К
Части 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
Для съемок фильма «Война и мир» было необходимо точное и скрупулезное воссоздание исторической эпохи. Огромного сосредоточения требовала подготовка к реконструкции интерьеров и архитектуры первой четверти XIX века. Так как значительную часть съёмок фильма «Война и мир» планировалось осуществить в построенных декорациях, художники съёмочной группы, сотрудники плановых и производственных служб «Мосфильма», Отдела
Примерный объём работ по основным декорациям был представлен на Совещании от 12 апреля 1962 г. Однако павильоны и площадь декораций постоянно уточнялись.
Протокол обсуждения декораций в павильонах «Мосфильма» от 12 апреля 1962 г.
Большое число съёмок фильма «Война и мир» проводилось в декорациях на натуре. В апреле 1963 г. на совещании у заместителя Генерального директора киностудии «Мосфильм» были рассмотрены макеты объектов натурных декораций, в том числе обширного декорационного комплекса «Москва», в котором планировалось провести ряд сцен, в том числе пожар Москвы 1812 г. Вначале строительство этого объекта было намечено в г. Коломне, затем «с дополнительными пристройками и декорированием под старую Москву» — в Коломенском. Однако растущая на глазах столица внесла свои коррективы в планы кинематографистов: «реконструкция Москвы и разрастание жилых массивов в районе Коломенского вынудили группу принять другое решение». (Дело 2924, с. 404). Потребовалось найти иное место для декорационного комплекса и отложить постройку на будущее. Только в 1966 г. этот объект смогли подготовить для съёмок на базе
Объекты других натурных декораций для съёмок Москвы XIX века были утверждены в апреле 1963 г.
Весной и летом 1963 г. перед отправлением в Дорогобуж съёмочная группа отсняла сцены «Улицы Москвы», «Каретный ряд», «В Кремле», «Красная площадь», «Двор Ростовых». (Дело 2924, с. 157).
Протокол рассмотрения натурных декораций от 1 апреля 1963 г.
Сохранился репортаж о съёмках объекта «Красная площадь» у Храма Василия Блаженного в июле 1963 г., напечатанный в «Литературной газете» (13 июля 1963 г.)
… На спуске от Красной площади к
Москве-реке , за старинным многоглавым храмом Василия блаженного стелется дым. С брусчатки, засыпанной землей и выложенной местами дерном, поднимается густая пыль. Сквозь пелену пыли и дыма доносятся ржание коней, цокот копыт, громыхание телег, лязганье оружия, блеяние коз… Идут гренадеры, кавалергарды, уланы, гусары. Рядом на повозках — раненые. Московский люд от стара до млада, бредёт тут же со своим скарбом.
На краю тротуара цепь милиционеров идобровольцев-дружинников сдерживает толпы любопытных москвичей…
Вырезка из Литературной газеты 13 июля 1963 г. Рабочий момент съёмок
После возвращения из Дорогобужа, где снималось Бородинское сражение, в декабре 1963 г. съёмочная группа приступила к павильонным съёмкам. Первыми павильонными объектами стали «Штаб Багратиона», «Цветочная в доме Ростовых», «Комната Катиш» и «Приемная и штаб Кутузова».
Фрагмент дела «Анализы
О том, насколько серьезно готовились к этим съемкам, говорят документы. Для оснащения растениями «Цветочной комнаты», воссозданной в одном из павильонов «Мосфильма», руководство киностудии обратилось в Главный Ботанический сад АН СССР. Среди растений, предоставленных Ботаническим садом были, например, лавровишни, кодиеумы, филлокактусы, орхидеи, плющи, аукубы и др. (Дело 318)
Документы по оснащению декорации «Цветочная комната»
В феврале 1964 г. съёмочная группа кинокартины «Мосфильм» приступила к съёмкам игровых зимних сцен на улицах Москвы. Для этих эпизодов были отобраны небольшие участки со старинными зданиями, архитектура которых соответствовала эпохе романа «Война и мир». Съёмки были запланированы и согласованы с администрацией города — на улице Качалова (ныне — Малой Никитской), улице Володарского (ныне — Гончарной), Нижней Радищевской улице,
Каждый раз при съёмке картин с историческими реалиями съёмочные группы сталкивались с необходимостью убирать из кадра артефакты современной жизни: таблички с номерами домов, улиц, памятные доски
Переписка съёмочной группы с администрацией Москвы
Чтобы Москва в кадре выглядела
Переписка съёмочной группы с администрацией Москвы
Как известно, в качестве «усадьбы Ростовых» был выбран дом 12 на ул. Качалова (ныне Малой Никитской). В 1964 году в этом здании размещалось Министерство печати и массовой информации РСФСР, от которого киностудии «Мосфильм» необходимо было получить специальное разрешение «на проведение отдельных киносъёмок кинокартины «Война и мир».
Письмо в Министерство печати и массовой информации РСФСР. Кадры из фильма
С 28 февраля 1964 г. начались съёмки объекта «Квартира Анатоля Курагина». На пять съёмочных дней этого эпизода «Уголок
Письма Директору «Уголка Дурова»
В мае 1964 года съёмочная группа кинокартины „Война и мир“ выехала в Ленинград, чтобы провести съемки во время белых ночей. Работа проходила в июне, с 18 часов вечера до 6 утра в следующих местах: Стрелка Васильевского острова, Дворцовая набережная, Фонтанка, Суворовский рынок, Летний сад, Новая Голландия, Провиантские склады, Набережная Мойки, Канал Грибоедова, Крюков канал, Банковский мост, Мойка, у Педагогического Института им. Герцена, Казанского Собора и Инженерного замка.
В связи с использованием во время съёмок фейерверка, руководители кинокартины попросили „Управление охраны общественного порядка“ прислать наряд из 15–20 человек для оцепления, пожарную машину с расчётом, а также для работ на воде — три катера речной милиции.
В Ленинграде также были запланированы съёмки сцены с актёром
Переписка о съёмах в Ленинграде
Большое значение
Из интервью
...Особенно важна для нас сцена разговора Пьера и князя Андрея на Стрелке Васильевского острова. Этот эпизод играет существенную роль в фильме. Пьер и Андрей — петербуржцы, и мы сочли необходимым воспроизвести в кино образ города на Неве. Это задача довольно сложная. Наши герои идут вдоль реки бессумеречной петербургской ночью. За ними катится коляска, слышен цокот копыт. И одновременно с беседой должен возникнуть образ города — прекрасного, величественного…
Рабочий момент съёмок
Весной 1964 г. отдельная команда съёмочной группы под руководством художника М. Семёнова и оператора Г. Айзенберга выехала в
… Размер „города“ — двести шагов в длину, двести в ширину… В остальном это точная копия Москвы: с москворецкими деревянными пристанями и баржами, с Кремлем, раскинувшимся на высоком берегу, с множеством древних церквей, дворцов московской знати, деревянных улочек окраин. По макетам, чертежам и эскизам большой группы архитекторов, художников выстраиваются улицы, мощенные булыжником из гальки, обсаженные крохотными деревцами; устанавливаются чугунные решетки и бревенчатые заборы соответствующих размеров. Не забыты даже полосатые полицейские будки.
Вырезка из газеты „Красное знамя“ (июнь 1963 г.) Фото художника и оператора комбинированных съёмок М. Семёнова и Г. Айзенберга
Для сжигания декорации в
Объяснительная записка директора кинокартины „Война и мир“
В июле 1964 года снимали значимый эпизод „Дуб у Дороги“. Старый огромный одинокий дуб на фоне берёзового леса был найден в районе деревни Малое Голубино (бывшая деревня на юге Москвы, в современном районе Ясенево) вблизи совхоза „Коммунарка“. В процессе съёмки выяснилось, что в кадр попадают другие два молодых дуба. Директор Правления совхоза „Коммунарка“ разрешила произвести порубку этих деревьев „без
В целом, во второй половине 1964 г. были отсняты сцены: „Дом графа Ростова“, „Соборование графа Безухова“, „Улицы Москвы“, „Красная площадь“, „Лысогорский парк в Ясной Поляне“, „Осенние сцены“, неотснятые фрагменты к охоте, „Передняя в Отрадном“, „Дорога в Лысых горах“, „Встреча двух императоров“, „Крыльцо штаба Багратиона“, „Атака на кавалергардов“, „Поле Шенграбен“, Поле Аустерлиц», «Дорога, деревня, осень», «Квартира князя Василия», «Гостиная в доме Ростовых», «Кабинет Пьера», «Комната Наташи и Сони», «Дом Ростовых в Петербурге», «Кабинет старого князя в Лысых горах», «Кабинет Андрея в Лысых горах», «Святки — ряженые», «Комната Марии в Лысых горах». В Алабино отсняли заготовку к комбинированному кадру «Лучевые улицы».
Любопытно, что для съёмок сцены «Дом графа Ростова» были приглашены пять высококвалифицированных официантов ресторана «Украина». (Дело 320)
Письмо Директора кинокартины «Война и мир» Управляющему Мосресторантреста
Но далее предстояли сложные масштабные съемки — «Английский клуб», «Салон Шерер», «Бал в Вильно», и особенно грандиозная сцена «Первый бал Наташи»…
Продолжение:
Иллюстрации: «Информационный центр «Мосфильм-ИНФО».