Версия для слабовидящих
3

Целый мир внутри одной декорации: памяти кинохудожника Людмилы Кусаковой

23 марта 2020
Ольга Шмелева
234

21 марта ушла из жизни выдающаяся кинохудожница Людмила Михайловна Кусакова (1935 – 2020), работавшая над более чем 40 картинами.

В 1962 году Людмила Михайловна окончила мастерскую Юрия Пименова на художественном факультете ВГИКа. С 1962 года она работала на «Мосфильме» художником по костюмам, с 1975 года – художником-постановщиком.

Художник-постановщик Людмила Михайловна Кусакова

Художник-постановщик Людмила Михайловна Кусакова

Как художник по костюмам она создавала наряды для персонажей легендарных фильмов «Анна Каренина», «Чайковский», «Сюжет для небольшого рассказа», «Дядя Ваня», «Романс о влюбленных» и многих других.

В качестве художника-постановщика Людмила Кусакова работала со многими известными отечественными кинорежиссерами: Александром Зархи («Двадцать шесть дней из жизни Достоевского»), Сергеем Юткевичем («Ленин в Париже»), Михаилом Козаковым («Покровские ворота»), Кареном Шахназаровым («Город Зеро», «Цареубийца», «Яды, или Всемирная история отравлений», «Исчезнувшая империя», «Всадник по имени Смерть», «Палата № 6»), Иваном Дыховичным («Черный монах»), Николаем Лебедевым («Звезда», «Волкодав из рода Серых Псов»), Эльдаром Рязановым («Андерсен. Жизнь без любви», «Карнавальная ночь-2, или 50 лет спустя»), Валерием Пендраковским («Я свободен, я ничей», «Кому я должен – всем прощаю») и многими другими.

Эскиз Людмилы Кусаковой для фильма «Айболит-66»

Эскиз Людмилы Кусаковой для фильма «Айболит-66»

Помимо кинематографа, Людмила Михайловна активно работала художником по костюмам в Театре им. Маяковского, Театре на Малой Бронной и МХАТе им. Горького.

Актер, сценарист и режиссер Александр Александров так описывал характер и творческий почерк Людмилы Кусаковой в статье для журнала «Советский экран» (№5, март 1985 года):

«Если бы меня спросили, какая черта мне кажется наиболее отличительной в характере художника Людмилы Кусаковой, то я бы ответил: одержимость поиском в искусстве.

Чутье художника, душевная отзывчивость позволяют проникать ей в духовную сущность будущей картины. Кусакова умеет эту духовную, нематериальную субстанцию воплотить в образе вполне материальном, будь то декорация или костюм. Я люблю смотреть, как она стоит перед натурным куском, чуть склоняя голову набок, как оценивает объект и всякий раз точным жестом определяет, словно очерчивает в воздухе, чего ей еще не хватает. Этот жест я видел у Кусаковой не один раз. Она не ищет определения в словах, слова ее просты, даже обезличены: «Эта штучка», «Такая маленькая вещичка», «Попало – не попало!» Глаз художника оценивает, а жест определяет. Рука определяет, рука художника. Этот жест – предтеча мазка на холст, этот жест – существующая в воображении картина».

Эскиз Людмилы Кусаковой для фильма «Обыкновенное чудо»
Эскиз Людмилы Кусаковой для фильма «Обыкновенное чудо»

Людмила Кусакова удостоилась множества наград: лауреат Государственной премии СССР за фильм «Ленин в Париже» (1983), лауреат Государственной премии РФ за фильм «Звезда» (2002).  Кроме того, Людмила Михайловна – дважды лауреат кинопремии «Ника» (в 1995 году – за фильм «Барышня-крестьянка»; в 2006 году – за фильм «Андерсен. Жизнь без любви»), а также лауреат премии «Золотой Орел» за фильм «Волкодав из рода Серых Псов».

В 2014 году Людмиле Кусаковой вручили приз «Операторское признание» премии «Белый квадрат».

Людмила Михайловна – обладатель таких почетных званий, как «Заслуженный работник культуры РСФСР» (1974), «Заслуженный деятель искусств России» (1995), Народный художник Российской Федерации (2004).

Александр Александров в своей статье рассказал о принципах работы, которыми руководствовалась Людмила Кусакова на протяжении всего своего творческого пути. Она не только руководила созданием декораций и делала эскизы, но и, уже будучи известным кинохудожником, вручную выполняла сложную и кропотливую работу:

«Сама вещь может быть неправильной, а ощущение от вещи – правильным», – любит повторять Кусакова. Вот это правильное ощущение от вещи и есть настоящее искусство.
Для кафельной печи в доме Достоевского (фильм «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского» –Прим. Ред.) каждую плитку отливали из гипса. Кусакова расписывала плитки от руки, «старила» их, шлифовала, чтобы поверхность бликовала, откалывала уголки».

Кадр из фильма «Обыкновенное чудо»
Кадр из фильма «Обыкновенное чудо»
Кадр из фильма «Исчезнувшая империя»
Кадр из фильма «Исчезнувшая империя»

В интервью газете «Московский комсомолец» Людмила Кусакова отмечала, насколько важен процесс создания декораций для общей драматургической канвы фильма, насколько сильно порой работа художника-постановщика может раскрыть режиссерский замысел:

«Некоторые ключевые детали вырисовываются совершенно неожиданно, в разгар съемок. Так случилось, например, на картине “Исчезнувшая империя”. Там есть очень важная психологически сцена, когда дедушка главного героя узнает о смерти своей дочери. Снимали на старой даче в подмосковном поселке Николина Гора. Роль деда исполнял Армен Джигарханян. Играл замечательно, однако какого-то “нерва” в отснятых кадрах все-таки не было. Вдруг появилась идея: мы занавесили половину веранды, где разворачиваются события, старыми газетами. И эта шуршащая “сиротская” деталь сразу придала эпизоду столь желанный эффект одиночества, неустроенности…» 

Архивное фото рабочего момента съемок фильма «Цареубийца»
Архивное фото рабочего момента съемок фильма «Цареубийца»

Людмила Кусакова подчеркивала, что главная задача художника-постановщика – не просто создать красивую и живописную декорацию, а сделать ее удобной и функциональной. Для такой работы недостаточного только лишь художественного вкуса и творческого взгляда. Здесь нужен инженерный ум, математический расчет и точность в деталях:

«Для фильма “Цареубийца” нам потребовалось восстановить знаменитый дом купца Ипатьева, где расстреляли семью Николая Второго. От самой постройки ничего не осталось. Я ходила в екатеринбургский музей, разговаривала со старожилами… И меня вывели на местный ЖЭК, где чудом сохранились копии планов этажей дома. Эти чертежи удалось заполучить, по ним стали в двух павильонах строить декорации — каждый этаж отдельно. Однако выяснилось, что одна из лестниц бутафорского дома просто не умещается в габаритах съемочного павильона. Ну, я и велела развернуть лестницу эту на 90 градусов вбок. Так и снимали…»

Под руководством Людмилы Кусаковой на «Мосфильме» в 2003 году была построена масштабная декорация под названием «Старая Москва» для фильма Карена Шахназарова «Всадник по имени Смерть».

Кадр из фильма «Всадник по имени Смерть» (декорация «Старая Москва»)

Кадр из фильма «Всадник по имени Смерть» (декорация «Старая Москва»)

На площадке под открытым небом снято более ста картин, среди них такие известные, как «Господа офицеры», «Бедная Настя», «Статский советник», «Гибель Империи», «Мертвые души», «Доктор Живаго», «Натурщица», «Виват, Анна Иоанновна», «Институт благородных девиц», «Белый Тигр».

В 2015 году для съемок фильма «Анна Каренина. История Вронского» и сериала «Анна Каренина» декорация была частично перестроена и отреставрирована, и на ее улицах возвели величественные и живописные здания неповторимой архитектуры Санкт-Петербурга. 

В декорации «Старая Москва – Санкт-Петербург» многократно воссоздавались улицы различных городов мира: Тифлиса, Копенгагена, Берлина и многих других.

Людмила Кусакова рассказывала о создании этой декорации в интервью газете «Московский комсомолец»:

«Когда Карен Шахназаров в 2003 году решил снимать фильм «Всадник по имени Смерть», события в котором происходят до революции, было запланировано несколько командировок в провинциальные города, где удалось найти подходящие фрагменты старой застройки. Но ведь каждый такой выезд – это большая морока с доставкой и установкой декораций, а кроме того, наверняка – масса потерянного впустую времени. Вот я и предложила: «Давайте прямо на «Мосфильме» построим несколько кварталов старой Москвы – собирательный образ дореволюционного города!» Там поставили несколько десятков зданий, характерных для XIX столетия. При этом кое-что я добавила от себя. Например, «керосинка» – дом с керосиновой лавкой. Именно такой, помню, стоял когда-то давным-давно в районе Ростовских переулков. Для воссоздания исторически точных городских видов пришлось даже замостить улицы брусчаткой и булыжником…» 

Полный текст интервью с Людмилой Кусаковой для газеты «Московский комсомолец» читайте здесь.
Художник-постановщик Людмила Михайловна Кусакова
Художник-постановщик Людмила Михайловна Кусакова

Кадр из фильма «Покровские ворота»
Кадр из фильма «Покровские ворота»
Кадр из фильма «Двадцать дней из жизни Достоевского»
Кадр из фильма «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского»


Дата и место прощания с Людмилой Михайловной Кусаковой уточняются.