Себастья́н Рамо́н Аларко́н Рами́рес (исп. Sebastián Ramón Alarcón Ramírez) - родился 14 января 1949 года в Вальпараисо. В 1968—1969 годах обучался в киношколе при Университете Чили. В 1971 году был за государственный счёт отправлен в Москву, где поступил во Всесоюзный государственный институт кинематографии (ВГИК). После того как в 1973 году в Чили произошёл переворот, решил остаться в СССР.
1974 — «Первые страницы» (к/м)
1975 — «Три Пабло» (короткометражный)
1977 — «Ночь над Чили» (сореж. А. Косарев)
1979 — «Санта Эсперанса»
1982 — «Падение Кондора»
1984 — «Выигрыш одинокого коммерсанта»
1986 — «Ягуар»
1988 — «История одной бильярдной команды»
1990 — «Испанская актриса для русского министра»
1991 — «Агенты КГБ тоже влюбляются»
1992 — «Контрабандист, или В поисках золотого фаллоса»
1996 — «Шрам. Покушение на Пиночета»
2002 — «Фотограф / El Fotógrafo» (сценарий совм. с А. Адабашьяном, Чили)
2008 — «Безухий / Desorejado» (Чили)
2013 — «Косухи»
2018 — «Оппозиционер»
Себастьян Аларкон на съемках фильма «История одной бильярдной команды» (1988)
Показал свою работу Кармену, он сначала удивился, а потом помог завершить мне эту скромную картину, которая, представьте, завоевала Гран-при международного фестиваля документального кино в финском городе Тампере. Потом я получил приз ВКИКовского фестиваля за дипломный фильм «Три Пабло», так что к моменту окончания института я был уже подающим надежды режиссером-документалистом.
Источник: https://sergeyyursky.memorial/
Карен Шахназаров, кинорежиссер, гендиректор «Мосфильма»: «Себастьян Аларкон был замечательным во всех смыслах человеком, моим другом. Мы дружили ещё со времен ВГИКа, учились на одном курсе, потом он пришёл на «Мосфильм», мы стали коллегами, и как-то вообще так сложилось, что мы общались в течение всей его жизни. В 1990-е годы он уехал на родину и устроил в Сантьяго «Неделю Мосфильма» - мы летали в столицу Чили с Александром Бородянским, он нас встречал, показывал город, страну… У него интересная биография: Себастьян же наполовину был индейцем. Его отец был испанцем, а мать – аракуанкой. Арауканы - индейский народ, очень интересный. Единственный из коренных народов Чили, который испанцы так и не смогли покорить. Мне кажется, это очень важный момент для понимания его идентичности, да и вообще мироощущения любого чилийца. После военного переворота в Чили в 1973-м году Себастьян – человек левых взглядов, сторонник коммуниста Альенде, решил не возвращаться на родину, остался в Москве. В СССР, надо сказать, перед ним в итоге открылись большие возможности - после учёбы он стал снимать фильмы, состоялся как режиссёр. В 2010-м он вернулся в Россию. Помню, мы разговаривали – я понял, что он не смог до конца адаптироваться в Чили. И дело тут было не в материальной какой-то составляющей – у него был дом в Сантьяго, он вполне встраивался в современную чилийскую жизнь… Просто Себастьян, как мне кажется, за годы жизни здесь стал русским, советским человеком. Хотя и в Россию вернуться тоже было непросто. «Мосфильм» участвовал в производстве одной из его картин – фильма «Косухи». В целом, с материальной точки зрения от возвращения в Россию он больше, наверное, потерял. Но вот такой человек… Себастьян был очень обаятельным. В то же время принципиальным, со своим взглядом. У меня остались о нём самые тёплые воспоминания.
На съемках фильма «Ягуар» (1986)
Сергей Юрский, актер, режиссер: «Девятнадцать лет в Советском Союзе, учеба у Леонида Кристи и Романа Кармена, наконец, многолетняя мосфильмовская школа сделали Аларкона вполне советским режиссером. Однако, воспитанный в католическом колледже, обожженный чилийской трагедией, он остался коренным латиноамериканцем. Отсюда — специфическая проблематика его фильмов. Отсюда — темперамент, эстетика, мироощущение, не всеми принимаемые, но безусловно выделяющие их из мосфильмовского ряда.
Оператор Михаил Агранович о работе над картиной «Падение Кондора»: Он (Аларкон) позвал меня, я прочитал сценарий и сразу ему сказал, что на роль диктатора надо уговаривать Сергея Юрьевича. К чести Себастьяна, надо сказать, что он сразу понял, что это именно так. Да и Серёже эта затея показалась интересной. Я даже не знаю почему. Он как-то запал на это и согласился сниматься. Чили мы снимали в Баку. Всё было хорошо, но они невероятно разные люди по происхождению, по культуре, по прочитанным книгам, у них не было ничего общего, очень мало точек соприкосновения в том, что читали, что видели, в том, что любили. У них никак не складывались отношения, роль создавалась в атмосфере конфликте. А Себастьян — человек такой самолюбивый, темпераментный… Им было трудно. Но, тем не менее мы досняли эту картину, и, по-моему, получилось не стыдное кино ни для кого, и для Сергея в том числе. Себастьян был совсем неглупый человек, и он всё равно позвал Юрского в следующую картину («Выигрыш одинокого коммерсанта»), понимая, что выигрыш от этого шага больший, чем потери.
10 января на международном YouTube-канале «Мосфильма» состоялась онлайн-премьера фильма «Ночь над Чили» с испанскими субтитрами. К настоящему моменту картину посмотрели более 20 тыс. зрителей. Наибольшее количество просмотров демонстрирует родина режиссера – Чили. Картину активно смотрят в городах Сантьяго, Консепсьоне, Антофагасто, Темуко и др. В топ-5 стран с наибольшим количеством просмотров вошли также Аргентина, США, Испания, Перу, Мексика, Бразилия. Ленту сморят зрители всех возрастов, а в комментариях к фильму, посвященному военному перевороту 1973 года, развернулась самая настоящая полемика о сути политического режима в Чили 1970-1980-х гг. «Мосфильм» не даёт оценок комментариям пользователей, лишь предлагая вашему вниманию некоторые высказывания (перевод с испанского):
@carlosconcha9945 «Очень хороший фильм, очень реалистично повествующий о ситуации во время государственного переворота, и для всех чилийцев, которые верят в историю о том, что Пиночет освободил их от марксистского ига, это отчасти правда, но, как и во всех историях, всегда есть две версии. Другая версия состоит в том, что Пиночет вступил в союз с немецкими нацистами, такими людьми, как Вальтер Рауфф, Пауль Шефер, Ингрид Олдерок и Мигель Краснов. Не забывайте, что отец Мигеля Краснова был расстрелян как предатель страны по прямому приказу Сталина в 1947 году. Его мать сбежала в Чили, а остальное уже история».
@SalomonVelascoCohen «Часть истории до 1973-го года отсутствует, позже будет понята истинная история, а не та, которую рассказали эти коммунистические террористы-убийцы. Люди больше не верят в такие «истории», теперь мы знаем правду. Их преследовали и уничтожали террористы, они угрожали демократии и свободе Чили, а их великим менеджером был К.Г. Аугусто Пиночет Угарте, ГЕРОЙ СТРАНЫ».
@maxriquelme6662 «Этот фильм получил высокую оценку благодаря режиссеру Себастьяну Аларкону. Он изображает жестокость первых дней переворота и использование Национального стадиона как центра заключения и пыток мужчин, женщин и детей, где, среди прочих, умер Виктор Хара. Без сомнения, это кинематографическое дополнение всей имеющейся информации об эпохе, полной заговоров и предательств демократических ценностей. Величайший позор выпал на армию, убивавшую собственный народ, совершавшую преступления против человечества во благо иностранных интересов».
На съемках фильма «Ночь над Чили» (1977)
@cmanuelanguelobenavid4162 «Главным идеологом геноцида оказался предатель, коррупционер и вор Аугусто Хосе Рамон Пиночет Угарте, более известный под своим криминальным прозвищем «Даниэль Лопес». Он умер как трус - объявил о старческом слабоумии, чтобы не предстать перед чилийским правосудием».
@fidelfuentess «Изображение говорит больше, гораздо больше, чем слова в этом необычном фильме. Фашизм снова бродит по миру с силой, отчаянно нуждающейся в собственной политической и моральной слабости: Украина, Израиль, Турция и т. д. Поддерживаемые декадентскими и лакейскими европейскими плутократиями, они видят свое спасение и постоянство в фашизме и Соединенных Штатах. Спасибо за этот русский фильм... Россия, с храбростью и отвагой своих солдат и своего народа, снова находится на правильной стороне истории, поддерживая лучшие дела человечества, наследие своей собственной истории. Привет из Тихуаны, Нижняя Калифорния, Мексика».