Всем известен одноименный телевизионный фильм Марка Захарова 1976-го года – музыка и песни из картины любимы всеми поколениями зрителей. Но мало кто знает, что в 1985 году композитор ленты Геннадий Гладков создал балет «12 стульев» в трёх актах. Либретто по одноименному роману И. Ильфа и Е. Петрова композитор написал в соавторстве с балетмейстером Андреем Петровым. Балет «12 стульев» неоднократно ставился в различных театрах страны. И вот совсем скоро ценители творчества Геннадия Гладкова смогут в полной мере оценить музыкальную составляющую балета. Продюсером записи, как и в предыдущих проектах («Поезд памяти», «Шиворот-навыворот, или Алена против Дракона», «Синяя птица») выступил Малик Аминов (Shining Sioux Records). В качестве дирижера над произведением работает ученик и последователь Геннадия Гладкова - известный композитор Андрей Семенов.
Андрей Семенов, композитор: Всем хорошо известна музыка, которую Геннадий Гладков написал много лет назад для телефильма Марка Захарова «12 стульев». Эта музыка до сих пор невероятно популярна, песни из этого фильма знает, по-моему, каждый прохожий на улице. Спустя несколько лет после выхода фильма на экран, Геннадия Гладкова попросили создать одноименный балет - это был заказ от Свердловского, а ныне Екатеринбургского театра оперы и балета. Единственное их условие заключалось в том, чтобы в произведении присутствовали темы из фильма. Учитывая огромную популярность картины Захарова – я их понимаю. А вот сам Геннадий Игоревич в тот момент немножко обиделся, сказав: «Что же, я как композитор не могу новые темы написать?» Но тем не менее он согласился, взял свои знаменитые мелодии, но создал совершенно оригинальную симфоническую партитуру, где эти темы являются как бы «первотолчком», напоминанием. Некоторые выдающиеся шлягеры возникают вроде бы в той же форме, что и в фильме, но совершенно в другой аранжировке. Очень многие темы переосмыслены, переакцентированы, нередко изменены до неузнаваемости. Очень много мотивной работы, контрапунктов, развития - всякой технической композиторской премудрости. В финале несколько тем, как наваждение, соединяются в оркестре одновременно. То есть это не попурри на темы из уже состоявшейся и популярной работы, а новое самостоятельное сочинение высочайшего уровня.
- Конечно. Я Вас сейчас запугал разговорами о композиторской технике, но на самом деле эту музыку невероятно легко и интересно слушать любому, даже самому далекому от академической музыки человеку. Это очень интересное сочинение, в нем множество музыкальных достоинств, в нем, говоря современным языком, много драйва! Есть интересные драматургические повороты, блестяще отражен стиль Ильфа и Петрова. Но самое главное, мне кажется, что это самый смешной балет на свете! Да, попыток создать комический балет было немало – например, «Болт» или «Золотой век» Дмитрия Шостаковича, комические балеты французских композиторов ХХ века… Но все-таки я никогда не видел, чтобы оркестр на записи балетной музыки так веселился! Это сочинение много раз ставилось в разных театрах страны. Какие-то постановки были более удачными, какие-то менее. Но зрители всегда хохотали на спектаклях от души, что в балетном театре всё-таки редко случается. Во-первых, потому что узнавали сюжет любимого романа. Во-вторых, потому что в балете действительно есть масса остроумных музыкальных находок. К сожалению, мне кажется, что театральные оркестры все же в силу своих возможностей всегда упрощали сложный замысел Гладкова. Хотя бы просто потому, что такого количества инструментов, которые композитор заложил в свою партитуру, мне кажется, ни в одном театре найти одновременно невозможно! К тому же непросто добиться и тех акустических условий, которые нужны для исполнения этой музыки. Поэтому великое счастье, что у нас опять есть возможность обратиться к 1-й музыкальной студии «Мосфильма» - только здесь сегодня и можно воплотить такую нестандартную и необычную во всех отношениях партитуру. Причем, надеюсь, в том самом виде, в котором её и задумывал композитор. В нашей записи участвует самый лучший оркестр страны - Государственный академический симфонический оркестр России имени Светланова. Исполнители с огромным увлечением играют эту музыку. Нам всем очень весело, и мы надеемся, что из этого получится достойная пластинка - я бы сказал, эталонная запись этого балета. Может быть, это звучит немножко самоуверенно. Может мы в чем-то ошибёмся или что-то у нас получится не так хорошо. Но мы очень стараемся. Вместе со звукорежиссером Геннадием Папиным делаем множество дублей, слушаем, вникаем. Геннадия Игоревича с нами нет, но надеюсь, что он нам свысока помогает и благоволит.
- Вы будете удивлены, но мы играем даже на банках и бутылках! Директор оркестра лично собирал для записи! (Смеётся) Если помните, в какой-то момент герои романа оказываются в театре «Колумб», где смотрят авангардный спектакль «Женитьба» с оркестром в составе Галкин, Палкин, Малкин, Галкин и Залкинд? А в балете Гладкова это не просто спектакль, это балет «Женитьба», то есть «театр в театре», «балет в балете». И аккомпанирует этой сцене не полный состав оркестра, а какой-то дикий ансамбль с немыслимо странными инструментами, в числе которых банки, бутылки, стиральная доска, свистулька и многое другое. Кстати, в первый день пакет этих «инструментов» едва не оказался на улице – сотрудники студии сперва приняли его за мусор. Старинную стиральную доску я на днях специально для записи привёз из Майкопа, у неё своя отдельная партия в этом сочинении. Конечно, есть и более традиционные инструменты, хотя тоже по-своему необычные. Например, гавайская гитара. В 1930-е годы это был популярнейший инструмент - во всех джазовых коллективах он присутствовал, а сейчас практически никто на нем не играет, мы с трудом отыскали в Москве такую гитару и исполнителя. Но это я говорю, все-таки, о каких-то исключительных вещах. А вообще, партитура требует огромного разнообразия самых различных инструментов, как классического симфонического оркестра, так и оркестров других стилей.
Композитор Андрей Семенов с музыкальным «инструментом»
- Нет, просто мы с максимальной точностью воспроизводим партитуру Геннадия Гладкова, которая, повторюсь, сама по себе является достаточно сложной. Не каждый оркестр сможет её сыграть! Тут соединились разные вещи. С одной стороны, Гладков композитор с академической выучкой, он закончил консерваторию, аспирантуру, и нередко пишет таким сложным современным языком, с использованием самых разных приемов ХХ века – то есть его музыка требует огромной техники, виртуозности. В то же время в партитуре очень много сложных джазовых ритмов, латиноамериканских стилевых красок, полиритмии. К чести музыкантов Госоркестра: они могут играть любую музыку - академическую, эстрадную, джазовую, роковую, фольклорную, какую угодно. Со всем, что написано в партитуре Гладкова, все исполнители справились безукоризненно, хотя, ещё раз повторю, это было очень непросто.