Версия для слабовидящих
3

«Везде, во всех ролях есть частица меня». Сегодня Людмиле Гурченко исполнилось бы 85 лет

12 ноября 2020
Татьяна Костина
15

Женственная и элегантная, смелая и экстравагантная, она не боялась перевоплощаться и экспериментировать и была одинаково убедительна в разных жанрах, будь то комедия или драма, мюзикл или водевиль. Талантливая актриса каждый раз буквально вживалась в роль, созданные ею образы нашли отклик у зрителя и навсегда остались в памяти и сердце. Слова ее героинь сделались крылатыми и разлетелись на цитаты. Сама Людмила Марковна стала эталоном для многих советских женщин, на пике ее популярности в ателье по всей стране стали шить платья «как у Гурченко». 

Советская и российская актриса, эстрадная певица, режиссер, сценарист, писатель, народная артистка СССР (1983) Людмила Гурченко родилась 12 ноября 1935 года в Харькове. Ее родители работали в филармонии, мать - культорганизатором, отец играл на баяне и пел, с пяти лет к их выступлениям присоединилась и дочь. Как напишет потом в своих мемуарах Гурченко, она родилась в музыкальное время и петь научилась прежде, чем говорить: «Для меня жизнь до войны — это музыка!» 

Петь маленькая Люся не перестала и с приходом войны, но теперь перед немецкими оккупантами и с одной лишь целью - выжить и добыть хоть какое-то пропитание. После ухода отца на фронт их вместе с матерью из однокомнатной полуподвальной квартиры прогнали в барак. Чудом уцелев после фашистских облав, обстрелов и бомбежек она дождалась, когда “по радио кончилась немецкая музыка”, и русские войска освободили ее родной город. Это случилось в конце лета 1943-го, в сентябре Гурченко пошла в школу, в параллели с которой училась в музыкальной. Дождалась она и отца, который был "любовью номер один" в ее сердце, второе место занимали музыка и кино. Дошедший до Берлина отец поддержал дочь в стремлении стать большой артисткой и отправил в Москву, где она поступила во ВГИК в мастерскую Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. 

Гурченко уже во время учебы стала сниматься в кино. В 1956 году она дебютировала в фильме Яна Фрида “Дорога правды”, первой ее фразой в кино стала: “Я не для того сюда пришла, чтобы молчать!" По словам актрисы, она «этого и хотела — прийти в кино, чтобы не молчать, не плыть по течению, а самой создавать волну». В конце того же года на экраны вышла новогодняя комедия Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь», которая побила все рекорды проката, только за первый год ее посмотрели более 40 млн. зрителей. Роль Леночки Крыловой принесла Гурченко всесоюзную славу, а «Песенка про пять минут» и «Хорошее настроение» стали ее визитной карточкой на долгие годы. 

После успеха актрисы в «Карнавальной ночи» специально под нее авторы написали сценарий фильма «Девушка с гитарой», однако его холодно встретили зрители, не приняла критика, а за Гурченко закрепился «штамп» актрисы лёгкого, танцевального жанра. Материальное положение молодой актрисы было сложным, она зарабатывала, выступая с концертами на заводах, в поездках по стране. Последующие 10 лет стали периодом забвения и второстепенных персонажей. По одной из версий это случилось из-за внезапного отказа актрисы от сотрудничества с органами. 

В 70-х Людмила Гурченко постепенно возвращается в ряды ведущих актрис советского кино,  её зовут сниматься в музыкальных комедиях. Так, в легендарной "Соломенной шляпке" актриса, точнее ее героиня, хозяйка шляпного салона Клара вскружила голову обаятельному ловеласу в исполнении Андрея Миронова (1974). А два года спустя Гурченко в роли мамы-Козы вместе с Серым Волком Боярским сыграли и спели на трех языках в мюзикле «Мама». На съемках Гурченко получила тяжелую травму, перелом ноги, перенесла несколько сложных операций. Не смотря на опасения врачей и их рекомендации сделать паузу в работе хотя бы на год, она вернулась через несколько недель и, претерпевая ужасную боль, закончила съёмки. Актриса не жалела  о случившемся, называла киносказку подарком судьбы. К слову, приняв его, она вынуждена была отказать Никите Михалкову, который предложил ей сыграть роль генеральши в фильме «Неоконченная пьеса для механического пианино». 

Помимо комедий регулярно выходили её телевизионные бенефисы и музыкальные программы, при этом Гурченко не оставляла надежды вырваться за рамки амплуа, ей хотелось играть драматические роли. И в 1976 году удалось сделать это в фильме Алексея Германа «Двадцать дней без войны». Следующей стала роль Гурченко в эпической «Сибириаде» Андрея Кончаловского, которая в 1979 году была удостоена Гран-при Каннского кинофестиваля. В фильме Никиты Михалкова «Пять вечеров» по мотивам одноименной пьесы Александра Володина актриса виртуозно и тонко сыграла главную роль. Несмотря на то, что все пять вечеров камерной картины режиссер снял в квартирах и на лестничных площадках, она стала шедевром. 

В 1981 году в фильме «Любимая женщина механика Гаврилова» Гурченко в образе Маргариты Соловьевой создаст портрет одинокой советской женщины, еще один характер, ставший классикой. А через год зритель увидит ее в блестящем дуэте с Олегом Басилашвили в мелодраме Рязанова «Вокзал для двоих», который стал лучшим фильмом по опросу журнала “Советский экран” в 1983 году. В 1984-ом мастер перевоплощений Гурченко удивит поклонников, представ  в роли разлучницы Раисы Захаровны в комедии «Любовь и голуби», которая по сей день остается по-настоящему любимой, народной картиной. 

Людмила Гурченко снималась и в трудные 90-е, и в 2000-е годы, и хотя эти роли не были выдающимися, она до последних дней не покидала профессию. Для Людмилы Марковны не существовало понятия “маленьких ролей”, в каждую из них она вкладывала частицу себя. Вероятно, поэтому даже ее самые небольшие эпизодические роли стали яркими и запоминающимися. Одна из известных цитат великой актрисы очень точно отражает ее отношение к профессии: «Кино – это моя жизнь. Когда я вхожу в маленький задымленный павильон, где ничего не видно на расстоянии вытянутой руки, где пахнет смесью дыма, опилок и клея, понимаю: вот он – рай!»