Версия для слабовидящих
3

В 1-й студии Мосфильма записали музыку Геннадия Гладкова к балету «12 стульев»

Главы
10 октября 2024
Редакция новостей
1924
На «Мосфильме» продолжают восстанавливать в современном качестве творческое наследие выдающегося композитора Геннадия Гладкова (1935 - 2023). В 1-й музыкальной студии при участии Государственного академического симфонического оркестра России им. Е. Светланова прошла запись музыки к балету «12 стульев».

Всем известен одноименный телевизионный фильм Марка Захарова 1976-го года – музыка и песни из картины любимы всеми поколениями зрителей. Но мало кто знает, что в 1985 году композитор ленты Геннадий Гладков создал балет «12 стульев» в трёх актах. Либретто по одноименному роману И. Ильфа и Е. Петрова композитор написал в соавторстве с балетмейстером Андреем Петровым. Балет «12 стульев» неоднократно ставился в различных театрах страны. И вот совсем скоро ценители творчества Геннадия Гладкова смогут в полной мере оценить музыкальную составляющую балета. Продюсером записи, как и в предыдущих проектах («Поезд памяти», «Шиворот-навыворот, или Алена против Дракона», «Синяя птица») выступил Малик Аминов (Shining Sioux Records). В качестве дирижера над произведением работает ученик и последователь Геннадия Гладкова - известный композитор Андрей Семенов.

Mosfilm.ru: Андрей Валерьевич, расскажите подробнее об истории появления балета «12 стульев».

Андрей Семенов, композитор: Всем хорошо известна музыка, которую Геннадий Гладков написал много лет назад для телефильма Марка Захарова «12 стульев». Эта музыка до сих пор невероятно популярна, песни из этого фильма знает, по-моему, каждый прохожий на улице. Спустя несколько лет после выхода фильма на экран, Геннадия Гладкова попросили создать одноименный балет - это был заказ от Свердловского, а ныне Екатеринбургского театра оперы и балета. Единственное их условие заключалось в том, чтобы в произведении присутствовали темы из фильма. Учитывая огромную популярность картины Захарова – я их понимаю. А вот сам Геннадий Игоревич в тот момент немножко обиделся, сказав: «Что же, я как композитор не могу новые темы написать?» Но тем не менее он согласился, взял свои знаменитые мелодии, но создал совершенно оригинальную симфоническую партитуру, где эти темы являются как бы «первотолчком», напоминанием. Некоторые выдающиеся шлягеры возникают вроде бы в той же форме, что и в фильме, но совершенно в другой аранжировке. Очень многие темы переосмыслены, переакцентированы, нередко изменены до неузнаваемости. Очень много мотивной работы, контрапунктов, развития - всякой технической композиторской премудрости. В финале несколько тем, как наваждение, соединяются в оркестре одновременно. То есть это не попурри на темы из уже состоявшейся и популярной работы, а новое самостоятельное сочинение высочайшего уровня.

Mosfilm.ru: «12 стульев»- роман веселый, ироничный. Настроение литературного произведения отражается и в музыке?

- Конечно. Я Вас сейчас запугал разговорами о композиторской технике, но на самом деле эту музыку невероятно легко и интересно слушать любому, даже самому далекому от академической музыки человеку. Это очень интересное сочинение, в нем множество музыкальных достоинств, в нем, говоря современным языком, много драйва! Есть интересные драматургические повороты, блестяще отражен стиль Ильфа и Петрова. Но самое главное, мне кажется, что это самый смешной балет на свете! Да, попыток создать комический балет было немало – например, «Болт» или «Золотой век» Дмитрия Шостаковича, комические балеты французских композиторов ХХ века… Но все-таки я никогда не видел, чтобы оркестр на записи балетной музыки так веселился! Это сочинение много раз ставилось в разных театрах страны. Какие-то постановки были более удачными, какие-то менее. Но зрители всегда хохотали на спектаклях от души, что в балетном театре всё-таки редко случается. Во-первых, потому что узнавали сюжет любимого романа. Во-вторых, потому что в балете действительно есть масса остроумных музыкальных находок. К сожалению, мне кажется, что театральные оркестры все же в силу своих возможностей всегда упрощали сложный замысел Гладкова. Хотя бы просто потому, что такого количества инструментов, которые композитор заложил в свою партитуру, мне кажется, ни в одном театре найти одновременно невозможно! К тому же непросто добиться и тех акустических условий, которые нужны для исполнения этой музыки. Поэтому великое счастье, что у нас опять есть возможность обратиться к 1-й музыкальной студии «Мосфильма» - только здесь сегодня и можно воплотить такую нестандартную и необычную во всех отношениях партитуру. Причем, надеюсь, в том самом виде, в котором её и задумывал композитор. В нашей записи участвует самый лучший оркестр страны - Государственный академический симфонический оркестр России имени Светланова. Исполнители с огромным увлечением играют эту музыку. Нам всем очень весело, и мы надеемся, что из этого получится достойная пластинка - я бы сказал, эталонная запись этого балета. Может быть, это звучит немножко самоуверенно. Может мы в чем-то ошибёмся или что-то у нас получится не так хорошо. Но мы очень стараемся. Вместе со звукорежиссером Геннадием Папиным делаем множество дублей, слушаем, вникаем. Геннадия Игоревича с нами нет, но надеюсь, что он нам свысока помогает и благоволит.

Mosfilm.ru: Андрей Валерьевич, вы сказали «множество инструментов», то есть, к классическому составу оркестра подключены дополнительные исполнители?

- Вы будете удивлены, но мы играем даже на банках и бутылках! Директор оркестра лично собирал для записи! (Смеётся) Если помните, в какой-то момент герои романа оказываются в театре «Колумб», где смотрят авангардный спектакль «Женитьба» с оркестром в составе Галкин, Палкин, Малкин, Галкин и Залкинд? А в балете Гладкова это не просто спектакль, это балет «Женитьба», то есть «театр в театре», «балет в балете». И аккомпанирует этой сцене не полный состав оркестра, а какой-то дикий ансамбль с немыслимо странными инструментами, в числе которых банки, бутылки, стиральная доска, свистулька и многое другое. Кстати, в первый день пакет этих «инструментов» едва не оказался на улице – сотрудники студии сперва приняли его за мусор. Старинную стиральную доску я на днях специально для записи привёз из Майкопа, у неё своя отдельная партия в этом сочинении. Конечно, есть и более традиционные инструменты, хотя тоже по-своему необычные. Например, гавайская гитара. В 1930-е годы это был популярнейший инструмент - во всех джазовых коллективах он присутствовал, а сейчас практически никто на нем не играет, мы с трудом отыскали в Москве такую гитару и исполнителя. Но это я говорю, все-таки, о каких-то исключительных вещах. А вообще, партитура требует огромного разнообразия самых различных инструментов, как классического симфонического оркестра, так и оркестров других стилей.

Композитор Андрей Семенов с музыкальным «инструментом»

Mosfilm.ru: У главных героев – есть собственные, ассоциирующиеся исключительно с ними музыкальные мотивы?
- Да, вот как раз, например, гавайская гитара – это Остап Бендер. Её неповторимый сладкий тембр уникален, достигнуть его ни на каком другом инструменте невозможно. Впрочем, гитара характеризует не столько самого Остапа – человека волевого и целеустремленного, сколько его голубую мечту о Рио-де-Жанейро. А с Ипполитом Матвеевичем по большей части связаны звуки неприятные, гнусавые. Характер Ипполита Матвеевича у Гладкова воплощается через юмор, пародию, какие-то остроумные ходы. Порой кажется, что звучит Малер, но эта музыка резко сменяется чем-то вроде «Собачьего вальса». Возникают имперские мотивы, тоска об ушедшей жизни «блестящего Петербурга», но как в кривом зеркале эти интонации вдруг становятся гротесковыми, абсурдными.
Mosfilm.ru: Готовясь к записи, Вам пришлось что-то дорабатывать, что-то уточнять?

- Нет, просто мы с максимальной точностью воспроизводим партитуру Геннадия Гладкова, которая, повторюсь, сама по себе является достаточно сложной. Не каждый оркестр сможет её сыграть! Тут соединились разные вещи. С одной стороны, Гладков композитор с академической выучкой, он закончил консерваторию, аспирантуру, и нередко пишет таким сложным современным языком, с использованием самых разных приемов ХХ века – то есть его музыка требует огромной техники, виртуозности. В то же время в партитуре очень много сложных джазовых ритмов, латиноамериканских стилевых красок, полиритмии. К чести музыкантов Госоркестра: они могут играть любую музыку - академическую, эстрадную, джазовую, роковую, фольклорную, какую угодно. Со всем, что написано в партитуре Гладкова, все исполнители справились безукоризненно, хотя, ещё раз повторю, это было очень непросто.

Mosfilm.ru: Можно ли говорить о том, что музыка к балету – самостоятельное произведение? И её можно будет слушать в отрыве от сценического действия?
- Конечно, такой грандиозный роман, как «12 стульев» с калейдоскопическим набором персонажей и ситуаций, воплотить в театре, тем более в музыкальном, нелегко. Какие-то сюжетные сокращения есть. Но тут работает то, что мы все, в принципе, сюжет романа знаем с детства, так что сориентироваться в музыкальном сюжете можно. Сама музыка, как действующее лицо, рассказывает нам, что происходит: кто за кем погнался, кто кого ударил, кто куда упал и так далее. Все это можно услышать, даже не видя балета. Единственное, что привнесли Геннадий Гладков и Андрей Петров в своё либретто, и чего совершенно не было у Ильфа и Петрова - это элемент некой мистики. Стулья в балете «оживают», сами становятся персонажами. Двенадцать стульев - это двенадцать танцоров. Поначалу их танец носит милый, изящный характер, они как бы дразнят главных героев, манят за собой. Остап Бендер и Киса Воробьянинов пускаются в погоню за волшебными стульями. Но по ходу балета стулья и все, что с ними связано, приобретает все более зловещую окраску. Весёлая погоня за богатством превращается в инфернальный кошмар. И очень неожиданный финал с появлением «новой жизни», о котором сейчас рассказывать не буду. Надеюсь, те, кто заинтересуется этим сочинением, послушают пластинку, которую мы записываем, и сами всё узнают.
В первой музыкальной студии «Мосфильма» также продолжается работа над записями опер Андрея Семёнова «Необыкновенные приключения Буратино» и «Омский пленник».