Ещё 4
17 июня 2024
Редакция новостей
4514
В современной киноиндустрии есть ряд ключевых профессий второго звена, спрос на которые велик всегда. Среди них – вторые режиссеры, ассистенты художника по костюму, редакторы, ассистенты художника-постановщика, реквизиторы, ассистенты по актерам, инженеры и другие. Киноконцерн «Мосфильм» регулярно проводит лекции по данным направлениям и организует мастер-классы известных отечественных деятелей киноискусства.
14-го июня состоялась долгожданная встреча слушателей курсов «Мосфильма» с Владимиром Ивановичем Хотиненко. Мастер-класс предоставил всем присутствующим уникальную возможность узнать секреты работы выдающегося кинорежиссера.
Владимир Хотиненко начал встречу с одного из своих любимых высказываний о кинематографе: «Кино – это искусство потери». Он отметил, что потери случаются на каждом этапе создания фильма, но самое важное – это то, что остается в итоге. Процесс съемок всегда полон препятствий, но бояться их не нужно: наоборот, нужно воспринимать любое препятствие как предложение к усовершенствованию итогового результата, и тогда в 90% случаев получится даже лучше, чем было задумано изначально.
«Кино – искусство коллективное. Результат зависит от вклада абсолютно каждого члена съемочной группы», – подчеркнул Владимир Хотиненко.
Судьбоносная встреча с Никитой Михалковым привела Владимира Хотиненко в мир кино и предоставила возможность поработать в качестве второго режиссера над такими знаменитыми картинами как «Пять вечеров», «Несколько дней из жизни И.А. Обломова», «Родня». Работа над этими фильмами помогла ему на личном опыте оценить всю важность профессии второго режиссера. Она требует сочетания практичности и компетентности, а также досконального знания кинопроизводства. Помимо этого, второй режиссер должен уметь найти общий язык со всей командой, в особенности – с режиссером-постановщиком. А режиссер-постановщик, в свою очередь, должен уметь прислушаться ко второму режиссеру, как и ко всем другим членам съемочной группы.
На площадке не обойтись без художника-постановщика, речь о работе которого зашла при обсуждении истории создания декораций для фильма «72 метра». Первоначально картину планировали снимать в настоящей подводной лодке, однако консультанты по фильму сочли идею невыполнимой с технической точки зрения. Тогда было принято решение снимать в павильоне. На «Мосфильме» специально для съемок построили бассейн метровой глубины, в котором возвели сложноустроенную декорацию подводной лодки, собранную, как конструктор, из отдельных деталей. Впоследствии декорацию пришлось дополнить очистительными сооружениями, которые предотвращали загрязнение воды в бассейне.
Владимир Хотиненко также отметил и важность художника по костюмам, работа которого направлена на создание художественного образа персонажа. Цельность художественного образа зависит от каждой детали: какой-то мелкий предмет гардероба может быть незаметен в кадре, но даже он важен для артиста, так как помогает ему достовернее вжиться в роль.
В работе с актерами Владимир Хотиненко считает очень важным поддерживать творческую свободу. Например, на пробах он предпочитает поговорить с актером в непринужденной обстановке, дать ему возможность расслабиться и раскрыться. Кроме того, Хотиненко поощряет импровизацию на съемочной площадке. Качественная импровизация способна подчеркнуть талант и мастерство – как получилось, например, в случае с Андреем Краско, который таким образом добавил яркости своему герою Янычару в фильме «72 метра».
Каждый режиссёр-постановщик знает, насколько важна роль композитора при создании истории. Именно музыка способна придать особую выразительность и расставить важные драматургические акценты. Когда Владимир Хотиненко услышал саундтрек к картине «Малена» (реж. Джузеппе Торнаторе, 2000), написанный легендарным итальянским композитором Эннио Морриконе, он сразу понял, что именно такую музыку хочет слышать в «72 метрах», и написал композитору письмо. В результате их сотрудничества родилась пронзительная музыкальная тема, идеально дополнившая картину.
В завершение тёплой встречи Владимир Хотиненко раскрыл самые важные качества режиссера: понимание людей и общий запас культуры. Он посоветовал слушателям всегда расширять культурный кругозор и поделился рекомендациями своих любимых классических фильмов, среди которых «Этот смутный объект желания» Луиса Бунюэля, «Смерть в Венеции» Лукино Висконти и «Почтальон всегда звонит дважды» Боба Рейфелсона.