Фестиваль мосфильмовских картин стартовал 10 апреля в Культурном центре имени Хайме Торреса Бодета Национального политехнического института Мексики (Мехико).
В торжественной церемонии открытия приняли участие посол России Николай Софинский и генеральный директор Национального политехнического института Артуро Рейес Сандоваль.
В рамках фестиваля зрители смогут познакомиться с главными работами российских и советских режиссеров разных эпох, жанров и стилей. В программе знаковые картины, обладатели престижных международных наград: «Иван Грозный», «Летят журавли», «Баллада о солдате», «Я шагаю по Москве», «Андрей Рублев», «Сталкер», «Москва слезам не верит», «Курьер», «Звезда», «Белый Тигр», «Владивосток» и др.
Фестиваль открылся показом картины Карена Шахназарова «Анна Каренина. История Вронского» (2017).
Перед началом сеанса зрители могли ознакомиться с выставкой «Окно в Россию», организованной в фойе зрительного зала представительством Россотрудничества в Мексике, и послушать произведения советской и российской эстрады в исполнении группы «Садко».
«Мы рады вновь продемонстрировать, что ни одна культура не может быть отменена, потому что она является частью мировой культуры. Культура всегда объединяет, это символ единства. Очевидно, что попытки запретить культуру не могут увенчаться успехом, потому что культура всегда в наших сердцах», - отметил Николай Софинский.
Артуро Рейес Сандоваль выразил уверенность, что киносмотр способствует укреплению культурного сотрудничества и «лучшему пониманию между Мексикой и Россией - двумя братскими странами». Гендиректор Национального политехнического института отметил, что для Мексики российская культура представляет собой «огромное удовольствие» и напомнил, что сотрудничество сторон в сфере культуры началось более 100 лет назад.
Любопытно, что одна из представленных на фестивале картин – «Да здравствует Мексика!» - тесно связана с историей Мексики. Режиссер Сергей Эйзенштейн приехал в Мексику в 1930 году с большим проектом: запечатлеть культуру и политику Мексики, начиная с доиспанского периода и до революции. Однако проект не был доведен до финала. В разное время из 80 тыс. м ленты, отснятой группой Эйзенштейна, были смонтированы две полнометражные картины «Буря над Мексикой» и «Время под солнцем». Отдельные кадры были использованы в разных картинах, например, в американском вестерне «Вива Вилья!» (1934) режиссёра Джека Конуэя. В 1955 году Синклер передал весь негатив фильмотеке Музея современного искусства в Нью-Йорке. Широкий зритель увидел эту картину только в 1979 году, когда из выкупленного Госфильмофондом СССР материала сорежиссёр Эйзенштейна Григорий Александров смонтировал приближенный к первоначальному замыслу вариант «Да здравствует Мексика!». Эту картину покажут на Фестивале мосфильмовского кино, который продлится до 29 апреля.
Тематические фестивали и недели кино - с показами классики и новых фильмов киностудии - уже более двух десятилетий успешно проводятся «Мосфильмом» в самых разных странах мира. Специально для показов киноконцерн готовит DCР-копии картин из фильмотеки студии в современном качестве изображения и звука. Только в 2023 году множество мосфильмовских лент показали на больших экранах кинотеатров и синематек, российских культурных центрах в Италии, Франции, Никарагуа, Бразилии, Болгарии, Сербии, Маврикия, Уругвая, Перу и др. Каждый кинопоказ неизменно демонстрирует: иностранный зритель ценит яркость и самобытность российского и советского кинематографа, с удовольствием посещает мосфильмовские фестивали в самых разных странах.