К
Части 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
Пожалуй, самым трудным в выборе актеров был поиск «князя Андрея Болконского».
И. Смоктуновский на встрече с
К 31 мая 1962 г., не находя нужного актёра,
Фрагмент протокола Совещания съёмочной группы от 31 мая 1962 г. Фотопробы Ю. Соломина на роль Андрея Болконского
Когда наступил момент съёмок кинопроб,
Открытки 1958 г. с популярными актёрами О. Стриженовым и А. Вербицким
Ко второму обсуждению кинопроб в роли Андрея Болконского был отснят также К. Лавров.
Фотопробы К. Лаврова на роль Андрея Болконского
Фрагменты выступлений деятелей культуры о кинопробах на роль Андрея Болконского — из Стенограмм Заседания Коллегий при генеральном директоре Киностудии «Мосфильм» от 9 августа и от 20 августа 1962 года:
«Вот судить о том, как исполняется роль князя Андрея… трудно, потому что вы видите этих актеров в коротких и не очень значительных фрагментах.
Мне кажется, что актер Вербицкий по внешности не подходит для роли Андрея, он слишком мужествен и мужчина, что надо, а об Андрее этого сказать нельзя. Разницы между первым и вторым актером я не вижу».
«Нам трудно говорить по поводу актеров, но безусловно есть большое сомнение насчет князя Андрея. Конечно, Стриженов ближе к нашему общему внешнему представлению. Вербицкий не тот впечатлительный тонкий офицер, каким мы представляем себе Андрея Болконского. Он действительно приземленный. И тип лица у него немного декоративный, мягко говоря».
«Мне очень понравился Стриженов. Не знаю есть ли там эпоха и тот век, но в моем представлении русский офицер это не только манеры, движение века, но и сердце русского человека. В этом сдержанном человеке я чувствую сердце, поэтому я отдаю ему свое сердце».
«Иногда бывают великолепные актеры, но они не монтируются. То, что делает Вербицкий из рук вон плохо. Он дает заранее подготовленный текст, он не осмысливает его, он не размышляет… Не знаю, может ли Стриженов или не может, он не опробован как следует. Если Бондарчук ему доверяет, то нужно провести серьёзную пробу этих двух основных актеров».
«Андрей. Не знаю, кто мне больше понравился. Думаю, что если бы нам показали более развернутые куски, может быть, из трех мы поверили бы в двух…»
«Главные герои „Войны и мира“ моложе, чем герои „Коллег“ Аксенова. Пьеру 22 года, а Андрей старше. Пьер все время смотрит на Андрея как на старшего. Тут должно быть известное сочетание. А Стриженов выглядит моложе. И когда Андрей и Пьер соединятся, как это будет выглядеть? Если делать роман из жизни молодых людей, тогда основные герои молодые. Я считаю, что Бондарчук обязан играть Пьера, я уверен и в нем и в его внутренней жизни, тогда нужно подбирать Андрея чуть суховатее, чуть старше».
«По поводу Андрея —
какое-то странное обстоятельство: вроде Стриженова мы видели в подобных ролях, и я от него ничего не ожидал, но Стриженов мневсе-таки понравился больше всех».
«Но Болконский,
по-моему , не в такой мере, не тот Болконский, с которым лично ягде-то жил. Я думал — вы будете пробовать Смоктуновского, потому что у него человеческой, яркой индивидуальности очень много. Но когда Болконский появляется с Наташей, это снижает категорию людей. Он такой банальный красавчик. Я убежден, что это неудача. Он не мыслитель, — это прежде всего должен быть умный актер, не столь эмоциональный, а чтобы он рассуждал, и это должно быть в глазах. Стриженов хороший актер, но он совершенно другой по своей сущности. Мне кажется, что если вы на этом остановитесь, то вы совершите ошибку».
«Я допускаю, что у Стриженова есть почитатели, раздаются голоса о „Сорок первом“, но я считаю, что для этой роли нужен мыслитель, философ, которому чуть за 30 лет, это думающий человек, в котором выражены все раздумья века. На экране я этого не усмотрел. Перед нами в общем традиционная банальная фигура среднего кинематографического героя. Поэтому у меня это вызвало резкий протест».
«Также по поводу Андрея Болконского — меня ни один из исполнителей не убедил».
«По поводу конкретных кандидатур я согласен с выступавшими товарищами Воиновым и Аловым. Я просто могу повторить, что на меня никакого впечатления не произвел Андрей Болконский — ни один, ни второй, ни третий, потому что этого интеллектуального в высшем смысле слова человека я не видел ни в Стриженове, ни, конечно, в Вербицком. Мне кажется, Андрея Болконского нет. Если бы не было исключительной актерской удачи в Наташе, то тогда все не соответствовало бы Толстому, но когда есть Наташа, то рядом с ней Болконского нет».
Мучительные поиски актёра на роль Андрея продолжились. Несмотря на то, что Олег Стриженов был утверждён после кинопроб (Дело 319), этому актёру не суждено было сыграть в фильме «Война и мир».
Письмо Главного директора кинокартины «Война и мир» В. Циргиладзе директору театра киноактёра К. Полонскому. Эскиз Е. Куманькова из Сценария 1961 г.
Только в декабре 1962 года, уже после запуска фильма в производство (30 ноября 1962 г.), даже после съёмок некоторых сцен, на роль князя Андрея Болконского был утвержден Вячеслав Васильевич Тихонов. Чего больше, радости или несчастья, принесла эта роль актёру — сейчас об этом судить непросто. «Пожалуйте в кадр, князь!» — так
Порой В.Тихонов доходил до отчаяния:
«Настроение у меня было мрачное, одолевало недовольство собой, тем, как играю своего любимого Андрея Болконского. Даже возникали мысли уйти из кино, поступить в театр… Я поделился своими не столь радужными планами с Сергеем, но он моих намерений не одобрил. Однако ни разу не похвалил. Он всегда был в себе, погружен в режиссуру, в свои думы. Отснимем сцену с моим участием, даже нашу парную с ним сцену (а их в картине немало) — он своих впечатлений не высказывает: хорошо ли, неважно все исполнено. Только
два-три слова: — Так. Ну пойдём дальше». (ТихоновВ. В. Пожалуйте в кадр, князь! // Сергей Бондарчук в воспоминаниях современников.- М., 2003.- с. 198–199)
Письмо о закреплении на картину „Война и мир“ киноактёров студии им. Горького
Волею судеб не состоялось участие в картине замечательного актёра — Юрия Никулина. Он был выбран на роль капитана Тушина. С просьбой подтвердить разрешение съёмок
Переписка съёмочной группы кинокартины „Война и мир“ с Московским цирком
Фотопробы Ю. Никулина на роль капитана Тушина
Съёмки с участием некоторых персонажей — таких как Лиза Болконская, Анатоль Курагин проходили гораздо позднее. Однако на поиски исполнителей и этих ролей съёмочная группа затратила немало усилий. Лизу Болконскую разыскивали не только в СССР, ассистенты по актёрам делали запросы в Польшу, Чехословакию и ГДР.
Из Дела 319:
ЗАМЕСТИТЕЛЮ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОМИТЕТА
ПО КИНЕМАТОГРАФИИ ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР
Тов. БАСКАКОВУ В.Е.
Киностудия"МОСФИЛЬМ» просит оказать помощь в подборе актрисы на роль княгини Лизы Болконской из Польской Народной Республики, Чехословацкой Социалистической Республики или Германской Демократической Республики.
Прилагаем характеристику образа.
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР
КИНОСТУДИИ «МОСФИЛЬМ»
/В. СУРИН
Повсюду рассылался «Образ Елизаветы Болконской»:
Хорошенькая с черневшимися усиками. Верхняя губа была коротка по зубам, но тем более она открывалась и тем милее вытягивалась иногда и опускалась на нижнюю. Короткость губы и полуоткрытый рот казалось ее особенной собственной красотой.
Полная здоровья и живости, хорошенькая будущая мать, легко переносившая свое положение. Светлая улыбочка и блестящие белые зубы.
Особенное выражение внутреннего и
счастливо-спокойного взгляда свойственного только беременным женщинам. Глаза ее не видели ничего, а смотрели вглубь и в себя, вочто-то счастливое и таинственное, совершающееся в ней.Сердито-беличье выражение красивого лица заменяется привлекательным и возбуждающим состраданием страха. Робкое и признающееся выражение, какое бывает у собаки быстро, но слабо помахивающей опущенным хвостом.
Документы по поиску исполнительницы роли Лизы Болконской
Но найдена была Лиза Болконская всё же на родине — среди студенток
Письмо директору Театрального училища им. Щукина
В феврале 1964 г. наконец разыскали и «Анатоля Курагина» — в лице Василия Ланового, артиста Театра им. Вахтангова. Василий Семёнович Лановой поделился в воспоминаниях о том, что, когда
«Ведь каков мой персонаж? Эгоист, жуир, ловелас и гуляка… И этот несусветный повеса лишается главного предмета своего любования, если угодно, своего главного мыслительного центра — ноги. И это такая сильная, прекрасная сцена в романе, когда раненый князь Андрей «узнаёт „в несчастном, рыдающем, обессилевшем человеке, которому только что отняли ногу“, [своего соперника]…С томом в руках я убеждал Сергея Федоровича, что эта сцена необходима прежде всего для еще более полного раскрытия образа Андрея Болконского, потому что встреча эта как бы совершает переворот в душе». (Лановой В. Мы знаем цену добру // Сергей Бондарчук в воспоминаниях современников.- М., 2003.- с. 257)
Василий Лановой в роли Анатоля Курагина
Так необычно, с нарушением привычного порядка сроков и этапов в отлаженной схеме, по которой снимались все фильмы советского периода — шла работа над фильмом «Война и мир».
Особое отношение руководящих органов к фильму позволяло актёрам и членам съёмочной группы получать дополнительные преимущества, но и требования к качеству работы было неимоверно высоким. Огромное внимание уделялось репетициям сцен. Исполнителям главных ролей картины «Война и мир» Министерство культуры СССР разрешило проводить по две оплачиваемых репетиции на каждый съёмочный день.
Из Дела № 319:
ЗАМЕСТИТЕЛЬ
МИНИСТРА КУЛЬТУРЫ ГЕНЕРАЛЬНОМУ ДИРЕКТОРУ
КИНОСТУДИИ
СССР «МОСФИЛЬМ»
8 декабря 1962 Г. тов. Сурину В. Н.
№ 5985 — I/14
На № Д/21 от 22.
X—1962 гг. Учитывая большую ответственность за экранизацию и значимость постановки трехсерийного кинофильма «Война и мир», а также необходимость длительной предварительной работы над созданием образов «Князя Андрея», «Наташи», «Пьера Безухова», и «Графа Ростова», Министерство культуры СССР разрешает в виде исключения установить для актеров, привлекаемых к исполнению указанных ролей, по две репетиции на каждый съемочный день.
В. Баскаков
«Удвоенные» репетиции были одобрены также и для таких ролей, как «Старик Болконский», «Анатоль», «Дядюшка», «Князь Василий», «Элен», «Николай Ростов», «Долохов».
Разрешение Министерства культуры СССР от 8 декабря 1962 г.
Кроме репетиций уделялось большое внимание обучению актёров французскому языку, верховой езде, фехтованию, танцам и даже «светским манерам». Упражнения по верховой езде проходили на Центральном Московском Ипподроме. В деле «Генеральная смета» хранятся документы по оплате услуг Ипподрому (Дело 2784, опись 6). Планировалось, что каждый актёр, которому необходим навык верховой езды, будет тренироваться по 100 часов. Было запланировано потратить более 2000 рублей. Но фактически обучение верховой езде, не считая выплат зарплаты тренеру
Документы по оплате верховой езды
Для организации занятий с актёрами по фехтованию, а также в связи с необходимостью задействовать спортсменов в постановке батальных сцен
Письмо
Когда начинались съёмки, необходимо было освобождать актёров от их театральной работы, вот тут
ПРИКАЗ
МИНИСТРА КУЛЬТУРЫ СССР
Г. Москва № 54 14 Февраля 1963 г.
СОДЕРЖАНИЕ: Об освобождении театральных актеров, занятых в съемках картины «Война и мир»
В соответствии с решением коллегии Министерства культуры СССР от 20 марта 1962 года, а также учитывая
творческо-производственную сложность постановки фильма «Война и мир»,ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Министру культуры РСФСР тов. Попову А. И., Министру культуры Эстонской ССР тов. Ансбергу А. Я., начальнику Отдела театров Министерства культуры СССР тов. Осипову Г.В. и начальнику Управления культуры Мосгорисполкома тов. Родионову Б. Е. оказывать максимальную помощь в освобождении от работы актёров, занятых в съемках фильма.
При составлении квартальных репертуарных планов соответствующих театров, учитывать занятость актеров в съемках фильма, согласно заявке киностудии «Мосфильм».
2. Учитывая особую сложность съемок батальных сцен в I — II кварталах 1963 года обратить особое внимание на освобождение актеров, согласно приложению.
3. Генеральному директору киностудии «Мосфильм» тов. Сурину В. Н. обеспечивать не позднее, чем за 21 день до начала очередного месяца уведомление Министерства культуры РСФСР, Министерства культуры Эстонской ССР, начальника Отдела театров Министерства культуры СССР и начальника Управления культуры Мосгорисполкома, а также руководство соответствующих театров о календарном графике съемок актеров в наступающем месяце.
4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на Главное управление по производству фильмов и Отдел театров.
Министр культуры СССР
Е. Фурцева
Приказ Министра культуры СССР от 14 февраля 1963 г. об освобождении театральных актеров, занятых в съемках картины «Война и мир»
Отношение
Например, когда
Из Дела 298, опись 6:
12 мая 1966 г.
ЗАМЕСТИТЕЛЮ ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА СТУДИИ
Тов. КАРАТАЕВУ О.Х.
По заданию
режиссёра-постановщика БОНДАРЧУКА С.Ф. актёр ТИХОНОВ В. В. отпустил бороду для съемки эпизода «СМЕРТЬ АНДРЕЯ»Более полутора месяцев, как он находится в таком состоянии и сниматься в других картинах не имеет возможности.
Поэтому прошу Вашего разрешения о выплате
В. В. Тихонову 100% ставки за апрель месяц в пределах сметных ассигнований.Гл. ДИРЕКТОР КИНОКАРТИНЫ
В. ЦИРГИЛАДЗЕ
В.Тихонов в роли Андрея Болконского, Письмо Зам. Ген. Директора киностудии
Иногда в процессе работы над фильмом «Война и мир» пытались разрешить бытовые проблемы актёров. Так, отсутствие телефона в квартире у Олега Табакова затрудняло ведение переговоров по поводу съёмок, которые должны были проходить в Закарпатской области с участием большого количества войсковых частей.
Письмо Начальнику Миусского телефонного узла
Особенно трепетно
«В кинокартине „Война и мир“ снимается в роли маршала Даву заслуженный артист РСФСР Молчанов Б.З., работающий в драмтеатре города Краснодара. В театре он является артистом высшей категории высшей группы.
В работе над ролью Даву артист Молчанов Б.З. проявил себя. как талантливый артист, глубоко проникающий в материал роли. Он быстро освоил специфику кинематографа и с высоким мастерством исполнил все задачи, поставленные кинорежиссёром.
Следует отметить особо творческое отношение т. Молчанова к работе: он специально изучал французский язык и всю сцену исполнял на французском языке.
Учитывая всё это, просим Вашего разрешения оплатить артисту Молчанову Б.З. за съемки из расчета… рублей за съемочный день и возбудить перед Госкомитетом кинематографии ходатайство об утверждении артисту Молчанову Б. З. этой ставки».
Б. Молчанов в роли Даву. Письмо Генеральному Директору киностудии
Члены съёмочной группы заблаговременно заботились о приезде в Москву из Ленинграда Людмилы Савельевой. Главный директор картины
В апреле 1965 г. в связи с отказом руководящих органов в праве проживания Людмилы Савельевой в гостинице «Украина» по «одинарному» тарифу, киностудия «Мосфильм» была вынуждена согласиться на оплату гостиницы Людмиле Савельевой — «по двойному тарифу», на срок с 8 по 30 апреля. (опись 6, дело 298, с 30)
Письмо Зам. Ген. Директора киностудии
Ещё множество фактов таят в себе папки с документами в архиве «Мосфильма». Так, с помощью писем, протоколов, приказов, разрешений — мы можем воссоздать историю поиска артистов, обнаружить интересные события, связанные с актёрами во время съёмок, проследить взаимодействие съёмочной группы картины «Война и мир» с театрами и другими организациями и вновь оценить масштаб проделанной работы и поразиться особенному подходу
Продолжение цикла материалов читайте здесь.
Иллюстрации: «Информационный центр «Мосфильм-ИНФО».