Версия для слабовидящих
3

Юбилей композитора Юрия Потеенко

05 декабря 2020
Гаянэ Амбарцумян
229

5 декабря исполнилось 60 лет одному из самых известных современных кинокомпозиторов – Юрию Анатольевичу Потеенко.

Неоднократный лауреат национальной кинематографической премии «Золотой орел» за музыку к фильмам Ф. Бондарчука «Обитаемый остров» (2010г.), «Белый тигр» К. Шахназарова (2012г.), «Батальон» Д. Месхиева (2015), член Союза композиторов СССР, член Союза кинематографистов России, куратор и преподаватель программы «Композитор кино» в Московской школе кино, Юрий Анатольевич один из самых востребованных в кинематографе композиторов. Потеенко пришел в кино в 1989 году и с тех пор на его счету более 80-ти проектов, в числе которых фильмы «Русская игра», «Время первых», «Ночной Дозор», «Белый Тигр», «Анна Каренина. История Вронского» и сериалы «Пепел», «Примадонна», «Наваждение», «Клетка», «Хождение по мукам», «Анна Каренина» и многие другие картины.

В сегодняшнем многообразном и разноплановом мире музыки композитор Юрий Потеенко выделяется редким талантом и высоким профессионализмом. Кино — это особый многоликий вид искусства, объединяющий различные жанры. Именно поэтому кинокомпозитор, кроме чисто музыкального дарования, должен уметь понимать замысел режиссера, находить особое настроение и звуковую палитру будущего фильма,   создавать музыку как для камерного или оркестрового состава, так и для сольных инструментов и голоса.

В одном из интервью Юрий Потенко подчеркивал, что композиторское ремесло — это множество различных профессиональных практик, таких как умение делать аранжировки, оркестровки, воссоздание требуемой музыкальной стилистики, создание расширенных эпизодов симфонического развития из простой мелодии, и многое другое. Но киномузыка имеет свою крайне важную специфику:

«В чем отличие музыки от других видов искусств? Картину и фотографию мы оцениваем сиюминутно – окинули взглядом и восприняли в один момент. Во время чтения художественной литературы мы сами определяем темп: можно две страницы прочитать, отложить книгу, а потом продолжить. А у музыки есть свои временные рамки и темпы, которые указаны композитором. В музыке есть свои герои и антигерои, отношения и конфликты между ними. Кроме того, у самостоятельного музыкального произведения есть своя структура: завязка, кульминация, реприза, развязка. Киномузыка в отличие от обычной музыки обладает подчиненной драматургией. Собственного сюжета такая музыка иметь не может, она подчинена общей драматургии фильма», – рассказывал Юрий Потеенко слушателям курсов «Мосфильма». (https://www.mosfilm.ru/news/?ELEMENT_ID=24714)

Юрий Потеенко



Юрий Потеенко убежден, что признак качественного кино – оркестровая музыка, причем по жанру и направлению она может быть какой угодно. Такую музыку Юрий Анатольевич записывает в Первой музыкальной студии Киноконцерна «Мосфильм»:

«Проект саундтрека к фильму создается на компьютере. Обычно это 50-60 дорожек – партии для оркестровых и добавленных инструментов, записанные c помощью цифрового стандарта MIDI. Этот проект переписывается на студийный компьютер, и в зале звукозаписи поверх электронных инструментов записывают живой симфонический оркестр, а затем происходит процесс редактирования дорожек и сведение их в единый проект. В процессе записи музыканты слышат в наушниках электронные дорожки, что помогает им сориентироваться в материале. В общем, это процесс кропотливый и трудоемкий. Кроме того, запись киномузыки требует знания специального программного обеспечения – Cubase, Pro Tools, Logic Pro».
Современный композитор, работающий в кино не может ограничиться только классическим набором музыкальных инструментов. Музыка для фильмов обязательно содержит синтетические звуки, или синтетическую обработку отдельных инструментов. Их звучание придает дополнительную насыщенность симфонической партитуре. Кроме того, при записи киномузыки используются разные технические приемы, такие как х числу можно причислить, например, дабл-трек –прием, который позволяет искусственно «увеличивать» количество инструментов симфонического оркестра. Юрий Потееноко владеет всем этим виртуозно, именно поэтому фильмы, где звучит его музыка всегда отличает особая органичность видеоряда и музыкального сопровождения.

Киноконцерн «Мосфильм» поздравляет замечательного композитора с юбилеем и желает ему здоровья и новых творческих успехов.

Интервью с композитором Потеенко можно посмотреть на нашем сайте :

https://www.mosfilm.ru/news/?ELEMENT_ID=45314

https://www.mosfilm.ru/news/?ELEMENT_ID=12379

https://www.mosfilm.ru/news/?ELEMENT_ID=24714

https://www.mosfilm.ru/news/?ELEMENT_ID=24252

https://www.mosfilm.ru/news/?ELEMENT_ID=2286

https://www.mosfilm.ru/news/?ELEMENT_ID=12482 и др