Версия для слабовидящих
3

Трилогия «Фронт», политические детективы и тюремный быт: к юбилею режиссера Игоря Гостева

18 мая 2020
Ольга Шмелева
105

15 мая исполнилось 95 лет со дня рождения советского и российского кинорежиссера, народного артиста РСФСР Игоря Гостева (1925 — 1994). В его фильмографии 11 режиссерских работ и 5 сценариев к полнометражным фильмам. Картины, снятые Игорем Гостевым на студии «Мосфильм», доступны для бесплатного просмотра на официальных ресурсах киноконцерна – в онлайн-кинотеатре и на YouTube-канале.

Архивное фото режиссера Игоря Гостева

Архивное фото режиссера Игоря Гостева

В 1947 году Игорь Гостев окончил экономический, а в 1962 — режиссерский факультет ВГИКа (мастерскую А. Б. Столпера).

После окончания учебы он работал на студии «Моснаучфильм», где был директором картин о первых советских космонавтах: «Первый рейс к звездам», «Снова к звездам», «Звездные братья». За работу над ними он был награжден орденом «Знак Почета».

Архивное фото режиссера Игоря Гостева со съемочной площадки

Архивное фото режиссера Игоря Гостева со съемочной площадки

Карьеру в художественном кино Игорь Гостев начал с должности второго режиссера на картине Михаила Ершова «Родная кровь». Затем на работал картинах Ивана Пырьева «Свет далекой звезды» и Юрия Чулюкина «Королевская регата».

Кадр из фильма «Фронт без флангов»

Кадр из фильма «Фронт без флангов»

В 1974 году Игорь Гостев стал режиссером-постановщиком на студии «Мосфильм», где в 1969 году снял фильм-концерт «Москва в нотах» (в соавторстве с Хайнцем Лизендалем), а затем военную кинотрилогию «Фронт» — «Фронт без флангов» (1974), «Фронт за линией фронта» (1977), «Фронт в тылу врага» (1981). Эти картины сняты по мотивам произведений Семена Цвигуна.

Кадр из фильма «Фронт за линией фронта»

Кадр из фильма «Фронт за линией фронта»

Главный герой кинолент — бывший школьный учитель майор Млынский (актер Вячеслав Тихонов). По сюжету фильма «Фронт без флангов» он собирает из разрозненных воинских групп в тылу врага особый отряд для активного противодействия наступающим фашистам. Млынскому удается наладить связь со штабом фронта, а через местное население — с подпольем. И отряд начинает боевые действия.

Во второй картине «Фронт за линией фронта» действие разворачивается в 1944 году. Немецкое командование разрабатывает операцию «Бисмарк», цель которой — дезориентировать советскую разведку, подбросив ложные сведения, расставить советским войскам ловушку. В это время в Германии идет работа над новым секретным «сверхоружием», с которым фашисты связывают надежды на победу. Советским разведчикам удается разгадать замысел противника и обнаружить стратегически важный, секретный, мощно укрепленный район под грифом «Зона «Б». Стремясь уничтожить отряд Млынского и лично его командира, немцы создают лжепартизанский отряд «За Родину». И из этого жестокого и сложного поединка отряд Млынского выходит с честью, разгромив лжепартизан.

Кадр из фильма «Фронт в тылу врага»

Кадр из фильма «Фронт в тылу врага»

Кадр из фильма «Фронт в тылу врага»

Кадр из фильма «Фронт в тылу врага»

Третий фильм «Фронт в тылу врага» рассказывает о боевых действиях отряда особого назначения под командованием полковника Млынского в тылу немецко-фашистских войск в 1944—1945 гг.

Также в числе режиссерских работ Игоря Гостева на «Мосфильме» политические детективы «Европейская история» и «Загон»; драма о ветеране войны, которого не дождалась жена, «Завещание» и драма о тюремных нравах «Беспредел».

Кадр из фильма «Европейская история»

Кадр из фильма «Европейская история»

«Игорю Гостеву всегда было свойственно тяготение к острым сюжетам. Однако в ранних картинах острота достигалась в основном за счет противостояния буржуазной и социалистической идеологий. В последнее время тематика его фильмов изменилась. Лента Гостева „Беспредел“ рассказывала о бунте в колонии, где положительными героями были „мужики“ (на тюремном жаргоне — уголовники, не принадлежащие к миру „воров в законе“. Изображение суровых нравов зоны Гостеву удалось почти так же, как удавались ему ранее картины буржуазного „беспредела“ („Европейская история“), — писал о его творчестве журналист газеты „Коммерсант“ Андрей Титов.

Кадр из фильма «Европейская история»
Кадр из фильма «Европейская история»
Кадр из фильма «Загон»
Кадр из фильма «Загон»

Обозреватель газеты Д. Свинцов в статье «Время делать выбор» (газета «Ленинская правда» от 26 августа 1984 года) высказывался об идее фильма «Европейская история» и приводил слова режиссера Игоря Гостева и исполнителя главной роли Вячеслава Тихонова:

«Фильм «Европейская история» снят с позиций атакующего кинематографа, им определяют авторы картины свою активную гражданскую позицию.

<…>

Режиссер фильма Игорь Гостев так прокомментировал «Европейскую историю»: «Мы старались подчеркнуть мысль о том, что демократическая общественность при должной активности в состоянии сдерживать натиск милитаризма и фашизма, что она способна отстоять мир».

Заслуживает внимания признание В. Тихонова после окончания съёмок: «Я давно искал материал, который позволил бы мне как гражданину высказать свое отношение к жгучим проблемам сегодняшней международной политики».

Кадр из фильма «Беспредел»
Кадр из фильма «Беспредел»

О фильме „Беспредел“ писал известный поэт, публицист и писатель Евгений Евтушенко в статье „Беспредел“ и беспредльность»:

«История фильма вроде бы попахивает случайностью — Гостев наткнулся на материал в „Огоньке“ об исправительно-трудовой колонии, который так и назывался — „Беспредел“ и написал вместе с журналистом Никитинским сценарий. Но журналистика превратилась в развернутую эпическую трагедию благодаря внутренней подготовленности к „главному фильму“. Фильм снимался прямо в колонии, и его действие было ограничено колючей проволокой. Но пространство колонии метафорически расширилось до территории всей страны, причем это было сделано не при помощи эзоповских приемов, а, что называется, с открытым забралом. В этом фильме — самые главные для нашей страны вопросы: свободы, насилия, национальных конфликтов, мафиозности. Фильм нигде не становится дидактическим, и его идеи решаются через живых людей.

<…>

Говорят, что этот фильм жестокий. Не знаю, не нахожу. Не надо обвинять диагноз, когда виновата сама болезнь. Как ни золотить клетки, это все равно клетки. Жестокость так называемого перевоспитания — это воспитание преступной психологии и у воспитателей, и у воспитуемых…»

Кадр из фильма «Беспредел»
Кадр из фильма «Беспредел»

О работе с Игорем Гостевым вспоминал актер Лев Дуров в интервью изданию «Союзное вече»:

«Мне везло на персонажей. Режиссер Игорь Гостев снимал фильм „Беспредел“. Про зону. Первая правдивая картина на эту тему. Я играл Кума — заместителя начальника лагеря. Через Кума в лагерь передавали чай, наркоту. И вот Гостев мне говорит: „Буду снимать картину „Серые волки“, сыграй мне одного из членов Политбюро“. — „Кого?“ — „Микояна“. — „Какой я Микоян?“ — „Вылитый“. Спрашиваю у людей: „Похож я на Микояна?“ — „Не похож“. Поехали на „Мосфильм“. Приляпали накладочку — одно лицо. И вот мы с внуком Ваней поехали в Цирк Владимира Дурова. В фойе стоял бюст Микояна, так мне сказали, что я больше похож на Анастаса Ивановича, чем его бюст».

Кадр из фильма «Беспредел»
Кадр из фильма «Беспредел»

Игорь Гостев — обладатель множества почетных наград и премий:

— Орден «Знак Почёта» (1962);
— Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1978) — за фильм «Фронт за линией фронта» (1977);
— Премия Ленинского комсомола (1979) — за фильмы «Фронт без флангов» и «Фронт за линией фронта»;
— Золотая медаль имени А. П. Довженко (1975) — за фильм «Фронт без флангов»;
— Заслуженный деятель искусств РСФСР (1979);
— КФ чешских и словацких фильмов (Специальная премия, фильм «Фронт за линией фронта», 1982);
— Народный артист РСФСР (1985).

Кадры из фильмов: «Информационный центр «Мосфильм-ИНФО».
Архивные фото рабочих моментов съемок предоставлены семьей режиссера Игоря Гостева.