советских актеров должно было быть поровну. Но советская сторона добилась того, «наших» стало больше, при этом и второй главный герой Ватанен тоже стал «советским». Финны в итоге довольствовались лишь двумя главными ролями и эпизодами.


030207.jpg
Исполнитель одной из главных ролей - Евгений Леонов


СЪЁМКИ


Съемки фильма начались 4 июня 1979 года с павильонных эпизодов, которые снимали на «Мосфильме». 24 июля группа отправилась на съемки натуры в Финляндию. Спустя две недели в Москву были отправлены первые рабочие материалы (два по 300 метров, один — 100). Материал был оценен положительно, хотя некоторые претензии к увиденному и были. Не понравился, например, Георгий Вицин в роли портного Кенонена:


«Настораживает, как кажется некоторым, его чрезмерная эксцентричность, он выбивается из общего актерского ансамбля, так как работа остальных актеров комедийно-реалистическая…».

Натурные съемки были закончены в сентябре, после чего группа вернулась в Москву - начался монтажно- тонировочный период . 30 ноября 1979 года полностью смонтированный фильм уже смотрела комиссия Госкино.


030283.jpg
Михаил Пуговкин и Леонид Гайдай на съемках фильма "За спичками" (1979)


В картину было внесено несколько правок - в том числе, сокращен эпизод в бане, где происходило примирение Ихалайнена с женой. Интересно, что такого финала в первоначальном варианте сценария не было - на данной концовке настояла финская сторона. Кстати, финский вариант картины на несколько минут длиннее (из советской версии удалено несколько эпизодов).


ПРЕМЬЕРА, ОТЗЫВЫ


Премьера фильма «За спичками» состоялась в марте 1980 года в крупнейшем кинотеатре Хельсинки «Ритц». Евгения Леонова сразу же избрали почетным членом Театрального общества Финляндии (ранее подобной чести был удостоен театральный режиссер Георгий Товстоногов).

В СССР премьера фильма состоялась в сентябре 1980 года. В отличие от предыдущего фильма Гайдая «Инкогнито из Петербурга» на новую картину мастера комедии публика шла гораздо охотнее - в прокате картина заняла 11-е место, собрав 34,3 миллиона зрителей.

Пресса новую картину Леонида Гайдая, в целом, хвалила, сочтя комедийно-эксцентрическое прочтение старой финской повести удачным.


«Своей новой работой Леонид Гайдай безусловно порадовал своих поклонников, а может быть даже и увеличил их число», - писал Аркадий Арканов в газете «Советская культура» (11 ноября 1980г.)

030136.jpg
Артисты Галина Польских и Вячеслав Невинный на съемках фильма "За спичками" (1979)

 

Вместе с тем, были среди критиков и те, кто счёл экранизацию неудачной, правда, не обвиняя в этом самого режиссера.


«Невиданное зрелище: новая картина Л. Гайдая шла под хлопанье стульев. Несмотря на фламандскую живопись кадра. Несмотря на участие Евгения Леонова. Несмотря на музыку А. Зацепина с запоминающейся вступительной песенкой:

Как хорошо подняться в облака,

Если смотреть на жизнь издалека…

В этой нехитрой и, признаюсь своевольно оборванной формуле обозначился, пожалуй, ракурс и нашего взгляда на эту картину: спокойно-созерцательного, в меру заинтересованного, но готового в любой миг отвлечься… Не так давно финны уже поставили прелестную картину по этой повести своего классика Майю Лассила. Стоило ли снова пускаться в путь за спичками?

Может быть открыты новые глубины в одиссее Антти Ихалайнена? Нет как будто бы – разве что появились погони, как в «Кавказской пленнице». Вот и скользим сторонним взглядом по жизни, отдаленной пространством, временем, режиссерской концепцией. И не находим опоры. Отчего классика вдруг потеряла точки соприкосновения с нашим миром?..» - задавался вопросами Валерий Кичин на страницах «Литературной газеты» (24 декабря 1980 г.)



РЕСТАВРАЦИЯ


Покадровую реставрацию изображения и звука в течение нескольких месяцев выполнили специалисты ПК «Телекино»: реставратор - Василий Шахназаров, сканирование - Евгений Верлочев, цветокоррекция – Ирина Агафонова, звук – Игорь Валиев.


ZS_1.58.2.jpg
Кадр до реставрации

ZS_3.7.1.jpg
Кадр после реставрации


Напомним, что процесс реставрации делится на два параллельных этапа — это работа с изображением и звуком. Первоначальная оцифровка материала используется для работы со звуком: ликвидация щелчков, посторонних шумов, то есть очистка фонограммы от разнообразных звуковых дефектов, возникших как на съемочной площадке, так и в период хранения пленки. Затем производится перенос изображения с пленки на цифровой носитель. Компьютерная реставрация видеоряда фильма занимает больше времени, чем звукового ряда и длится около месяца (в зависимости от сложности материала). Перед реставраторами стоит задача определиться с цветовым решением картины и провести цветокоррекцию. Различные дефекты, вызванные механическим воздействием на пленку, например царапины, устраняются с помощью компьютерной чистки и стабилизации изображения. Затем происходит слияние отреставрированного звука и изображения.


К настоящему моменту работы полностью завершены и с 19 часов (мск) 14 апреля фильм доступен для бесплатного просмотра на официальном Youtube-канале «Мосфильма» в формате 4К. Делитесь своими впечатлениями и оставляйте комментарии!


СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ


Восстановлением киноклассики «Мосфильм» занимается в сотрудничестве с Госфильмофондом РФ - именно там хранятся плёночные исходники картин (студии принадлежат юридические права на фильмы). В 2023-м в новом качестве изображения и звука была представлена музыкальная комедия «Айболит-66» (реж. Р. Быков, 1966), драма «Охота на лис» (реж. В. Абдрашитов, 1980), мелодрама «Алые паруса» (реж. А. Птушко, 1961).

Отреставрированные «Мосфильмом» картины были неоднократно представлены на главных международных кинофестивалях – Internationale Filmfestspiele Berlin (Берлин), Festival international du film de Cannes (Канны), Mostra Internazionale d’Arte Cinematografica (Венеция).


В 2017 году «Мосфильм» получил Гран-при Венецианского международного кинофестиваля за лучшую реставрацию в секции «Венецианская классика» за работу над фильмом «Иди и смотри» режиссера Элема Климова.

Все реставрационные работы Киноконцерн «Мосфильм» проводит полностью за счет собственных средств, без привлечения государственного или спонсорского финансирования. Фильмы доступны для бесплатного просмотра в онлайн-кинотеатре «Мосфильма» и на официальном Youtube-канале киностудии.