Фильм «Курьер», вышедший на экраны в 1986-м, мгновенно стал хитом проката и был разобран на цитаты. Вечно актуальный сюжет задумчивой комедии Карена Шахназарова привлекает к экрану и современного молодого зрителя. Блестящий актерский ансамбль – с точным режиссерским выбором непрофессионального артиста на главную роль, диалоги, ставшие афоризмами – бывают фильмы, где сходятся, как говорится, все звёзды. И только режиссер знает, какой труд стоит за этой внешней лёгкостью и вдохновением. В материалах, которые хранятся в архиве «Мосфильма» можно обнаружить и различные варианты сценария, и огромный альбом с фотопробами, который свидетельствует о том, что поиски актёров на главные роли были непростыми. Трудным, а порой и жестоким по отношению к отснятому материалу, Карен Шахназаров называет и монтажно-тонировочный период. Причём, любой картины. Зачастую, по словам режиссера, сцены приходится резать «по-живому». Так случилось с одним из эпизодов «Курьера», который был добавлен создателями по ходу съемок. Вспоминает режиссер картины Карен Шахназаров:
«Мать в исполнении Инны Чуриковой, обеспокоенная состоянием Ивана, а он в её представлении порой действительно вёл себя неадекватно, приглашает экстрасенса. В то время это было довольно модно – в СССР вдруг появилось большое количество экстрасенсов, целителей, каких-то консультантов… И вот, вызванный «специалист» – персонаж Петра Щербакова - спрашивает у Ивана:
- Водку пьешь?
- Нет, - отвечает Иван.
- Здоров! - объявляет экстрасенс. И обращается к матери:
– С вас 25 рублей, за консультацию!
Для тех лет это была приличная сумма. Петр Иванович Щербаков замечательно сыграл в этом забавном эпизоде – он вообще был выдающимся актером – но в кино бывает так, что сцена «выпадает» из сюжета картины. На мой взгляд, данная сцена всё же «тянула» основное действие. Это был такой гэг (комедийный приём, в основе которого лежит очевидная нелепость – прим.) Так что мне пришлось её вырезать».
Документ в съемочном журнале фильма «Курьер»
«Одну из сцен мы снимали в Коломне. Персонаж Юрия Беляева в отчаянии начинает кричать на улице: «Я разверну свой батальон! Разнесу этот город!» А вокруг съемочной площадки, надо сказать, тогда собралось множество людей. Юра произносил текст довольно громко – и в какой-то момент из толпы послышались одобрительные крики: «Правильно! Так и надо! Давно пора разнести!» Эта искренняя реакция людей говорила о том, что в обществе к тому моменту уже накопилось большое раздражение, ситуация в стране на тот момент была действительно непростой. В воздухе чувствовалось напряжение – так что слова персонажа фильма были восприняты буквально!
Юра замечательно сыграл, но на монтаже мне показалось, что эпизоды с его героем всё же затягивают картину, нарушают её ритм. Так что я целиком вырезал эту линию. Я, конечно, позвонил Юре, извинился. Разумеется, для любого артиста такого рода ситуации всегда болезненны, но тут дело не в профессионализме – все было сделано блестяще – а в самой линии, оказавшейся лишней».
Режиссер Карен Шахназаров и артисты Юрий Беляев и Леонид Филатов на съёмках фильма «Город Зеро» (1988)
«В картине «Американская дочь» есть сцена у костра с участием отца в исполнении Владимира Машкова и дочери, которую играет Эллисон Уитбек. Но в сценарии был еще один эпизод с юной актрисой – там её героиня встречается с бродягой, который рассказывает ей о своей непростой жизни. Я пригласил на эту роль афро-американского актёра. Изначально он произвел на меня хорошее впечатление, но как только мы начали снимать – он становился просто «никаким». То ли опыта не хватало, то ли зажимался чересчур. Тогда на площадку принесли бутылку виски, и я попросил его выпить. Чисто для снятия напряжения. Начали снимать – опять ничего не выходит! Налили ему ещё... Кончилось тем, что мы так ничего и не сняли, а сам актёр дошел до совершенно нетрезвого состояния. Пришлось от этой сцены отказаться», - поделился воспоминанием режиссёр.
Сцена из фильма "Американская дочь"
«Любопытно, что в основании династии Романовых и в её окончании присутствует детоубийство. При воцарении Михаила Фёдоровича Романова в 1613-м году на Серпуховских воротах Кремля повесили четырёхлетнего сына Марины Мнишек и Лжедмитрия II – Ивана, прозванного «Ворёнком». Мотивы ясны: этого мальчика в любой момент могли использовать противники Романовых, выдав за «законного» наследника престола – могла снова начаться Смута. Позже, когда фильм «Цареубийца» вышел в прокат, я понял: сними я этот эпизод, он мог бы «закольцевать» и сюжет самого фильма и вообще всю трехсотлетнюю историю дома Романовых. Которая началась с убийства ребенка и мистическим образом через три века закончилась – также убийством, но уже цесаревича Алексея в 1918-м. Но это кино, не книга и не театральный спектакль – ничего изменить уже нельзя», - отметил Карен Шахназаров.
Плакат к фильму "Цареубийца"