Версия для слабовидящих
3

«Война и мир» – история создания фильма (часть 5, съемки)

03 июня 2020
Анна Резанова
599

К 100-летию режиссера Сергея Бондарчука.

Части 1234567891011

Ещё не закончился подготовительный период съемок, не завершились поиски всех актёров для будущей картины, а уже в сентябре 1962 года было принято решение о съёмках отдельных сцен.
В связи с необходимостью снять осеннюю «уходящую натуру» параллельно «с проведением работ подготовительного периода» 15 октября 1962 г. Генеральный директор Киностудии «Мосфильм» приказал провести съёмки сцен — «Расстрел», «Охота», «Крыльцо дядюшки» и «Осенняя дорога».

Приказ Генерального директора Киностудии «Мосфильм» от 15 октября 1962 г.

Приказ Генерального директора Киностудии «Мосфильм» от 15 октября 1962 г.

Первые съёмки начались у Новодевичьего монастыря в Москве 7 сентября 1962 г. — в «День Бородина».

Вечерняя Москва от 7 сентября 1862 г.:

«8 сентября… День был ясный, солнечный после дождя, и воздух необыкновенно чист… Пленных повели к огороду, на котором стоял столб. За столбом вырыта большая яма с свежевыкопанною землей, и около ямы стояла большая толпа народа»

Сегодня утром перед нами словно ожили эти бессмертные строки романа Л. Н. Толстого «Война и мир».

Берег Москвы-реки. Новодевичий монастырь. Усилиями художников и рабочих студии «Мосфильм» все выглядит так, как полтора века назад, в сентябре 1812 года…

Вот и первые встречные, схваченные французами в сожженной Москве. Их обвинили в поджигательстве и приговорили к казни…

Все готова к съемкам эпизода «Расстрел французами „поджигателей“

— Начали!

Главный оператор Александр Шеленков снимает первые кинокадры многосерийного цветного широкоформатного фильма „Война и мир“…

— Сегодняшний день для нашего творческого коллектива особенно радостный и волнующий, — говорит нам Сергей Федорович Бондарчук. — Первая съемка фильма, к которому мы готовились около полутора лет, совпала с днем Бородина, днем неумирающей славы русского оружия».

Вырезки из газет «Тувинская правда» от 21 сентября и «Вечерняя Москва» от 7 сентября 1962 г.

Вырезки из газет «Тувинская правда» от 21 сентября и «Вечерняя Москва» от 7 сентября 1962 г.

В архиве «Мосфильма» содержится немного информации о съёмках этой сцены, но тем не менее документы свидетельствуют об их масштабности. В «Генеральной смете» по фильму (Дело 2784, опись 6) указывается, что съёмки длились 7 дней — с 7 по 13 сентября. В театры и другие организации директоры съёмочной группы рассылали письма с просьбой освободить на этот период актёров. О масштабах съемок говорит факт, зафиксированный в смете фильма — в этой сцене участвовали 753 актера эпизодических ролей. («Генеральная смета» по фильму. Дело 2784, опись 6)

Письма директоров кинокартины об освобождении актёров

Письма директоров кинокартины об освобождении актёров

Персонажи сцены «Расстрел»

Персонажи сцены «Расстрел»

С 20 сентября по 1 октября планировались досъёмки объекта «Расстрел».
В сцене расстрела наряду с Пьером Безуховым в центре внимания оказывается «18-летний фабричный», которого играл Александр Комиссаров (1944 г.р.). Когда Саша Комиссаров был выбран на роль, он ещё учился в школе. Во время «досъёмок» он уже обучался на переводческом факультете Московского государственного педагогического института иностранных языков имени Мориса Тореза. В архиве «Мосфильма» сохранился рукописный вариант письма /директора картины/ декану института с просьбой освободить его от занятий для участия в съёмках.

Кадр из фильма. Письмо декану МГПИИЯ им. М.Тореза

Кадр из фильма. Письмо декану МГПИИЯ им. М.Тореза

Любопытны подробности подготовки декораций для сцены расстрела. «Поджигателей» расстреливали возле огорода. Чтобы создать такой «огород», в совхозе имени Моссовета закупили 5000 кг. капусты по тем временам на существенную сумму в 142 рубля. («Генеральная смета» по фильму. Дело 2784, опись 6)

Рабочий момент съёмок. Фрагмент из «Генеральной сметы»

Рабочий момент съёмок. Фрагмент из «Генеральной сметы»

Особо серьезную подготовку потребовали съемки охоты. На примере этих сцен можно увидеть с какой тщательностью в фильме «Война и мир» были воссозданы практически все детали повседневной жизни начала XIX века. Именно поэтому мы решили остановится на этих документах особо.

Трудность состояла как в воссоздании подлинной картины охоты XIX века, так и в подборе собак. Русских гончих найти было проще, чем борзых. Директор картины Н. А. Иванов детально описал в своём дневнике все сложности, с которыми столкнулась съёмочная группа в подборе собак: «В наших охотничьих хозяйствах эту прекрасную породу не культивировали; борзые имелись только у частных владельцев. Нам, правда, повезло в том, что все хозяева борзых знали друг о друге. Борзые — дорогая порода. Их могли иметь только очень хорошо обеспеченные наши сограждане: генералы, академики, директора крупных предприятий. Но нам никто не отказал. Из девяти городов приехали люди со своими любимцами на съемки „Войны и мира“…» (Иванов Н. А, Из дневника директора картины // Сергей Бондарчук в воспоминаниях современников.- М., 2003.- с. 149)

Кадр из фильма «Война и мир»

Кадр из фильма

Огромную помощь в организации съёмок охоты оказал консультант по охоте В. В. Рябов. Он составил смету расходов к сцене «Охоты» и записку, в которой изложил основные разъяснения к смете (Генеральная смета. Дело 2785, опись 6).

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К смете расходов по организации съёмок псовой охоты

п. 1. Для съёмок псовой охоты на волков необходимо иметь 25 борзых собак. Эти собаки в последнее время сохранились у частных лиц. Своих собак они соглашаются предоставить для съёмок только в своём присутствии.

п. 2. Затраты на кормление собак в течение месяца. Всего собак на месте съёмок сконцентрировано 53 головы. Стоимость прокорма собак рассчитана в соответствии с существующими для крупных охотничьих собак нормами рациона.

п.п. 3.4.5.6.7.8.9.10.11.12.13. Предусматривается выплата заработной платы необходимому обслуживающему персоналу в течение одного месяца.

п. 14. Приобретение 8-ми голов подсадных волков, необходимых для тренировки борзых собак, чтобы обеспечить съёмку кадров волков борзыми собаками.

п. 15 Стоимость кормления волков предусматривается из того же расчёта, что и борзых собак.

п. 16.17.18.19. 20. 21. Предусмотрены затраты на изготовление и приобретение необходимого инвентаря как-то: свор для борзых, смычков для гончих, арапников для выжлятников, приобретение рогов охотничьих сигнальных и др.

п.22. Стоимость изготовления чучелов зайцев, лисиц и волков, нужных для съёмки заключительных кадров псовой охоты.

п. 23. 24. Неизбежные расходы по оборудованию помещений для собак на 53 головы и 22 денников для лошадей, а также помещения обслуживающего персонала.

Консультант по псовой охоте В. В. Рябов

Объяснительная записка консультанта. Смета расходов

Объяснительная записка консультанта. Смета расходов

19 сентября 1962 года состоялось собрание Секции борзых Московского общества охотников вместе с консультантом по охоте В. В. Рябовым. На нём постановили:

«В связи с тем, что Мосфильм заинтересован в правильном показе псовой охоты, а также учитывая, что борзые Московской секции не притравливались в течение последних лет по волку, владельцы собак травли по существу не знают, с комплексной охотой знакомы только по описаниям.

Члены секции борзых просят Московское общество охотников и дирекцию съемочной группы кинокартины „Война и мир“ выделить в помощь консультанту по съемкам охотничьих сцен тов. Рябову В. В. единственно оставшихся в Советском Союзе знатоков псовой охоты, т.т. Казанского В.И. или Арманда Б.М., которые неоднократно проводили притравки и садки борзых по волку. Такое решение может помочь осуществить съемки труднейшего эпизода, связанного с псовой охотой».

Протокол общего собрания секции борзых Московского общества охотников

Протокол общего собрания секции борзых Московского общества охотников

После этого собрания для подготовки сцены охоты был приглашён эксперт Василий Иванович Казанский (1896–1986), авторитетный кинолог, писатель, автор книг «Охота с борзой» , «Гончая и охота с ней». В. И. Казанский полностью реконструировал охоту XIX века.
Огромную помощь в работе оказали также дрессировщики волков Г. Г. ШубинГ. И. КоортЭ. Н. ГиляровН. А. МещерскийИ. Л. Брейштейн.

10 октября начались съёмки. Местом для съёмок было выбрано село Богословское Тульской области. Съёмочная группа разместилась в 20 км. от села, в гостинице г. Каширы.

Кадр из фильма «Война и мир»

Кадр из фильма
Уникальная воспоминания консультанта В. И. Казанского с описанием подробностей съёмки «Охоты» были опубликованы в № 1 журнала «Охота и охотничье хозяйство» за 1964 г.:

«…Зрители будущего фильма, возможно, и не будут подозревать, что в массовых сценах охоты, поэтически воспроизведенных постановщиками, снимались не артисты, а сами охотники со своими собаками, приглашенные С. Ф. Бондарчуком.

Описанная в романе встреча ростовской охоты с дядюшкиной развертывается на фоне спокойного русского ландшафта, свободного и величественного. Этот эпизод снимали в селе Богословское Тульской области. Здесь побывало 30 борзых и 22 их владельца. Большинство собак — московские, остальные — из Тульской области, а также из Горького и Таллина, гончих русской породы предоставили организации Всеармейского военно-охотничьего общества. При гончих состояло восемь штатных егерей этих организаций. Одного из них назначили „доезжачим“, а прочие остались выжлятниками. В разгаре съемок стая была усилена еще четырьмя смычками из волкогонной стаи русских пегих гончих Калининской областной госохотинспекции.

Во время подготовки к съемкам требовалось привить собранным собакам хотя бы некоторые черты поведения их предков. Большинство борзых не сосворивались прежде с другими собаками, ни одна не была высворена при лошади, да и гончие стали не те. В псовой охоте они гнали большой артелью-стаей, от них требовались прежде всего, дружность работы и абсолютное послушание. Ну, а нынешние гонцы работают в одиночку или по двое, и дороже всего нам мастерство и вязкость гонца. И, конечно, идти без сворок и смычков по пятам охотника, а тем более конного, современные гончие не могут

Немало приходилось применять различных выдумок, чтобы четвероногие „артисты“ не испортили кадров. например, звуки гона записывались отдельно от съёмки и получены были так: два десятка гончих на полянке держали на сворках егеря, а перед собаками, игравший Данилу московский охотник Земляков водил на сворке живую лисицу, которую удалось достать для этой „музыки“. Видя лису и, конечно, чуя ее возбуждающий запах, гончие „гнали“ на глазок и ревели, буквально захлебываясь… Звукооператоры записали этот „концерт“ и вмонтировали его, куда следует».

Вырезка из журнала «Охота и охотничье хозяйство», 1964 г., № 1  

Вырезка из журнала «Охота и охотничье хозяйство», 1964 г., № 1

Ещё более развёрнуто о съёмках сцены охоты В. И. Казанский рассказал в № 5 журнала «Охота и охотничье хозяйство» за 1981 г.

В сцене охоты задействованы персонажи — Николай, Петя и Наташа Ростовы, Дядюшка, граф Ростов, охотники Данило, Чекмарь, Митька, а также шут графа Ростова «Настасья Ивановна». Роль Пети Ростова сыграл Никита Михалков, некоторые эпизоды среднего плана с его участием вошли в фильм без указания актёра в титрах. Никита Михалков вспоминал: 

«…На мое счастье, на роль Пети меня утвердили… Я снялся только в одной сцене — в эпизоде „Охота“. Благо, детство я провел на конном заводе, поэтому верхом ездил довольно прилично… В сценах охоты меня снимали на общих планах, сцены с участием Пети Ростова предполагалось снимать гораздо позже. Правда, вопрос о другом мальчике еще не стоял, нового Петю пока не искали, но Сергей Федорович уже тогда понимал — Петей Ростовым в его кинополотне буду не я…» (Михалков Н. Страстная душа // Сергей Бондарчук в воспоминаниях современников.- М., 2003.-529-530)

Состав актёров в эпизоде «Охота»

Состав актёров в эпизоде «Охота»

На роль Данило первоначально был утверждён актёр Станислав Чекан, однако Данило весьма успешно сыграл настоящий охотник с необычайно колоритной и выразительной внешностью — А. Ф. Земляков. Станиславу Чекану досталась роль другого охотника.

А. Ф. Земляков в роли Данило

А. Ф. Земляков в роли Данило

Съёмки сцены охоты немного затянулись из-за непогоды. У балерины Л. М. Савельевой это вызвало волнение и опасение не вернуться вовремя к работе в Государственном театре оперы и балета им. Кирова. Поэтому директор картины В. С. Циргиладзе написал письмо директору театра К. М. Сергееву, чтобы задержку актрисы не сочли за прогул.

Письма в Театр оперы и балета им. Кирова

Письма в Театр оперы и балета им. Кирова

В ноябре съёмка сцены «Охота» была завершена.

Генеральная смета (оп. 6, дело 2784):
Съёмочная группа в подготовительном периоде отсняла объекты «Расстрел» и «Охоты» и отправила постановочный инвентарь и часть съемочного коллектива в Закарпатье для организации съёмки Шенграбенского и Аустерлицкого сражений.

Фрагмент Отчёта Главного директора кинокартины «Война и мир»

Фрагмент Отчёта Главного директора кинокартины «Война и мир»

Продолжение цикла материалов читайте здесь.