В 2020 году отмечает своё 60-летие замечательный фильм, дебют Георгия Данелии и Игоря Таланкина – «Серёжа».
И. Таланкин и Г. Данелия в Карловых Варах
Идея создания картины принадлежала Игорю Таланкину. Прочитав в журнале «Новый мир» повесть «Сережа. Несколько историй из жизни очень маленького мальчика» Веры Пановой, Игорь Васильевич принёс её Георгию Данелии, с которым вместе учился на курсах «Мосфильма». Оба загорелись писать сценарий и ставить фильм.
Почему мы выбрали именно «Серёжу»? Ещё на режиссёрских курсах «Мосфильма» зашёл у нас как-то разговор об этой повести В.Пановой. Она понравилась нам искренностью, человечностью, всем своим эмоциональным строем. Во-вторых, повесть очень интересна по форме, нам хотелось попробовать сделать ещё невиденное нами на экране. (Наш «Серёжа»// Ленинское знамя. – 1960. – 14 августа)
Когда начали писать сценарий, поняли – в нём не хватает яркости, индивидуальности. В результате первые двадцать страниц сценария были выброшены... Думали полночи и придумали новый режиссёрский ход – «снимать фильм глазами мальчика, то есть в ракурсе снизу». (Данелия Г. Безбилетный пассажир: Маленькие истории, байки кинорежиссера. – Москва: Эксмо, 2005. – с. 54)
Вере Фёдоровне Пановой сценарий пришёлся по душе, и она согласилась на экранизацию.
Георгий Данелия вспоминал:
Верная Марьяна Качалова [редактор] отнесла сценарий новому директору «Мосфильма», и новый директор, не вникая, кто мы такие и откуда взялись, увидев на обложке фамилию Пановой, запустил фильм в производство. В третьем объединении, которым руководили Александров и Рошаль.
Оператором мы взяли Толю Ниточкина (это был его дебют). Художником – Веру Низскую (тоже дебют). А директором картины согласился стать мой старый знакомый Циргиладзе, который тут же, не спрашивая нас, прикрепил к фильму опытного второго режиссера, ассистента и своего друга Кима. Второй режиссер и ассистент искали актеров, мы писали режиссерский сценарий, Ким кипятил воду и заваривал чай.
Режиссерский мы писали вчетвером, с оператором и художником. Обговаривали каждый кадр. Потом я зарисовывал. Всего кадров было 505.
(Данелия Г. Безбилетный пассажир: Маленькие истории, байки кинорежиссера. – Москва: Эксмо, 2005. – с. 58)
Актёра на роль Серёжи долго искали среди светловолосых голубоглазых мальчиков пяти-шести лет – таким его представляли режиссёры. Все ребята читали стихи о Ленине. Однажды привели чёрненького мальчика Борю Бархатова, который прочитал стихотворение не о Ленине, а «Вот парадный подъезд» Некрасова. Всех членов съёмочной группы он запомнил по именам и отчествам. Борю Бархатова перекрасили в блондина и взяли на роль Серёжи, во время съёмок его называли исключительно по имени-отчеству – Борис Павлович.
Фотопробы Бори Бархатова
Коростелева и маму Серёжи неожиданно для молодых режиссёров согласились сыграть уже всенародно известные артисты С.Ф.Бондарчук и его жена И.К.Скобцева. Данелия и Таланкин не могли никак поверить, что в их фильме будут играть сами Отелло и Дездемона, герои очень популярного в те годы фильма С.Юткевича «Отелло».
Фрагмент альбома по фотопробам
Картина «Серёжа» была запущена в производство 30 мая 1959 года, а завершена 20 марта 1960 года. С.Ф.Бондарчук и В.С.Циргиладзе как опытные кинематографисты очень помогли начинающим режиссёрам. Но именно благодаря молодости, таланту, вдохновению и желанию Г.Данелия и И.Таланкина следовать букве и смыслу повести картина получилась такой – очень светлой и простой.
По мнению Н.Зоркой и А.Зоркого картина «Серёжа» стала «принципиально новым словом, вещим знаком дальнейшего сближения кино с жизнью», а также открыла цикл фильмов «глазами ребёнка».
В этом фильме повседневная жизнь снята в неспешном и спокойном повествовании со множеством незначительных, но значимых именно для ребёнка историй, через его широко распахнутые глаза, через его восприятие и переживания. В мире детства петух кажется огромным, рыбы говорят во сне, а с игрушечной обезьяной можно поделиться шёпотом горестями. Но чувства мальчика ещё больше раскрываются с появлением в его жизни нового человека, Коростелёва, который стал для ребёнка самым близким человеком, может быть даже на какой-то период ближе матери. Нам дан только короткий эпизод, переломный момент, однако зрителю становится понятно, что за дальнейшую судьбу мальчика можно не волноваться – он в надёжных руках!
Картина имела огромный успех у зрителей. По подсчётам голосов зрителей журналом «Советский экран», «Серёжа» стал лучшим фильмом за 1960 год. Неожиданно для молодых режиссёров картину отобрали на конкурс XII Международного кинофестиваля в Карловых Варах, где она завоевала главный приз "Хрустальный глобус". Затем фильм участвовал в III Международном смотре фестивальных фильмов в Акапулько и получил приз "Золотая голова Паленке". На Каннском фестивале в секции фильмов для детей и юношества кинокартине «Серёжа» вручили Первую премию, а на IV МКФ В Страсфорде (Великобритания) – похвальный отзыв за лучшую постановку. Кроме этого фильм участвовал на МКФ в Ванкувере (Канада) и в МКФ в Салониках (Греция).
Советский фильм, 2 июня 1960 г.
Вера Панова:
Спасибо «Мосфильму» за прекрасное воплощение моей повести «Сережа». Восхищена отличной работой Таланкина, Данелия, Ниточкина, игрой актеров, трогательным Борей Бархатовым.
Георгий Данелия, Игорь Таланкин:
Режиссура в кино – дело трудное. И вряд ли у нас, совершенно неопытных режиссёров, что-нибудь получилось бы, если бы нам здорово не повезло.
Нам повезло, что мы работали на лучшей студии Советского Союза – «Мосфильм»; нам повезло, что картина снималась по повести замечательной писательницы В.Пановой; нам повезло, что мы трудились в очень слаженном, чутком, по-настоящему творческом коллективе во главе с опытнейшим из директоров В.Циргиладзе.
Оператор Анатолий Ниточкин
Анатолий Ниточкин. «Моя работа над фильмом»:
Фильм «Сережа» был для меня не только серьезным экзаменом (это моя первая самостоятельная работа), но и большой школой повышения профессионального мастерства и производственного опыта…
Еще при работе над режиссерским сценарием стало ясно, что ошибка, которая встречается иногда и в работах опытных мастеров – узкий профессионализм и стремление снимать «красиво», но без проникновения в авторский замысел, – будет гибельной для этой картины. Необходимо было изобразительное решение фильма найти в простой и выразительной манере письма В.Пановой. Отсюда рождались мысли о лаконичном построении кадра, близком скорее к графическому решению, чем к живописному.
Звукорежиссер Лев Трахтенберг
Лев Трахтенберг. «Неподдельные интонации»:
В работе над фильмом «Сережа» для меня, как звукооператора, главным было передать в звуке непосредственность исполнения роли Сережи маленьким Борей Бархатовым.
Борис, которому к началу съемок исполнилось пять с половиной лет, оказался на редкость способным мальчиком, и всем нам сразу стало очевидным, что дублирование его взрослой актрисой приведет к невозвратимой потере образных черт, возникавших у маленького актера перед съемочным аппаратом. Весь наш творческий коллектив согласился на любые трудности, чтобы сохранить для экрана эффект подлинности в переживаниях маленького героя.
Григорий Козинцев. «Просто о простом»:
В картине «Сережа» я вижу сложный разговор об обычном, и это обычное не становится банальным, а простое не становится ординарным.
Михаил Ромм. «Великолепный дебют»:
Общее ощущение – картина прекрасная. Что меня обрадовало в этой картине? Необыкновенная для начальной работы, мастерская легкость владения материалом. Здесь нет ни одного кадра, который не был бы задуман и сделан. Вы знаете, каждый кусок картины, каждый кадр может иметь тысячу решений. В меру своего таланта, в меру своей изобразительности режиссеры и оператор в каждом кадре находят окончательный эпитет, подобно тому, как находит его поэт.
Съемочная группа к/к «Серёжа»
Иллюстративные материалы: «Информационный центр «Мосфильм-ИНФО».