«Время желаний»: мелодрама Юлия Райзмана в новом качестве изображения и звука
Главы
Ещё 3
1 /
7
«Время желаний»: мелодрама Юлия Райзмана в новом качестве изображения и звука
«Время желаний»: мелодрама Юлия Райзмана в новом качестве изображения и звука
2 /
7
«Время желаний»: мелодрама Юлия Райзмана в новом качестве изображения и звука
«Время желаний»: мелодрама Юлия Райзмана в новом качестве изображения и звука
3 /
7
«Время желаний»: мелодрама Юлия Райзмана в новом качестве изображения и звука
«Время желаний»: мелодрама Юлия Райзмана в новом качестве изображения и звука
4 /
7
«Время желаний»: мелодрама Юлия Райзмана в новом качестве изображения и звука
«Время желаний»: мелодрама Юлия Райзмана в новом качестве изображения и звука
5 /
7
«Время желаний»: мелодрама Юлия Райзмана в новом качестве изображения и звука
«Время желаний»: мелодрама Юлия Райзмана в новом качестве изображения и звука
6 /
7
«Время желаний»: мелодрама Юлия Райзмана в новом качестве изображения и звука
«Время желаний»: мелодрама Юлия Райзмана в новом качестве изображения и звука
7 /
7
«Время желаний»: мелодрама Юлия Райзмана в новом качестве изображения и звука
«Время желаний»: мелодрама Юлия Райзмана в новом качестве изображения и звука
26 июля 2024
Редакция новостей
3048
Специалисты «Мосфильма» провели покадровую цифровую реставрацию изображения и звука художественного фильма «Время желаний». Мелодрама, снятая на киностудии «Мосфильм» в 1984 году, стала последней работой в кино режиссёра Юлия Райзмана. С 19 часов (мск) 25 июля фильм доступен для просмотра на официальном YouTube-канале «Мосфильма» (также на всех онлайн-платформах студии). Подробнее – в материале Mosfilm.ru.
«Время желаний» («Мосфильм», Третье творческое объединение, 1984).
Жанр: драма, мелодрама
Режиссёр: Юлий Райзман
Автор сценария: Анатолий Гребнев
В главных ролях: Вера Алентова, Анатолий Папанов
В фильме также снимались: Владислав Стржельчик, Татьяна Егорова, Владимир Антоник, Борис Иванов, Эдуард Изотов и др.
Оператор: Николай Олоновский
Художник-постановщик: Татьяна Лапшина
Композитор: Александр Беляев
Длительность: 103 мин.
СЮЖЕТ
События происходят в СССР, в 1980-х годах. Светлана Васильевна (Вера Алентова) - молодая, энергичная женщина, часто меняющая работу, привыкшая добиваться целей, которые она себе поставила в жизни. Её очередное желание - выйти замуж за «творческого, интеллигентного» человека (её бывший сожитель оказался женатым, грубым, невоспитанным человеком, вымогавшим у Светланы деньги). После продолжительных поисков она остановила свой выбор на немолодом, но воспитанном, интеллигентном чиновнике Владимире Дмитриевиче Лобанове (Анатолий Папанов). Светлана считает, что с помощью связей и трезвого расчета можно добиться всего: благополучия, респектабельности, даже личного счастья. Она не замечает, что исполнение ее желаний вовсе не делает счастливым близкого ей человека. Расплата оказывается неожиданной и страшной.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И СЪЕМКИ
К съемкам картины «Время желаний» по сценарию Анатолия Гребнева режиссер Юлий Райзман приступил накануне своего 80-летия, находясь в статусе настоящего мэтра советского кино. Для маститого кинематографиста это была уже 22-ая картина (включая документальные), ставшая, увы, последней.
Согласно архивным материалам, худсовет Третьего творческого объединения достаточно долго не утверждал название картины. Но не из каких-то цензурных соображений, а из-за схожести наименования с другими картинами: например, мелодрамой «Предел желаний», вышедшей чуть раньше; и картиной Игоря Таланкина «Время отдыха с субботы до понедельника». Окончательный выбор названия всё же остался за Юлием Райзманом.
Режиссер Юлий Райзман и оператор Николай Олоновский на съемках картины
Главными героями фильма стали Светлана Васильевна, деловая женщина, перепробовавшая в жизни массу занятий, а сейчас работающая косметологом и твердо решившая создать семью. И её жених чиновник министерства Владимир Дмитриевич – вдовец, очень приятный и заботливый человек, но несколько безынициативный и неамбициозный.
«Этот фильм этот посвящен истории современной женщины. Женщина, которая будучи одинокой, тем не менее, сумела организовать свою жизнь. Её сложная биография складывалась нелегко: она переменила множество профессий и, наконец, нашла ту, которая давала ей материальное благополучие и которая давала ей возможность организовать жизнь так, как она мечтала это сделать смолоду. Я не сказал бы, что это легкий характер, что эта героиня однозначно положительная- в ней есть положительные и отрицательные стороны. Потому что жизнь, которую она прожила – жизнь сложная. Это была и борьба, и поражения, и потери, и победы», - рассказывал Юлий Райзман в интервью программе «Кинопанорама» в период съемок картины.
По словам режиссера, несоответствие, полная противоположность главных героев друг другу в какой-то мере задумывалось как главный «двигатель» сюжета фильма.
Г. Жженов, фотопробы (Мосфильм-инфо)
На роль Светланы Васильевны пробовались Светлана Тома и Алла Демидова, но получила её Вера Алентова. Роль Владимира Дмитриевича режиссёр изначально отдал Георгию Жжёнову, который обошёл таких конкурентов как Юрий Яковлев, Армен Джигарханян и Владислав Стржельчик. Однако уже на первых репетициях стало очевидно, что Жжёнов не сможет убедительно создать типаж мужчины, способного подчиняться женщине – слишком мужественным и харизматичным он выглядел внешне. В итоге на роль был утвержден Анатолий Папанов.
«Квинтэссенция моего героя заключается в словах: «Я делаю то, что могу. Я сижу на своем месте, а не на чужом. Этот характер интересен еще и тем, что он сохранил чистые черты человека, прошедшего годы Великой Отечественной войны – человека чистого, честного и порядочного. У него есть убеждения, с которыми он живет всю жизнь», - Анатолий Папанов о своей роли в фильме «Время желаний» («Кинопанорама», 1984).
Фильм был снят в рекордно короткие сроки – за три месяца.
ОТЗЫВЫ ПРЕССЫ
«Режиссерское искусство Райзмана как всегда самого высокого класса. Когда кончается этот фильм, ощущение такое, что ты видел не нечто созданное художником, а что-то прямо подсмотренное в действительности. Кусок жизни… Но эта жизнь пропущена через видение художника и поэтому открыла нам свой сокровенный смысл. А сей смысл на этот раз заключается в том, что время желаний может обернуться временем безвозвратных потерь. Так искусство, рождаясь из жизни, возвращается в нее и обогащает нас как будто бы нами преживаемым опытом». Г. Капралов «Непрестижная» любовь», Правда, 2 октября, 1984 г.
«Это и в самом деле грустная и, может показаться, неновая история. Однако, создатели фильма, давно зарекомендовавшие себя художниками, обостренно чуткими к волнениям и зовам нынешнего дня, менее всего стремились повторить, пусть и с небольшими вариациями, рассказ о тщеславной женщине. Авторы зовут зрителя к размышлениям об истинных и мнимых ценностях жизни, о том, как важно суметь сделать между ними верный выбор, о том, какими губительными последствиями для человеческой души способен обернуться выбор ложный». Т. Иванова «Мастерица жить?», 29 октября, 1984.
«Фильм Райзмана многослоен, и если внешняя фабула его довольно проста, то внутренний пафос картины, наоборот, настолько сложен, что трудно сразу вычленить главное в картине. А оно, наверное, в том обличении «устроительниц», от которого поистине страшно становится – слишком уж многое в жизни зависит от их самых обычных, отнюдь не волшебных рук». В. Лобов «Бремя желаний», Амурский комсомолец, 25 сентября, 1984 г.
«Начав фильм почти как комедию, Юлий Райзман закончил его в подлинно драматическом ключе: вещи – вещами, обмены – обменами, но главным объектом нашего внимания должен оставаться человек. В пылу повального исполнения желаний – как бы его не потерять!» О. Юров «Жестокая цена обменов», Правда Севера, 5 сентября, 1984.
РЕСТАВРАЦИЯ
Покадровую реставрацию изображения и звука выполнили специалисты ПК «Телекино». Напомним, что процесс реставрации делится на два параллельных этапа — это работа с изображением и звуком. Первоначальная оцифровка материала используется для работы со звуком: ликвидация щелчков, посторонних шумов, то есть очистка фонограммы от разнообразных звуковых дефектов, возникших как на съемочной площадке, так и в период хранения пленки. Затем производится перенос изображения с пленки на цифровой носитель. Компьютерная реставрация видеоряда фильма занимает больше времени, чем звукового ряда и длится около месяца (в зависимости от сложности материала). Перед реставраторами стоит задача определиться с цветовым решением картины и провести цветокоррекцию. Различные дефекты, вызванные механическим воздействием на пленку, например царапины, устраняются с помощью компьютерной чистки и стабилизации изображения. Затем происходит слияние отреставрированного звука и изображения.
Кадр до реставрации
Кадр после реставрации
Над восстановлением картины работали: В. Шахназаров, Е. Соловьева, М. Тусматов, Д. Розанов – покадровая реставрация изображения, Е. Верлочев - сканирование, И. Агафонова – цветокоррекция, И. Валиев – звук. Также в реставрации картины принимали участие: А. Сеньковский, В. Климов, Р. Сковородко, В. Солодовников. Продюсер реставрации – Карен Шахназаров.
Кадр до реставрации
Кадр после реставрации
К настоящему моменту работы полностью завершены и с 19 часов (мск) 25 июля фильм доступен для бесплатного просмотра на официальном Youtube-канале «Мосфильма» в формате 4К. Также картину можно будет посмотреть на всех официальных ресурсах киностудии в Сети (VK Видео, Rutubе, онлайн-кинотеатр «Мосфильма»).
Восстановлением киноклассики «Мосфильм» занимается в партнерстве с Госфильмофондом РФ, где хранятся плёночные исходники картин (студии принадлежат юридические права на фильмы). Все реставрационные работы Киноконцерн «Мосфильм» проводит полностью за счет собственных средств, без привлечения государственного или спонсорского финансирования. Фильмы доступны для бесплатного просмотра в онлайн-кинотеатре «Мосфильма» и на официальном Youtube-канале киностудии, а также на других ресурсах киностудии в Сети (VK Видео, Rutubе).