Специалисты «Мосфильма» отреставрировали картину «Страсти по Андрею» (режиссёрская версия фильма «Андрей Рублёв»). Отметим, что знаменитую ленту Андрея Тарковского в отреставрированном виде (HD1080р) можно увидеть на официальном Youtube-канале киностудии. Цифровую реставрацию прошла именно первоначальная режиссёрская версия фильма, имевшая название «Страсти по Андрею». Хронометраж ленты – 206 минут (в существующей доступной версии – 175 мин.). Фильм содержит ранее вырезанные при монтаже сцены и дубли.
Работы специалистами ПК «Телекино» продолжались с июля 2021-го по февраль текущего года. Исходники для работ по реставрации, «Мосфильма» получил из Госфильмофонда РФ. Специалисты работали так называемым «промежуточным позитивом» плёнки «ORWO» (далее пром-позитив – прим.), исходный негатив картины утрачен.
«Более чем полувековой период даже правильного хранения не мог не сказаться на состоянии плёнки - это сильное «световое дыхание», сколы, грязь, так называемое плёночное «зерно». Но главная проблема исходников - царапины на динамичных сценах и панорамах, на крупных планах. Сложнее всего реставраторам «бороться» с царапинами через весь кадр. Мне кажется, что это была самая тяжелая картина, которую мы когда-либо реставрировали – прежде всего, по состоянию исходных материалов. Но мы справились со всеми сложностями», - отметил главный инженер-технолог «Мосфильма» Алексей Сеньковский.
Кадр из фильма: до и после реставрации
Отдельные восстановительные процессы осуществлялись с фонограммой фильма. Пром-позитив пленки также содержал звуковую дорожку. Однако ввиду её плохого состояния, в отреставрированную версию вошла фонограмма, сохранившаяся в копии формата Digital Betacam («Мосфильмофонд»).
«История с фонограммой на пром-позитиве весьма любопытна. Фактически «промежуточный позитив» - это техническая плёнка, один из этапов печати копии для кинотеатров. То, что позитив неожиданно оказался со звуком, наводит на предположение, что этот исходник использовался для неких промежуточных демонстраций ленты – например, для показа на худсовете, после которого последовали правки и купюры. Не берусь утверждать, что это именно так, но версия интересная – с ней согласны некоторые российские киноведы», - рассказал Алексей Сеньковский.
Над реставрацией картины работали: Марина Алексахина, Антон Мелешников, Михаил Тусматов, Евгений Верлочев, Игорь Валиев, Алексей Сеньковский, Ирина Агафонова, Виктор Тамазин, Глеб Кириченок, Роман Сковородко, Владимир Солодовников. Продюсер реставрации: Карен Шахназаров.
Режиссер Андрей Тарковский (в центре) на съемках картины
Напомним, что историческая философская кинодрама Андрея Тарковского была снята в 1966 году на киностудии «Мосфильм». Сюжет картины посвящен жизни иконописца Андрея Рублёва. В 1967 году состоялась премьера - лента подверглась жёсткой критике за мрачность, излишний натурализм, «антиисторичность» и даже за «жестокое обращение с животными». Фильм был перемонтирован, значительно сокращён и после ограниченного проката фактически отправлен «на полку». Впоследствии картина была признана одной из главных работ режиссера и сегодня входит в различные рейтинги лучших фильмов в истории мирового кино. И вот лента Тарковского в скором времени будет доступна в первоначальном авторском замысле, с возвращением некоторых ранее удаленных сцен – для киноведов и всех поклонников творчества режиссера. Планируется также, что в 2022 году картина «Страсти по Андрею» станет участником одного из международных кинофестивалей категории «А» (в секции классики).
К настоящему времени, специалисты «Мосфильма» отреставрировали более 110 кинолент, в числе которых: «Иван Грозный», «Александр Невский» (реж. Сергей Эйзенштейн), «Иди и смотри» (реж. Элем Климов), «Восхождение», (реж. Лариса Шепитько), киноэпопея «Война и мир» (реж. Сергей Бондарчук), «Сталкер», «Андрей Рублев» (реж. Андрей Тарковский), «Калина красная» (реж. Василий Шукшин), «Я – Куба» (реж. Михаил Калатозов), «Вий» (реж. Александр Птушко) и многие другие. Особо стоит отметить, что картины выдающихся мастеров советского кино реставрированы в полном объёме и доступны зрителю в современном качестве изображения и звука.
Восстановлением киноклассики «Мосфильм» занимается в тесном сотрудничестве с Госфильмофондом РФ - именно там хранятся плёночные исходники картин (студии принадлежат юридические права на фильмы). В 2021 году специалистами ПК «Телекино и компьютерная графика» были отреставрированы несколько картин, в их числе «Хозяин тайги» (реж. В. Назаров, 1968), «Ко мне, Мухтар!» (С. Туманов, 1964), «Опекун» (А. Мкртчян, 1970), «Мачеха» (реж. О. Бондарёв, 1973). В настоящий момент идет работа над картинами «Берегите мужчин!» (реж. А. Серый, 1982), «История Аси Клячиной…» (реж. А. Кончаловский, 1967), «Живые и мёртвые» (реж. А. Столпер, 1964), «Невероятные приключения итальянцев в России» (реж. Э. Рязанов, 1973)
Отреставрированные «Мосфильмом» картины были неоднократно представлены на главных международных кинофестивалях – Internationale Filmfestspiele Berlin (Берлин), Festival international du film de Cannes (Канны), Mostra Internazionale d’Arte Cinematografica (Венеция).
В 2017 году «Мосфильм» получил гран-при Венецианского международного кинофестиваля за лучшую реставрацию в секции «Венецианская классика» за работу над фильмом «Иди и смотри» режиссера Элема Климова.
Все реставрационные работы Киноконцерн «Мосфильм» проводит полностью за счет собственных средств, без привлечения государственного или спонсорского финансирования. Фильмы доступны для бесплатного просмотра в онлайн-кинотеатре «Мосфильма» и на официальном Youtube-канале киностудии.
Слайды в галерее: до и после реставрации.
Пресс-релиз