Версия для слабовидящих
3

Выдающийся артист и творческий соратник Андрея Тарковского: к 100-летию актера Николая Гринько

22 мая 2020
Ольга Шмелева
97

Сегодня исполнилось 100 лет со дня рождения советского актера театра и кино, народного артиста Украинской ССР Николая Гринько (1920 – 1989). Он исполнил около 140 ролей в кино (включая короткометражные картины).

Кадр из фильма «Иваново детство»

Кадр из фильма «Иваново детство»

Николай Григорьевич родился в Херсоне (УССР), его отец был актером в Черновицком театре, а мать — ассистентом режиссера в Запорожском театре. Об актерской профессии Николай мечтал с детства, но сразу претворить эти планы в жизнь помешала Великая Отечественная война.

В 1940 году Николая Гринько призвали в Красную армию, он был направлен в 619-й БАО (батальон аэродромного обслуживания) и затем прошел всю войну. Николай Григорьевич был стрелком-радистом на бомбардировщиках дальнего действия и комсоргом полка.

Кадр из фильма «Андрей Рублев»

Кадр из фильма «Андрей Рублев»

Дебютом Николая Гринько в кино стала эпизодическую роль крепостного-бунтовщика в фильме «Тарас Шевченко» (реж. Игорь Савченко, 1951, актер не указан в титрах).

Большого успеха и признания артист удостоился, исполнив роль американского шофера в драме «Мир входящему» (реж. Александр Алов и Владимир Наумов, 1961). Картина была представлена на МКФ в Венеции в 1961 году, где была номинирована на главный приз – «Золотого льва». В итоге кинолента получила «Специальный приз жюри». Николай Гринько создал настолько живой и правдивый образ, что многие зрители Венецианского МКФ сочли, что роль американца исполнил приглашенный актер из США, а не советский артист.

Кадр из фильма «Андрей Рублев»

Кадр из фильма «Андрей Рублев»

Уже после этой картины Николай Гринько начал работу с выдающимся режиссером Андреем Тарковским, снявшись в картине «Иваново детство» (1962), где исполнил роль Грязнова.

«Как я попал на съемки первого фильма Тарковского? Это было очень давно. Я работал на эстраде, в Укрконцерте. А работа артиста эстрады связана с постоянными гастролями: с поезда — на самолет, с самолета — в автобус, с автобуса — в гостиницу, и часто плохую, из гостиницы — на сцену, утром и вечером. Короче, когда подходит время отпуска, то мечтаешь его провести не в Ялте или Сочи, а с удочкой на берегу Днепра.

И вот завтра — отпуск, В углу лежат рыболовные снасти, палатка. А поздно вечером является гость и предлагает сыграть небольшую роль в фильме у молодого режиссера, Я отказываюсь категорически: отпуск. Пытаюсь объяснить, что завтра с товарищем плыву пароходом под Канев — на рыбалку. Но ночной гость обрадовался и еще настойчивее меня уговаривает: мы и снимаем как раз возле Канева. И роль небольшая. Можно будет порыбачить и поработать. Мой последний аргумент: а как же товарищ? Гость говорит: «И товарищу найдем работу». Так я попал на съемки «Иванова детства». За режиссера я сначала принял оператора Вадима Юсова — он был в той компании самый солидный, серьезный. И потом сильно удивился, когда мне показали настоящего режиссера: молоденький парнишка, скуластый, улыбающийся, взнервленный, немного даже заикающийся, и в очень странной кепочке. Он дал мне прочитать сценарий. Сценарий мне сильно не понравился. Я уже тогда снялся в пяти-шести картинах и считал себя знатоком кино. Я привык, что раз речь идет о войне, то должны быть какие-то масштабные коллизии, пушки, танки. А тут ничего этого нет. Судьба какого-то мальчишки. Успокоила только собственная роль – подполковника Грязнова. Я таких людей встречал на войне. Фильм снимали лихо, с задором. Но должен откровенно сказать: впечатления, что я приобщился к чему-то гениальному, у меня совершенно не было», - рассказывал Николай Гринько в интервью Ю. Репику (журнал «Советский экран» № 2, 1990 год).

Кадр из фильма «Андрей Рублев»
Кадр из фильма «Андрей Рублев»

О совместной работе с Николам Гринько на съемках фильма «Иваново детство» вспоминал народный артист России Николай Бурляев:

«Это была очень непростая работа для всех для нас. Я помню эпизод, когда я врываюсь и говорю: "Так как же, товарищ подполковник, вы меня в тыл отправляете!" Я помню, как мы оба готовились, и я накачивал эмоции, и он в отдельной комнатке готовился, и потом мы соединялись, и искры между нами сыпались, никто не знал, что мы прославимся».

Между актером и режиссером возникло взаимопонимание и сложился отличный творческий тандем. Гринько сыграл во всех фильмах Тарковского, снятых на студии «Мосфильм»: «Андрей Рублев» (роль Даниила Черного), «Солярис» (роль Ника Кельвина - отца Криса Кельвина), «Зеркало» (роль директора типографии), «Сталкер» (роль профессора).

«…Николай Григорьевич Гринько. Очень нежный и благородный актер и человек. И я его очень люблю. Несуетливая душа — тонкая и богатая...» - писал режиссер Андрей Тарковский о работе с актером в своей книге «Запечатленное время».

Кадр из фильма «Сюжет для небольшого рассказа»
Кадр из фильма «Сюжет для небольшого рассказа»

Наибольшую славу Николаю Гринько принесла роль профессора в фильме «Сталкер». На этой неделе исполнилось 40 лет со дня московской премьеры легендарной картины.

«Я вам расскажу, как трудно делали «Сталкера». Этот фильм снимали дважды. Тарковский посмотрел почти готовый материал и сказал: «Это картина не моя. Я не могу выпустить такой фильм. Я должен все переснять». И кругом, конечно, все охали, ахали. Какие-то режиссеры говорили, что такой материал украсит любую картину. Но Андрей ничего не слышал, был непоколебим. Нужно было найти триста тысяч. Его тогда поддержал председатель Госкино, и деньги нашли. Мы, актеры — Саша Кайдановский и Толя Солоницын,— думали, гадали: если Андрей будет менять мизансцены, то виноват он — сам, значит, запутался в этих лабиринтах развалин старой электростанции (снимали возле Таллина). А если не будет ничего менять, то виноват оператор Рерберг (второй раз снимали с другим оператором— Княжинским). И, снимая второй раз, Андрей не менял ни единой точки, ни одного движения, так все у него было выверено заранее. Наверное, творческая индивидуальность Рерберга, прекрасно снявшего «Зеркало», в «Сталкере» Андрея уже не устраивала», - отмечал Николай Гринько в интервью.

Кадр из фильма «Зеркало»
Кадр из фильма «Зеркало»

Кадр из фильма «Зеркало»
Кадр из фильма «Зеркало»

По словам Николая Григорьевича, самым сложным в работе над картиной было речевое озвучивание:

«Все было на пределе физических возможностей. Обычно за двенадцать смен озвучивается нормальная двухсерийная картина. Мы же за двенадцать смен не могли сделать и половины одной серии. Андрей только говорил: «Но делать надо так и только так. Давайте еще разочек». Обычно он не смотрел на экран, сидел боком, занимался чем-то своим и, останавливая, говорил: «Нет, это фальшиво. В театре будете так говорить. Это из вашего собственного репертуара в таком-то фильме». Он очень тонко чувствовал фальшь. Как-то по телевизору показывали «Петра Первого», и я, помню, восторгался — блестящая работа. Там играет Николай Симонов — совершенно гениально. А Андрей после этого фильма пришел на съемки и говорит: «Что же это такое? Это котурны! Это артист, который играет. А где же Петр, который мучается?» Фальшь принималась им почти как оскорбление. Будь то кино, литература, музыка, поэзия».

Кадр из фильма «Сталкер»
Кадр из фильма «Сталкер»
Кадр из фильма «Сталкер»
Кадр из фильма «Сталкер»

Николай Гринько снялся в 27 кинолентах на студии «Мосфильм». Сред них такие картины из золотого фонда «Мосфильма», как «Города и годы» (реж. Александр Зархи, 1973), «Автомобиль, скрипка и собака Клякса» (реж. Ролан Быков, 1974), «Скворец и лира» (реж. Григорий Александров, 1974), «Романс о влюбленных» (реж. Андрей Михалков-Кончаловский, 1974), «Афоня» (реж. Георгий Данелия, 1975), «Тегеран-43» (реж. Александр Алов и Владимир Наумов, 1980) и другие. Фильмы с участием талантливого артиста можно бесплатно посмотреть на официальных ресурсах киноконцерна – в онлайн-кинотеатре и на YouTube-канале.

Кадр из фильма «Сталкер»

Кадр из фильма «Сталкер»

Кадр из фильма «Идущий следом»

Кадр из фильма «Идущий следом»

Кадры из фильмов: «Информационный центр «Мосфильм-ИНФО»