«Я никогда раньше не писал музыку к театральным спектаклям» – Юрий Потеенко рассказал о своей новой работе.
– Юрий Анатольевич, вы всегда в работе и творческих заботах. Расскажите, что сегодня Вас привело на «Мосфильм»?
– Я обожаю «Мосфильм». Это не нужно выбрасывать. Я – правда – его обожаю. Это территория комфорта, спокойствие, вневременность, отстранённость от всего. Всё, что за забором – это одна жизнь. А «Мосфильм» – это то чрево, в котором всегда комфортно, приятно, легко, уютно. Это самое главное. Работы могут быть разные, а «Мосфильм» один.
Сейчас я работаю над музыкой к спектаклю Тимура Бекмамбетова «Ходжа Насреддин». Это такая неожиданная для меня работа! Потому что я никогда раньше не писал музыку к театральным спектаклям, а здесь – ну, как всегда, случай подвернулся. Вот, и получилась такая интересная, и для меня совершенно неожиданная штука, пришлось сочинять узбекскую музыку. Сейчас вам что-нибудь сыграю.
– Ничего себе! А как Вы решали эту задачу? Пришлось ли специально «напитываться» каким-то национальным материалом?
– Просто покопался в себе. Мы же всё равно являемся носителями какого-то многовекового культурного кода. Иногда мы этого не видим, не замечаем, а попадая в определённый контекст, вдруг на поверхность всплывают какие-то неожиданные вещи, которые, как оказывается, всегда были с тобой, и они абсолютно комфортны. Ну, я, конечно, всё равно углубился… Например, мне было очень интересно понять разницу между азербайджанской и узбекской, узбекской и сирийской музыкой. Это интересно. Тема такая, глубокая. Хотя нам не важно было соблюдать вот эти генетические формулы. Нам важно, что Ходжа Насреддин – это человек востока, и многие восточные народы по праву считают его своим героем, хотя до сих пор не известно, кто он, и носитель какого этноса. Но, тем не менее, колорит – он всегда колорит. Тимур тоже мне говорил: «Вот, посмотри старый узбекский фильм о Ходже Насреддине. Хотелось бы такую историю сделать – яркую, красивую, весёлую». (Прим.ред.: имеется ввиду ч/б фильм «Насреддин в Бухаре» (1943). А я за что не берусь – у меня получается грустно (смеётся).
– А что за грустинка, откуда она?
– Ну, потому что всякие знания – это печаль, прежде всего. Мир печален. И даже всякая радость имеет печальные нотки. Но это не горе, это светлые вещи. И как-то у нас получилось очень мелодично, очень красиво, с использованием этнических инструментов. У нас получилось около 15 полноценных треков. Только музыка, без песен. Была идея сделать песню, мы её сделали, но как-то она не прижилась.
– На узбекском?
– Нет, на русском… Но в русском переводе с персидского. Это стихи одного персидского поэта. Не исключено, что мы ещё вернёмся к этой идее.
И как-то очень приятно удалось нам срастись с художником-постановщиком Аней Викторовой. Спектакль ставит питерский кукольный театр. Они базируются в Питере, а спектакли блоками показывают в Театре Наций. Фонограммы были сделаны, первый блок спектакля уже прошёл, но это такая музыка, которая была преимущественно в семплерном звучании. А на днях мы закончим сводить полноценную, полнозвучную правильную музыку. И, видимо, следующий блок, который пройдёт на малой сцене Театра Наций, уже будет с правильной фонограммой. Скорее всего, это будет уже в апреле.
– А кто режиссёр постановки?
– Это совместная работа продюсера Тимура Бекмамбетова и художника-постановщика Ани Викторовой. Из них получился такой неделимый на функции творческий тандем. Они авторы.
А история сама печальная... Ходжа в финале уходит на свет… Это очень трогательно. Невероятно красивые куклы, невероятно выразительные. И люди, с которыми я впервые близко познакомился – с актёрами театра кукол, с питерской труппой – ну, сказать, что это люди, любящие своё дело, и абсолютные фанатики профессии – это ничего не сказать. Они живут с куклами. Они живут друг с другом. Вот так. Это какой-то особый мир, который подкупает невероятно. И осознавать это – очень здорово. Потому что всё равно мир держится на любящих людях. Любящих в том числе и свою профессию, своё дело.
– Как долго Вы уже сами «живёте» с куклами?
– На самом деле, не так долго. Я написал музыку, мы записали фонограмму и на какое-то время отдалился, занимался другими проектами. Теперь вот потребовались мои руки, и я снова в деле. Работу уже заканчиваем.
– А новые проекты уже «в затылок дышат»?
– Обязательно, конечно! Сейчас я занимаюсь проектом для компании «Нон-стоп продакшн», продюсеры – Сергей Георгиевич Мелькумов, Александр Ефимович Роднянский. Это большой красивый сериал о первом исполнении Седьмой симфонии Шостаковича («Ленинградской») силами Карла Элиасберга (прим.ред.: 9 августа 1942 года в блокадном Ленинграде Большой симфонический оркестр под управлением Карла Элиасберга исполнил Седьмую симфонию Дмитрия Шостаковича). Это тонкая история о музыкантах, которые в невозможных обстоятельствах – голодные, холодные, перекалеченные – делают всё, для того чтобы исполнить эту симфонию.
- Работа над сериалом уже окончена?
- Кино снято, смонтировано, идёт постпродакшн. Но музыка ещё не записана. Записывать будем, конечно, на «Мосфильме».