27 апреля 2023 года в залах западного крыла Государственной Третьяковской галереи на Крымском валу «Союз художников России» открыл выставку «Грани победы».
На выставке собраны различные по виду произведения искусства: картины, скульптура, фотографии, предметы декоративно-прикладного творчества.
Киноконцерн «Мосфильм» предоставил для выставки эскизы к фильмам о Великой Отечественной войне из многочисленной коллекции Музейного Фонда «Информационного центра «Мосфильм-инфо».
Музейный Фонд «Мосфильма» насчитывает около 18000 эскизов художников-постановщиков и художников по костюмам. Формирование этой коллекции началось еще в 1930-е годы. Самые ранние эскизы из художественно собрания киностудии - работы к кинокартине «Зори Парижа» (1936 г., реж. Г.Л.Рошаль) художника А.С.Жаренова и к фильму «Цирк» (1936 г., реж. Г.В.Александров) художников Г.А.Гривцова и С.А.Лучишкина .
На киностудии «Мосфильм» работали выдающиеся художники, такие, как В.Е.Егоров, И.А.Шпинель, Е.В.Свидетелев, Г.А.Мясников, М.А.Богданов, Е.И.Куманьков, В.П.Каплуновский, К.С.Елисеев, М.С.Жукова, Л.И.Наумова, О.Г.Верейский, В.И.Ковригин, О.С.Кручинина, Е.А.Черняев, М.Н.Ромадин, А.Т.Борисов, А.С.Бойм, Н.Л.Двигубский, Т.А.Антонова, Л.М.Кусакова, Н.Е.Фомина и другие.
Для выставки, посвященной Великой Отечественной войне, из Музейного фонда были отобраны эскизы художников-постановщиков И. Н. Новодережкина - «Судьба человека» (1959г., С.Ф.Бондарчук), «Пришел солдат с фронта» (1971г., реж. Н.Н.Губенко), С.Н.Волкова - «Живые и мертвые» (1963 г., реж. А.Б.Столпер), А.И. Пархоменко - «Щит и меч» (1967,1968 гг., реж. Ю.Н.Озеров), А.В.Мягкова - «Освобождение» (1968-1971 гг., реж. Ю.Н.Озеров), В.В.Голикова - «Горячий снег» (1972г. реж. Г.Г.Егиазаров), художника комбинированных съемок М.И.Семенова - «Майор Вихрь» (1967г., реж. Е.И.Ташков).
Голиков В. Эскиз к кинокартине «Горячий снег»
Тема войны всегда была одной из ведущих в советском кинематографе. Именно поэтому точному воссозданию этого периода в работе над картинами уделялось большое внимание. Роль художника-постановщика состояла не только в строительстве декораций, но и в принципиальной разработке пространственно-художественного решения будущего фильма. Нередко образы, созданные художником в эскизах, без изменений воплощались на экране.
Волков С. Эскиз к кинокартине «Живые и мертвые»
Каждый художник работал в оригинальной творческой манере. Так, для эскизов И.Н.Новодережкина (1927—1986) характерно драматическое напряжение, динамичность и ракурсы изображения.
В эскизах С.Н.Волкова (1925-2019) герои «взаимодействуют» с пространством окружающей среды, благодаря чему возникает эффект присутствия.
Художник А.И.Пархоменко (1911-1987) в стремлении создать броский кинематографический образ прибегал к условно-схематическому методу, линейно-пространственной обобщенности. В его стиле - стремительные, крупные мазки, немногочисленные краски и оттенки.
А.В. Мягков (1923-2002) в своих эскизах к картине «Освобождение» для передачи атмосферы избрал работу с цветом, его символикой - красный цвет проступает и наполняет воздух.
Мягков А. Эскиз к кинокартине «Освобождение»