Версия для слабовидящих
3

Вспоминая режиссера Себастьяна Аларкона (1949 - 2019)

Главы
15 января 2025
Редакция новостей
163
На международном YouTube-канале «Мосфильма» состоялась онлайн-премьера художественного фильма «Ночь над Чили» (1977). Историческая драма Себастьяна Аларкона (сореж. А. Косарев), с реалистичной точностью рассказывающая о военном перевороте 1973 года в Чили и последовавших затем репрессиях, вызвала огромный интерес испаноязычной аудитории и бурную полемику в комментариях. Mosfilm.ru собрал наиболее интересные высказывания зрителей, заодно вспомнив уникальную биографию советско-чилийского режиссёра.

СЕБАСТЬЯН АЛАРКОН – КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ, ФИЛЬМОГРАФИЯ

Себастья́н Рамо́н Аларко́н Рами́рес (исп. Sebastián Ramón Alarcón Ramírez) - родился 14 января 1949 года в Вальпараисо. В 1968—1969 годах обучался в киношколе при Университете Чили. В 1971 году был за государственный счёт отправлен в Москву, где поступил во Всесоюзный государственный институт кинематографии (ВГИК). После того как в 1973 году в Чили произошёл переворот, решил остаться в СССР.

После окончания института работал на студии «Мосфильм». В 1977 году, он совместно с Александром Косаревым снял на «Мосфильме» политический фильм «Ночь над Чили», который удостоился специального приза за режиссёрский дебют на X Московском кинофестивале. Историческая драма с реалистичной точностью рассказывает о военном перевороте 1973 года в Чили и последовавших репрессиях, рассматривая их взглядом молодого архитектора Мануэля, находящегося в центре событий.
Разоблачению диктатуры посвящены и последующие фильмы Себастьяна Аларкона - «Санта Эсперанса» и «Падение Кондора». В конце 1980-х-начале 1990-х годов, режиссёр снял ряд советских и российских фильмов. В конце 1990-х годов вернулся на родину, где продолжил заниматься режиссёрской деятельностью, по-прежнему сотрудничал с российским кинематографом. В 2010 году вернулся в Россию из Чили. Преподавал во ВГИКе. На XXX Московском кинофестивале входил в состав жюри основного конкурса. Скончался 30 июня 2019 года в Москве.
Режиссёрская фильмография:

1974 — «Первые страницы» (к/м)

1975 — «Три Пабло» (короткометражный)

1977 — «Ночь над Чили» (сореж. А. Косарев)

1979 — «Санта Эсперанса» 

1982 — «Падение Кондора» 

1984 — «Выигрыш одинокого коммерсанта» 

1986 — «Ягуар» 

1988 — «История одной бильярдной команды» 

1990 — «Испанская актриса для русского министра» 

1991 — «Агенты КГБ тоже влюбляются» 

1992 — «Контрабандист, или В поисках золотого фаллоса» 

1996 — «Шрам. Покушение на Пиночета» 

2002 — «Фотограф / El Fotógrafo» (сценарий совм. с А. Адабашьяном, Чили) 

2008 — «Безухий / Desorejado» (Чили) 

2013 — «Косухи» 

2018 — «Оппозиционер»

СЕБАСТЬЯН АЛАРКОН О СЕБЕ
— …как вы оказались в СССР?
— О, это давняя уже история. Я родился в Вальпараисо в бедной семье, мои родственники были коммунистами. Вскоре после прихода к власти Альенде они посоветовали мне отдать документы в только что созданный институт дружбы между Чили и Советским Союзом. Надо сказать, что я рос политически безграмотным парнем, понятия не имел, что это за страна такая — СССР, слышал только, что был какой-то Ленин. И, разумеется, я не говорил по-русски. Тем не менее, в числе 30 молодых чилийских ребят я полетел в СССР учиться на инженера. Это был с моей стороны, конечно, абсолютно необдуманный, авантюрный поступок. Но я с упоением бросился в эту неведомую для меня реку.
— Но инженером, как я понимаю, вы так и не стали…
— Эта профессия меня совершенно не интересовала. Когда я оказался в Москве, то первым делом пошел искать ВГИК, поскольку с детства бредил кинематографом и даже успел поучиться в киношколе при Чилийском университете. Меня заставили сначала подучить язык, а через год приняли в мастерскую известного режиссера-документалиста Леонида Кристи. У меня, конечно, были огромные пробелы в образовании, но я старался воспользоваться уникальными возможностями, которые давал ВГИК – в то время, безусловно, лучшая киношкола мира. В 1973 году я оказался на практике у классика документального кино Романа Кармена, который работал на «Мосфильме» над лентами о Латинской Америке. А тут как раз в Сантьяго случился путч, к власти пришел Пиночет. И Кармен, отложив другие замыслы, срочно стал делать фильм о Чили, а меня взял своим помощником, по сути, мальчиком на побегушках.

Себастьян Аларкон на съемках фильма «История одной бильярдной команды» (1988)

К Кармену в то время стекалось огромное количество снятой в Сантьяго иностранной хроники, он спешно монтировал из нее фильм. Что-то, естественно, летело в корзину. У меня болела душа по поводу событий на родине, и я стал внимательно рассматривать эти обрезки, узнавая на пленке знакомые улицы, дома. И неожиданно для себя из этих «неликвидов» начал монтировать свой собственный фильм, перемежая чилийскую хронику съемками в Москве.

Показал свою работу Кармену, он сначала удивился, а потом помог завершить мне эту скромную картину, которая, представьте, завоевала Гран-при международного фестиваля документального кино в финском городе Тампере. Потом я получил приз ВКИКовского фестиваля за дипломный фильм «Три Пабло», так что к моменту окончания института я был уже подающим надежды режиссером-документалистом.

Источник: https://sergeyyursky.memorial/

ОТЗЫВЫ КОЛЛЕГ

Карен Шахназаров, кинорежиссер, гендиректор «Мосфильма»: «Себастьян Аларкон был замечательным во всех смыслах человеком, моим другом. Мы дружили ещё со времен ВГИКа, учились на одном курсе, потом он пришёл на «Мосфильм», мы стали коллегами, и как-то вообще так сложилось, что мы общались в течение всей его жизни. В 1990-е годы он уехал на родину и устроил в Сантьяго «Неделю Мосфильма» - мы летали в столицу Чили с Александром Бородянским, он нас встречал, показывал город, страну… У него интересная биография: Себастьян же наполовину был индейцем. Его отец был испанцем, а мать – аракуанкой. Арауканы - индейский народ, очень интересный. Единственный из коренных народов Чили, который испанцы так и не смогли покорить. Мне кажется, это очень важный момент для понимания его идентичности, да и вообще мироощущения любого чилийца. После военного переворота в Чили в 1973-м году Себастьян – человек левых взглядов, сторонник коммуниста Альенде, решил не возвращаться на родину, остался в Москве. В СССР, надо сказать, перед ним в итоге открылись большие возможности - после учёбы он стал снимать фильмы, состоялся как режиссёр. В 2010-м он вернулся в Россию. Помню, мы разговаривали – я понял, что он не смог до конца адаптироваться в Чили. И дело тут было не в материальной какой-то составляющей – у него был дом в Сантьяго, он вполне встраивался в современную чилийскую жизнь… Просто Себастьян, как мне кажется, за годы жизни здесь стал русским, советским человеком. Хотя и в Россию вернуться тоже было непросто. «Мосфильм» участвовал в производстве одной из его картин – фильма «Косухи». В целом, с материальной точки зрения от возвращения в Россию он больше, наверное, потерял. Но вот такой человек… Себастьян был очень обаятельным. В то же время принципиальным, со своим взглядом. У меня остались о нём самые тёплые воспоминания.

На съемках фильма «Ягуар» (1986)

Сергей Юрский, актер, режиссер: «Девятнадцать лет в Советском Союзе, учеба у Леонида Кристи и Романа Кармена, наконец, многолетняя мосфильмовская школа сделали Аларкона вполне советским режиссером. Однако, воспитанный в католическом колледже, обожженный чилийской трагедией, он остался коренным латиноамериканцем. Отсюда — специфическая проблематика его фильмов. Отсюда — темперамент, эстетика, мироощущение, не всеми принимаемые, но безусловно выделяющие их из мосфильмовского ряда.

Аларкон — режиссер с двойной нагрузкой. С одной стороны, его характеризует неординарный, «штучный» профессионализм, с другой — мощный заряд гражданственности, не дающий режиссеру удовлетворяться внутрицеховыми победами. Его адресат — Чили. Лишенный возможности долгие годы выезжать из СССР, он и здесь умудрялся искать — и находить!— чилийские сюжеты, чилийские типажи, чилийские пейзажи» (1988).

Оператор Михаил Агранович о работе над картиной «Падение Кондора»: Он (Аларкон) позвал меня, я прочитал сценарий и сразу ему сказал, что на роль диктатора надо уговаривать Сергея Юрьевича. К чести Себастьяна, надо сказать, что он сразу понял, что это именно так. Да и Серёже эта затея показалась интересной. Я даже не знаю почему. Он как-то запал на это и согласился сниматься. Чили мы снимали в Баку. Всё было хорошо, но они невероятно разные люди по происхождению, по культуре, по прочитанным книгам, у них не было ничего общего, очень мало точек соприкосновения в том, что читали, что видели, в том, что любили. У них никак не складывались отношения, роль создавалась в атмосфере конфликте. А Себастьян — человек такой самолюбивый, темпераментный… Им было трудно. Но, тем не менее мы досняли эту картину, и, по-моему, получилось не стыдное кино ни для кого, и для Сергея в том числе. Себастьян был совсем неглупый человек, и он всё равно позвал Юрского в следующую картину («Выигрыш одинокого коммерсанта»), понимая, что выигрыш от этого шага больший, чем потери.

ОНЛАЙН-ПРЕМЬЕРА «НОЧЬ НАД ЧИЛИ», ОТЗЫВЫ ЗРИТЕЛЕЙ

10 января на международном YouTube-канале «Мосфильма» состоялась онлайн-премьера фильма «Ночь над Чили» с испанскими субтитрами. К настоящему моменту картину посмотрели более 20 тыс. зрителей. Наибольшее количество просмотров демонстрирует родина режиссера – Чили. Картину активно смотрят в городах Сантьяго, Консепсьоне, Антофагасто, Темуко и др. В топ-5 стран с наибольшим количеством просмотров вошли также Аргентина, США, Испания, Перу, Мексика, Бразилия. Ленту сморят зрители всех возрастов, а в комментариях к фильму, посвященному военному перевороту 1973 года, развернулась самая настоящая полемика о сути политического режима в Чили 1970-1980-х гг. «Мосфильм» не даёт оценок комментариям пользователей, лишь предлагая вашему вниманию некоторые высказывания (перевод с испанского):

@carlosconcha9945 «Очень хороший фильм, очень реалистично повествующий о ситуации во время государственного переворота, и для всех чилийцев, которые верят в историю о том, что Пиночет освободил их от марксистского ига, это отчасти правда, но, как и во всех историях, всегда есть две версии. Другая версия состоит в том, что Пиночет вступил в союз с немецкими нацистами, такими людьми, как Вальтер Рауфф, Пауль Шефер, Ингрид Олдерок и Мигель Краснов. Не забывайте, что отец Мигеля Краснова был расстрелян как предатель страны по прямому приказу Сталина в 1947 году. Его мать сбежала в Чили, а остальное уже история».

@SalomonVelascoCohen «Часть истории до 1973-го года отсутствует, позже будет понята истинная история, а не та, которую рассказали эти коммунистические террористы-убийцы. Люди больше не верят в такие «истории», теперь мы знаем правду. Их преследовали и уничтожали террористы, они угрожали демократии и свободе Чили, а их великим менеджером был К.Г. Аугусто Пиночет Угарте, ГЕРОЙ СТРАНЫ».

@maxriquelme6662 «Этот фильм получил высокую оценку благодаря режиссеру Себастьяну Аларкону. Он изображает жестокость первых дней переворота и использование Национального стадиона как центра заключения и пыток мужчин, женщин и детей, где, среди прочих, умер Виктор Хара. Без сомнения, это кинематографическое дополнение всей имеющейся информации об эпохе, полной заговоров и предательств демократических ценностей. Величайший позор выпал на армию, убивавшую собственный народ, совершавшую преступления против человечества во благо иностранных интересов».

На съемках фильма «Ночь над Чили» (1977)

@cmanuelanguelobenavid4162 «Главным идеологом геноцида оказался предатель, коррупционер и вор Аугусто Хосе Рамон Пиночет Угарте, более известный под своим криминальным прозвищем «Даниэль Лопес». Он умер как трус - объявил о старческом слабоумии, чтобы не предстать перед чилийским правосудием».

@fidelfuentess «Изображение говорит больше, гораздо больше, чем слова в этом необычном фильме. Фашизм снова бродит по миру с силой, отчаянно нуждающейся в собственной политической и моральной слабости: Украина, Израиль, Турция и т. д. Поддерживаемые декадентскими и лакейскими европейскими плутократиями, они видят свое спасение и постоянство в фашизме и Соединенных Штатах. Спасибо за этот русский фильм... Россия, с храбростью и отвагой своих солдат и своего народа, снова находится на правильной стороне истории, поддерживая лучшие дела человечества, наследие своей собственной истории. Привет из Тихуаны, Нижняя Калифорния, Мексика».

Активное обсуждение картины, которой уже почти полвека, резкие, порой на грани допустимого, эмоциональные оценки зрителей свидетельствуют о том, что фильм Себастьяна Аларкона «Ночь над Чили» не только сохранил свою актуальность, но в определенной мере был заново открыт для аудитории. Причём аудитории гораздо большей, чем та, о которой мог только мечтать советско-чилийский режиссёр – человек совершенно уникальной биографии и судьбы. «Мосфильм» продолжит знакомить зарубежных зрителей с классикой и новинками своей обширной фильмотеки. Подписывайтесь на все официальные аккаунты киноконцерна в Сети!
При подготовке материала использована информация из открытых источников, фотографии Мосфильм-инфо.