К
Части 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
Ещё не закончился подготовительный период съемок, не завершились поиски всех актёров для будущей картины, а уже в сентябре 1962 года было принято решение о съёмках отдельных сцен.
В связи с необходимостью снять осеннюю «уходящую натуру» параллельно «с проведением работ подготовительного периода» 15 октября 1962 г. Генеральный директор Киностудии «Мосфильм» приказал провести съёмки сцен — «Расстрел», «Охота», «Крыльцо дядюшки» и «Осенняя дорога».
Приказ Генерального директора Киностудии «Мосфильм» от 15 октября 1962 г.
Первые съёмки начались у Новодевичьего монастыря в Москве 7 сентября 1962 г. — в «День Бородина».
Вечерняя Москва от 7 сентября 1862 г.:
«8 сентября… День был ясный, солнечный после дождя, и воздух необыкновенно чист… Пленных повели к огороду, на котором стоял столб. За столбом вырыта большая яма с свежевыкопанною землей, и около ямы стояла большая толпа народа»
Сегодня утром перед нами словно ожили эти бессмертные строки романа
Л. Н. Толстого «Война и мир».Берег
Москвы-реки . Новодевичий монастырь. Усилиями художников и рабочих студии «Мосфильм» все выглядит так, как полтора века назад, в сентябре 1812 года…Вот и первые встречные, схваченные французами в сожженной Москве. Их обвинили в поджигательстве и приговорили к казни…
Все готова к съемкам эпизода «Расстрел французами „поджигателей“
— Начали!
Главный оператор Александр Шеленков снимает первые кинокадры многосерийного цветного широкоформатного фильма „Война и мир“…
— Сегодняшний день для нашего творческого коллектива особенно радостный и волнующий, — говорит нам Сергей Федорович Бондарчук. — Первая съемка фильма, к которому мы готовились около полутора лет, совпала с днем Бородина, днем неумирающей славы русского оружия».
Вырезки из газет «Тувинская правда» от 21 сентября и «Вечерняя Москва» от 7 сентября 1962 г.
В архиве «Мосфильма» содержится немного информации о съёмках этой сцены, но тем не менее документы свидетельствуют об их масштабности. В «Генеральной смете» по фильму (Дело 2784, опись 6) указывается, что съёмки длились 7 дней — с 7 по 13 сентября. В театры и другие организации директоры съёмочной группы рассылали письма с просьбой освободить на этот период актёров. О масштабах съемок говорит факт, зафиксированный в смете фильма — в этой сцене участвовали 753 актера эпизодических ролей. («Генеральная смета» по фильму. Дело 2784, опись 6)
Письма директоров кинокартины об освобождении актёров
Персонажи сцены «Расстрел»
С 20 сентября по 1 октября планировались досъёмки объекта «Расстрел».
В сцене расстрела наряду с Пьером Безуховым в центре внимания оказывается «
Кадр из фильма. Письмо декану МГПИИЯ им. М.Тореза
Любопытны подробности подготовки декораций для сцены расстрела. «Поджигателей» расстреливали возле огорода. Чтобы создать такой «огород», в совхозе имени Моссовета закупили 5000 кг. капусты по тем временам на существенную сумму в 142 рубля. («Генеральная смета» по фильму. Дело 2784, опись 6)
Рабочий момент съёмок. Фрагмент из «Генеральной сметы»
Особо серьезную подготовку потребовали съемки охоты. На примере этих сцен можно увидеть с какой тщательностью в фильме «Война и мир» были воссозданы практически все детали повседневной жизни начала XIX века. Именно поэтому мы решили остановится на этих документах особо.
Трудность состояла как в воссоздании подлинной картины охоты XIX века, так и в подборе собак. Русских гончих найти было проще, чем борзых. Директор картины
Кадр из фильма
Огромную помощь в организации съёмок охоты оказал консультант по охоте
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К смете расходов по организации съёмок псовой охоты
п. 1. Для съёмок псовой охоты на волков необходимо иметь 25 борзых собак. Эти собаки в последнее время сохранились у частных лиц. Своих собак они соглашаются предоставить для съёмок только в своём присутствии.
п. 2. Затраты на кормление собак в течение месяца. Всего собак на месте съёмок сконцентрировано 53 головы. Стоимость прокорма собак рассчитана в соответствии с существующими для крупных охотничьих собак нормами рациона.
п.п.
3.4.5.6 .7.8.9.10 .11.12.13. Предусматривается выплата заработной платы необходимому обслуживающему персоналу в течение одного месяца.п. 14. Приобретение
8-ми голов подсадных волков, необходимых для тренировки борзых собак, чтобы обеспечить съёмку кадров волков борзыми собаками.п. 15 Стоимость кормления волков предусматривается из того же расчёта, что и борзых собак.
п.
16.17.18.19 . 20. 21. Предусмотрены затраты на изготовление и приобретение необходимого инвентарякак-то : свор для борзых, смычков для гончих, арапников для выжлятников, приобретение рогов охотничьих сигнальных и др.п.22. Стоимость изготовления чучелов зайцев, лисиц и волков, нужных для съёмки заключительных кадров псовой охоты.
п. 23. 24. Неизбежные расходы по оборудованию помещений для собак на 53 головы и 22 денников для лошадей, а также помещения обслуживающего персонала.
Консультант по псовой охоте
В. В. Рябов
Объяснительная записка консультанта. Смета расходов
19 сентября 1962 года состоялось собрание Секции борзых Московского общества охотников вместе с консультантом по охоте
«В связи с тем, что Мосфильм заинтересован в правильном показе псовой охоты, а также учитывая, что борзые Московской секции не притравливались в течение последних лет по волку, владельцы собак травли по существу не знают, с комплексной охотой знакомы только по описаниям.
Члены секции борзых просят Московское общество охотников и дирекцию съемочной группы кинокартины „Война и мир“ выделить в помощь консультанту по съемкам охотничьих сцен тов. Рябову В. В. единственно оставшихся в Советском Союзе знатоков псовой охоты, т.т. Казанского В.И. или Арманда Б.М., которые неоднократно проводили притравки и садки борзых по волку. Такое решение может помочь осуществить съемки труднейшего эпизода, связанного с псовой охотой».
Протокол общего собрания секции борзых Московского общества охотников
После этого собрания для подготовки сцены охоты был приглашён эксперт Василий Иванович Казанский (1896–1986), авторитетный кинолог, писатель, автор книг «Охота с борзой» , «Гончая и охота с ней».
Огромную помощь в работе оказали также дрессировщики волков
10 октября начались съёмки. Местом для съёмок было выбрано село Богословское Тульской области. Съёмочная группа разместилась в 20 км. от села, в гостинице г. Каширы.
Кадр из фильма
Уникальная воспоминания консультанта
«…Зрители будущего фильма, возможно, и не будут подозревать, что в массовых сценах охоты, поэтически воспроизведенных постановщиками, снимались не артисты, а сами охотники со своими собаками, приглашенные
С. Ф. Бондарчуком .Описанная в романе встреча ростовской охоты с дядюшкиной развертывается на фоне спокойного русского ландшафта, свободного и величественного. Этот эпизод снимали в селе Богословское Тульской области. Здесь побывало 30 борзых и 22 их владельца. Большинство собак — московские, остальные — из Тульской области, а также из Горького и Таллина, гончих русской породы предоставили организации Всеармейского
военно-охотничьего общества. При гончих состояло восемь штатных егерей этих организаций. Одного из них назначили „доезжачим“, а прочие остались выжлятниками. В разгаре съемок стая была усилена еще четырьмя смычками из волкогонной стаи русских пегих гончих Калининской областной госохотинспекции.Во время подготовки к съемкам требовалось привить собранным собакам хотя бы некоторые черты поведения их предков. Большинство борзых не сосворивались прежде с другими собаками, ни одна не была высворена при лошади, да и гончие стали не те. В псовой охоте они гнали большой
артелью-стаей , от них требовались прежде всего, дружность работы и абсолютное послушание. Ну, а нынешние гонцы работают в одиночку или по двое, и дороже всего нам мастерство и вязкость гонца. И, конечно, идти без сворок и смычков по пятам охотника, а тем более конного, современные гончие не могутНемало приходилось применять различных выдумок, чтобы четвероногие „артисты“ не испортили кадров. например, звуки гона записывались отдельно от съёмки и получены были так: два десятка гончих на полянке держали на сворках егеря, а перед собаками, игравший Данилу московский охотник Земляков водил на сворке живую лисицу, которую удалось достать для этой „музыки“. Видя лису и, конечно, чуя ее возбуждающий запах, гончие „гнали“ на глазок и ревели, буквально захлебываясь… Звукооператоры записали этот „концерт“ и вмонтировали его, куда следует».
Вырезка из журнала «Охота и охотничье хозяйство», 1964 г., № 1
Ещё более развёрнуто о съёмках сцены охоты
В сцене охоты задействованы персонажи — Николай, Петя и Наташа Ростовы, Дядюшка, граф Ростов, охотники Данило, Чекмарь, Митька, а также шут графа Ростова «Настасья Ивановна». Роль Пети Ростова сыграл Никита Михалков, некоторые эпизоды среднего плана с его участием вошли в фильм без указания актёра в титрах. Никита Михалков вспоминал:
«…На мое счастье, на роль Пети меня утвердили… Я снялся только в одной сцене — в эпизоде „Охота“. Благо, детство я провел на конном заводе, поэтому верхом ездил довольно прилично… В сценах охоты меня снимали на общих планах, сцены с участием Пети Ростова предполагалось снимать гораздо позже. Правда, вопрос о другом мальчике еще не стоял, нового Петю пока не искали, но Сергей Федорович уже тогда понимал — Петей Ростовым в его кинополотне буду не я…» (Михалков Н. Страстная душа // Сергей Бондарчук в воспоминаниях современников.- М., 2003.-
529-530 )
Состав актёров в эпизоде «Охота»
На роль Данило первоначально был утверждён актёр Станислав Чекан, однако Данило весьма успешно сыграл настоящий охотник с необычайно колоритной и выразительной внешностью —
Съёмки сцены охоты немного затянулись
Письма в Театр оперы и балета им. Кирова
В ноябре съёмка сцены «Охота» была завершена.
Генеральная смета (оп. 6, дело 2784):
Съёмочная группа в подготовительном периоде отсняла объекты «Расстрел» и «Охоты» и отправила постановочный инвентарь и часть съемочного коллектива в Закарпатье для организации съёмки Шенграбенского и Аустерлицкого сражений.
Фрагмент Отчёта Главного директора кинокартины «Война и мир»