Версия для слабовидящих
3

Юбилей мэтра – Никите Михалкову исполнилось 75 лет

21 октября 2020
Ольга Шмелева
90

Сегодня отмечает 75-летие классик отечественного кинематографа – продюсер, режиссер, актер, педагог, президент Московского Международного кинофестиваля, председатель Союза Кинематографистов, лауреат премии «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке Никита Михалков. Никита Сергеевич – обладатель ряда почетных наград: народный артист РСФСР (1984), полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», трижды лауреат Государственной премии РФ (1993, 1995, 1999) и премии Ленинского комсомола (1978). Сегодня к ним добавилась еще одна – президент России Владимир Путин подписал указ о присвоении Никите Михалкову звания Героя Труда.

Кадр из фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих»

Кадр из фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих»

Кадр из фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих»

Кадр из фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих»

Фото со съемок фильма «Раба любви»

Фото со съемок фильма «Раба любви»

Фото со съемок фильма «Раба любви»

Фото со съемок фильма «Раба любви»

Никита Михалков впервые снялся в кино в возрасте 14 лет – исполнил роль школьника в фильме Василия Ордынского «Тучи над Борском» (1960, киностудия «Мосфильм»). В 18 лет снискал всенародную популярность, исполнив главную роль в фильме Георгия Данелии «Я шагаю по Москве» (1963).

В 1971 году Никита Михалков окончил мастерскую Михаила Ромма на режиссёрском факультете ВГИКа. В качестве дипломной работы он снял картину «Спокойный день в конце войны» (авторы сценария Никита Михалков и Рустам Ибрагимбеков).

Фото со съемок фильма «Портрет жены художника»

Фото со съемок фильма «Портрет жены художника»

В 1974 году в возрасте 28 лет Михалков снял свой первый полнометражный фильм «Свой среди чужих, чужой среди своих» на студии «Мосфильм». Затем здесь же были сняты вошедшие в золотой фонд отечественного кинематографа картины «Раба любви» (1975), «Неоконченная пьеса для механического пианино» (1976), «Пять вечеров» (1978), «Несколько дней из жизни И.И.Обломова» (1979), «Родня» (1981), «Без свидетелей» (1983).

Уже на протяжении 20 лет Никита Михалков руководит студией «ТРИТЭ». Работа над фильмами этой кинокомпании нередко ведется на производственной базе «Мосфильма» в сотрудничестве с различными цехами киноконцерна.

В интервью обозревателю «Российской газеты» Сусанне Альпериной мэтр обозначил один из ключевых принципов своей работы и жизни:

«Я думаю, что для меня лично главный итог заключается в том, что ни перестройка, ни новые веяния, ни мода, ни изменения трендов, к моему величайшему счастью, на меня не повлияли никак. Это не значит, что я ничего не вижу и, закрыв глаза, следую прежней дорогой. Это значит, что я вижу и понимаю, что происходит вокруг, но в своих решениях и движениях я опираюсь на ту корневую силу, в которой был воспитан. Ты можешь, как дерево, раскачивать ветками: осенью с тебя улетают листья, весной возникают новые побеги, но корни настолько глубоко проникают в родную почву, что тебе ни зима, ни лето, ни ветер, ни дождь, ни снег не могут помешать жить и давать новые побеги. В глубинных принципиальных вещах Господь помог мне не колебаться "вместе с линией партии"».

Кадр из фильма «Я шагаю по Москве»

Кадр из фильма «Я шагаю по Москве»

Никита Михалков – прирожденный лидер, верный себе и своим идеалам, как в творчестве, так и в общественной работе.

О подходе Никиты Сергеевича к работе, сочетающем настойчивость с интеллигентностью и деликатностью, рассказывал журналистам его друг и коллега, сценарист, актер и кинохудожник Александр Адабашьян:

«На съемках картины «Обломов» актер Андрей Попов, который должен был играть Захара, категорически отказывался бриться наголо. Съемочный период длился целый год, а он был артист театральный, ему не хотелось надевать парик на каждый спектакль. До последнего отшучивался: мол, может, парик с лысиной мне сошьете?

Михалков – человек удивительно деликатный, давить на актера он не хотел, поэтому возник сложный момент. И вот за три дня до съемок в гостиничный номер Попова пришла гримерша. Следом Никита, я и наш второй режиссер. Все трое – бритые наголо. Увидев такое дело, Попов развел руками: ладно, стриги под Котовского!

Кто придумал эту хохму? Михалков. Но это не хохма, это и есть составляющая понятия «режиссура». Можно было устроить скандал, снять артиста с роли, - в общем, испортить с ним отношения. Но Никита поступает по-другому». (Газета «Вечерняя Москва» от 20 октября 2000 года)

Фото со съемок фильма «Спокойный день в конце войны»
Фото со съемок фильма «Спокойный день в конце войны»

В одном из интервью Никиту Сергеевича спросили, должен ли кинематограф быть учителем жизни, на что мэтр дал мудрый и обстоятельный ответ:

«Я считаю, что он может быть советчиком. В фильме меня интересует вопрос, а ответ я хочу искать вместе со зрителем. Когда сегодня мы видим кинематограф, в котором даже нет вопросов, а есть просто констатация безобразий, - он не несет в себе ничего строительно-позитивного.

Что же касается учителя, то в результате он и становится учителем, который задает вопрос, не давая рекомендаций. И заставляет учеников искать на него ответ. Важно только, кто задает вопрос, какой вопрос и какого ответа он ждет». (газета «Российские вести», 17 января, 1998)

Кадр из фильма «Станционный смотритель»

Кадр из фильма «Станционный смотритель»

Министр обороны РФ Сергей Шойгу в документальном фильме «Движение вверх», посвященном личности, жизни и творчеству мастера рассказал о том, какими человеческими качествами обладает Никита Сергеевич Михалков:

«Как-то давным-давно он мне сказал о том, что человек, мужчина, вообще познается в трех ипостасях: на охоте, в спорте и за столом. Мы с ним во всех этих ситуациях бывали часто. Увлеклись охотой однажды, а были на лошадях и попали в ночь. С одной стороны - прижим, с другой - прижим, нам надо идти по реке. А это октябрь, это - в горах, уже камни обледенели. И мы на конях заходим в реку и ночью идем. При этом мы не видим ни дна, ни русла и, что самое противное, - берега. Вся надежда на коня. Не знаю, я до сих пор это место обхожу, когда бываю в тех краях. Но когда мы вышли, я думаю, что многие слышали, как Никита Сергеевич поет, но чтобы петь с такой душой и с таким, как вам сказать, подъемом... Попали однажды с ним в глухую совсем тайгу, там староверческие аскеты. Семья живет, интересная очень. Мы сидели за столом, ели маленькие домашние пельмени. У них гостевой дом, а мы в одной избушке с ним жили. Я в какой-то момент встал, пошел, Никита задержался... Эта история имела большое продолжение. Когда спросили у хозяина Иннокентия Львовича: "Какая у тебя мечта в жизни? Что называется, увидеть, и можно помирать". Он говорит: "К Гробу Господнему прикоснуться". И Никиту это задело, зацепило. Все не давало это покоя. А у них ни паспортов, ни документов. А это надо в Израиль лететь, организовать. И вот тут, пожалуй, одна из очень характерных для него черт - он человек очень целеустремленный, очень настойчивый. И он идет к цели. Он съездили туда с ними. Он понимает, кто действительно искренен и нуждается в помощи и поддержке... Он же многих поддерживал и поддерживает».


Премьера документальной ленты состоится 25 октября в 12.15 на Первом канале.

Кадр из фильма «Дворянское гнездо»

Кадр из фильма «Дворянское гнездо»

Кадр из фильма «Жестокий романс»

Кадр из фильма «Жестокий романс»

В холле главного корпуса «Мосфильма» сегодня открылась тематическая выставка, посвященная творчеству Никиты Михалкова, где представлены кадры из его фильмов и картин с его участием как актера, а также архивные фото рабочих моментов съемок. Ознакомиться с экспозицией могут посетители музея «Мосфильма». Также к юбилею мастера в эфире киноканала «Мосфильм. Золотая коллекция» и в его официальной группе в «Одноклассниках» пройдет марафон знаковых фильмов режиссера.

Картины Никиты Сергеевича Михалкова доступны для бесплатного просмотра на официальных ресурсах киноконцерна: в онлайн-кинотеатре и на YouTube-канале.

Кадры из фильмов и архивные фото рабочих моментов съемок: «Информационный центр «Мосфильм-ИНФО».