Юрий Потеенко: «Музыка начинается там, где кончаются слова»
В Первой музыкальной студии «Мосфильма» прошла запись музыки к новому фильму режиссера Веры Сторожевой.
Напомним, картина «Домик на Юге» - совместное производство киностудии «Вертикаль» и Киноконцерна «Мосфильм». Основой сюжета фильма послужила одноименная повесть современной писательницы Маши Трауб. Действие разворачивается в Крыму: волею судьбы несколько совершенно разных женщин должны уживаться под одной крышей во время своего летнего отдыха…
Съемки фильма завершились еще в сентябре. Сейчас картина на стадии монтажно-тонировочного периода, работы которого в полном объеме проходят на «Мосфильме».
На днях мы посетили Первую музыкальную студию, где встретились с известным кинокомпозитором Юрием Потеенко. На «Мосфильме» для «Домика на Юге» он записывал оркестровую музыку. Редакции Новостей он рассказал о работе с Верой Сторожевой и «живой» музыке в кино.
Редакция Новостей: Юрий Анатольевич, в работе над этой картиной, какую задачу Вы ставили перед собой, как композитор?
Юрий Потеенко: Задачу ставит мне режиссер, а я, как композитор, ее исполняю. Нам было нужно, чтобы музыка точно соответствовала тем образам, которые есть в кино. Чтобы та атмосфера легкости и ироничности, которая свойственна этой картине, была передана в ней и соответствующим образом поддержана.
Честно говоря, говорить о музыке словами очень трудно. Ибо музыка начинается там, где кончаются слова.
Р. Н.: Тогда давайте поговорим о процессе ее создания.
Юрий Потеенко: Для того чтобы понять, как будет «работать» музыка в фильме, сначала мы сделали ее в семплерном виде (с помощью оцифрованного звука – прим. ред) и расставили ее по картине. Так или иначе, это дает некоторое общее представление. Тот результат, который получился, устроил и Веру Михайловну и меня. После чего мы и решили записать ее здесь помощью оркестра. Сейчас нам остались только монтаж и сведение.
Р.Н.: Что касается семплов, не кажется ли Вам, что современные технологии развились настолько, что вскоре музыку для кино можно будет записать и без помощи оркестра?
Юрий Потеенко: Семплы никогда не заменят живого звучания, потому что в семплах нет эмоций, нет энергетики. Это все равно, что взять и сгенерировать голос актера при помощи компьютера, даже если постараться и найти соответствующие тембры и интонации…
В один прекрасный момент музыкант может взять ноту очень выразительно, и это как-то попадет в эмоцию актера – этому трудно найти замену.
Но, это не значит, что живой оркестр отменяет все остальное. В кино звучит не только он. Мы используем весь спектр всевозможных технологий. Уже записанная живая оркестровая музыка дополнится различными неживыми, фактурными, атмосферными и прочими выразительными звуками.
28.01.2016
Анастасия Иванова
Редакция Новостей