Версия для слабовидящих
3

ЮРИЙ ПОТЕЕНКО: "ФОРТ РОСС" НАЧИНАЕТСЯ И ЗАКАНЧИВАЕТСЯ МУЗЫКОЙ

15 июля 2013
129

На «Мосфильме» продолжается работа над картиной Юрия Мороз «Форт Росс» по одноименному роману Дмитрия Полетаева. В музыкальной студии № 1 идет запись музыки к фильму при участии оркестра Большого театра под руководством дирижёра Игоря Дронова. Во время небольшого перерыва нам удалось побеседовать с композитором Юрием Потеенко, написавшим музыку к фильму «Форт Росс».

- Юрий Анатольевич, расскажите, пожалуйста, о ваших впечатлениях от работы над фильмом «Форт Росс».
- Кино хорошее, интересное, в жанре «фэнтези». В нем наши современники при помощи приложения к iPhone попадают в начало XIX века, где они встречаются с разными героями, в том числе с пиратами, и оказываются в самых неожиданных комичных, и порой драматичных ситуациях. Это приключенческий фильм, лёгкий, ироничный, увлекательный и весёлый. Отсюда и музыка такая.

- В каких фрагментах звучит Ваша музыка?
- Кино очень музыкальное, поэтому она присутствует везде. Музыкой начинается – музыкой и заканчивается, знаете, такое жанровое кино, в котором есть определённые законы, где музыка на протяжении всего фильма сопровождает героев и настраивает зрителя на очень правильный лад. Она заставляет отметить очень важные вещи, когда в смотрящем человеке должны проявиться настоящие человеческие чувства: сострадание, сопереживание, соучастие - и пробуждается самое исконное в человеке. Сейчас, например, мы записываем музыку к фрагменту, в котором действие разворачивается в магазине волшебных товаров, где продаются волшебные палочки и всякие разные чудеса. Именно через этот магазин главные герои и попадают в другое время...

- Находясь в студии, Вы просматриваете отдельные фрагменты фильма параллельно с записью музыки, чтобы чётко понимать, каким будет окончательный вариант?
- Видите ли, картинку я знаю уже наизусть, ведь музыка не просто сочиняется под неё, но сразу же занимает своё место в фильме. Если кратко описать процесс создания музыкального сопровождения в кино, то можно выделить несколько ступеней. Сначала я смотрю фильм целиком, чтобы понять, какая в нём должна быть музыка, затем вместе с режиссёром мы отмечаем конкретные места, в которых она должна звучать, и уже после этого распределения музыка сочиняется непосредственно для этого фрагмента.

- Вот вы говорили про жанровое кино и про его специфику, как вам удается сочетать работу над музыкой к самым разным по характеру фильмам?
- Я очень люблю и полнокровно себя чувствую, когда я занят совершенно разными по жанру проектами, иногда даже приходится одновременно работать и с комедией, и с драмой, или «фэнтези». Если всю жизнь сочинять одну драматическую тему любви…это можно чокнуться.

- Переходите из одного состояния получается в другое, да?
- Да. Но это не самое страшное. Самое страшное – когда бывает, что одновременно накладываются несколько проектов сразу, и вот тогда голова взрывается. До обеда нужно жить трагедией, а после обеда перестраиваться на другой лад.

- Как вам удается при таком плотном графике совмещать еще и работу в консерватории?
- Я работаю не только над музыкой для кино, но и занимаюсь академической серьёзной музыкой. Это моя база. А кино - это такое профессиональное увлечение. Мне нравится переключаться с одного на другое, как говорят, лучшая деятельность – это смена деятельности.

- Какие планы у Вас на будущее? Может, фильм-мечта, к которому Вы бы хотели написать музыку... 
- У меня мечта, на самом деле, как можно дольше оставаться в творческих силах и работать, не терять способность к каким-то новым творческим решениям и идеям, которые возможны. Как только я почувствую, что начинаю сочинять 128-ю тему любви, я перестану этим заниматься. В первую очередь, мне приносит удовольствие не какой-то конкретный проект - я люблю сам процесс. Я всю жизнь во вдохновении, с самого детства восхищаюсь великой музыкой предшественников, которые составляют то, что сейчас неупотребимо, то, что называется культурной музыкальной, именно русской традицией, в которой я, смею надеяться, тоже пытаюсь работать, то есть я пытаюсь черпать из глобального. 

Мария Иванова,
Дарья Малютина
15.07.2013.