Специалисты «Мосфильма» провели покадровую цифровую реставрацию картины «Старики - разбойники». Советский художественный фильм Эльдара Рязанова был снят в 1971 году. С 19 -00 (мск) 21 апреля комедия доступна для просмотра на официальном YouTube-канале «Мосфильма» в формате 4К. Подробнее о ленте и её создателях – в материале Mosfilm.ru
Жанр: комедия
Режиссёр: Эльдар Рязанов
Авторы сценария: Эмиль Брагинский, Эльдар Рязанов
В главных ролях: Юрий Никулин, Евгений Евстигнеев, Ольга Аросева
Операторы: Генри Абрамян, Николай Немоляев
Композитор: Андрей Петров
Художник-постановщик: Михаил Богданов
Производство: Киностудия «Мосфильм». Творческое объединение «Луч»
Длительность: 86 мин.
Страна: СССР
Пожилого следователя прокуратуры Мячикова пытаются отправить на «заслуженный отдых». Это вызывает чувство глубокого возмущения у его друга - инженера Воробьева, тоже без пяти минут пенсионера. Воробьёв убежден - Мячикову необходимо срочно раскрыть какое-нибудь «преступление века». Но такое случается нечасто, проще «организовать» его самим. «Старики - разбойники» похищают из городского музея картину Рембрандта...
Идея фильма родилась у Эльдара Рязанова… в больнице. Режиссер испытывал проблемы со здоровьем после смерти любимой матери, к тому же, ему пришлось распрощаться с давней мечтой об экранизации пьесы «Сирано де Бержерак» - в производство этот фильм так и не запустили. Находясь в клинике, Рязанов познакомился с пожилым мужчиной, который рассказал о том, как коллеги из прокуратуры почти насильно выпроводили его на пенсию. Режиссёр пересказал историю своему постоянному соавтору — сценаристу Эмилю Брагинскому. Так был написан сценарий о приключениях пенсионеров Мячикова и Воробьёва.
Эльдар Рязанов на съемках фильма "Старики - разбойники" (1971 г.)
Роли стариков-разбойников, которые идут на преступление, чтобы доказать старую истину «Человека нельзя упрекать за то, что он стар годами» и помочь одному из них сохранить работу, были написаны специально для Юрия Никулина и Евгения Евстигнеева. Артисты были утверждены на съемки без проб. Причем, ради Юрия Никулина, крайне занятого в то время в цирке, режиссер согласился перенести дату начала съемок.
«Работа над «Стариками-разбойниками» уже должна была бы начаться, если бы не одно обстоятельство, которое несколько задержало нас. Дело в том, что в роли одного из стариков должен сниматься Юрий Никулин. Сценарий написан специально для него и для Евгения Евстигнеева, который будет играть другого «Старика». Но в столице, как вы знаете, открывается новый цирк, в связи с этим радостным событием нам придется месяца полтора ждать Никулина, который будет очень занят в новой цирковой программе. А потом цирк оторвет его от своего сердца и отдаст нам, тогда мы и начнем съемки! Иногда в таких случая говорят: «Зачем ждать, возьмите другого актера!», упуская из виду, что это вопрос принципиальный. В выборе артистов во многом проявляется режиссерское видение будущего фильма, его интонация…» - отмечал Эльдар Рязанов в беседе с газетой «Неделя» (2 мая 1971 г.)
Роль инкассатора Анны Павловны Суздалевой досталась Ольге Аросевой, хотя режиссер и опасался, что зритель воспримет её как пани Монику из популярного тогда телесериала «Кабачок «13 стульев». В роли «протеже» некоего высокопоставленного лица, из-за которого требуется поскорее избавиться от старого следователя Николая Мячикова, Рязанов хотел видеть Анатолия Кузнецова. Но тот отказался, ему захотелось сыграть одного из «стариков». В итоге короткую, но яркую роль блестяще исполнил Андрей Миронов, который до этого появился у Рязанова в похожем амплуа в картине «Берегись автомобиля».
Большую часть уличных сцен Эльдар Рязанов снимал во Львове - в кадр попали Львовская ратуша, Пороховая башня, Королевский арсенал, рынок, Латинский собор, башня Корнякта и другие достопримечательности старинного города. Сцену «ограбления» в музее снимали в трёх местах — около городской ратуши Львова, на лестницах журфака МГУ и в павильонах «Мосфильма». В этих же павильонных декорациях были сняты: детектив «Возвращение «Святого Луки» и приключенческий фильм «Корона Российской Империи, или Снова неуловимые». Единственная «настоящая» картина в этом бутафорском музее – копия «Портрета молодого человека с кружевным воротником» Рембрандта, которую написал художник Борис Щербаков – именно эту картину решили похитить герои Никулина и Евстигнеева. Оригинал хранится в Эрмитаже. Все остальные полотна, включая «Танец» Анри Матисса, на фоне которого стоят герои на фото, были написаны "для фона".
Евгений Евстигнеев и Юрий Никулин на съемках фильма "Старики - разбойники" (1971 г.)
В Пушкинском музее снят кошмарный сон Мячикова, когда оживают всадники - копии статуй кондотьера Гаттамелаты и кондотьера Коллеони - и гонятся за ним на металлических конях. Ещё один пункт в географии «Стариков-разбойников» – Трубниковский переулок, 19 в Москве, здесь снимали сцену ограбления Мячикова.
На съёмках Юрий Никулин носил специальную седую «накладку» — свои волосы он красил в чёрный цвет. «Я в цирке работаю клоуном. Если дети будут смеяться над старостью – это нехорошо. Когда я, Балбес, падаю, пусть себе хохочут. А если старичок упадет, над ним смеяться грех. Вот я и крашусь в брюнета», - пояснял артист своим коллегам по площадке.
Для выполнения трюка, когда «Волга» переезжает через забор с помощью двух длинных досок, Эльдар Рязанов пригласил мастера спорта СССР и чемпиона по шоссейным гонкам Виктора Корзуна. Сцену сняли всего за два дубля.
Комедия «Старики - разбойники» вышла на большой экран 7 августа 1972 года. Великолепный актерский ансамбль, диалоги, наполненные тонким юмором и сразу же разлетевшиеся на цитаты – картина имела большой успех у зрителя. А вот критики встретили новый фильм Эльдара Рязанова довольно-таки прохладно, отметив, в основном лишь удачные актёрские работы и музыку композитора Андрея Петрова.
«Какие глубокие мысли, высокие чувства призвана сообщить зрителю эта детективно-сентиментальная история? Неумелый следователь, ставший неумелым грабителем, вызывает жалость, а порой и брезгливость. И даже – Е. Евстигнеев, О. Аросева, Ю. Белов, и другие опытные комедийные актеры не в силах помочь Ю.Никулину. Все они оказываются в плену схемы… Непродуманность сюжета, жизненная неоправданность содержания, случайность в отборе объектов внимания жестоко мстят комедиографам… Если верить поговорке, что смех продлевает жизнь, дарит человеку здоровье, то искусство Ю. Никулина можно сравнить с круглогодичным оздоровительным санаторием. Одно появление его перед зрителем рождает добрую улыбку. И на этот раз артист играет своего героя сочно, емко, изобретательно… Забавные детали, уморительная пластика движений – весь богатейший арсенал юмористического таланта использует Ю. Никулин для создания образа следователя. Но с таким же успехом можно до бесконечности упорно штопать решето – воду им, как утверждает народная мудрость, черпать невозможно. Образ при слабости драматургического сцепления эпизодов и сюжетных линий распадается на отдельные концертные номера», - М. Гаврилов, «Вечерняя Москва» (7 августа 1972 г.)
«Ю. Никулин и Е. Евстигнеев демонстрируют высокий класс кинематографической актерской игры. Фильмы Рязанова, всегда отличавшиеся актерским исполнением, начиная с Игоря Ильинского – незабвенного Огурцова из «Карнавальной ночи», ныне обогатились прекрасным артистическим дуэтом. Соревнуются с ним и те, кому приходится лепить образ из скупого материала «вторых ролей»: О. Аросева, сыгравшая отважного инкассатора, подругу «разбойников» Анну Павловну с присущей ей тонкостью и юмором, и А.Миронов в роли и.о. следователя Проскудина, чистенького, самоуверенного мерзавца, о каких говорят: «Из молодых, да ранних». Но с какого-то момента картины вы начинаете ощущать спад. Смех становится реже. Действие будто стопорится… Может быть допущен какой-то просчет – в драматургии, в режиссуре, в игре артистов?...» - задавалась вопросами Н. Зоркая на страницах журнала «Советский экран» (№16, 1972 г.)
Спустя более чем пятьдесят лет с момента премьеры, фильм «Старики - разбойники» продолжает оставаться одной из самых популярных отечественных комедий, часто появляется в телевизионном эфире. Сегодня «Мосфильм» дарит зрителям возможность просмотра любимой ленты в современном качестве изображения и звука!
Покадровую реставрацию изображения и звука в течение двух месяцев выполнили специалисты ПК «Телекино»: реставратор – Марина Алексахина, сканирование - Евгений Верлочёв, цветокоррекция – Ирина Агафонова, звук – Игорь Валиев.
Кадр до реставрации
Кадр после реставрации
Напомним, что процесс реставрации делится на два параллельных этапа — это работа с изображением и звуком. Первоначальная оцифровка материала используется для работы со звуком: ликвидация щелчков, посторонних шумов, то есть очистка фонограммы от разнообразных звуковых дефектов, возникших как на съемочной площадке, так и в период хранения пленки. Затем производится перенос изображения с пленки на цифровой носитель. Компьютерная реставрация видеоряда фильма занимает больше времени, чем звукового ряда и длится около месяца (в зависимости от сложности материала). Перед реставраторами стоит задача определиться с цветовым решением картины и провести цветокоррекцию. Различные дефекты, вызванные механическим воздействием на пленку, например царапины, устраняются с помощью компьютерной чистки и стабилизации изображения. Затем происходит слияние отреставрированного звука и изображения.
Кадр до реставрации
Кадр после реставрации
К настоящему моменту работы полностью завершены и с 19 часов (мск) 21 апреля фильм доступен для бесплатного просмотра на официальном Youtube-канале «Мосфильма» в формате 4К. Делитесь своими впечатлениями и оставляйте комментарии!
Восстановлением киноклассики «Мосфильм» занимается в сотрудничестве с Госфильмофондом РФ, где хранятся плёночные исходники картин (студии принадлежат юридические права на фильмы). В 2023-м в новом качестве изображения и звука была представлена музыкальная комедия «Айболит-66» (реж. Р. Быков, 1966), драма «Охота на лис» (реж. В. Абдрашитов, 1980), мелодрама «Алые паруса» (реж. А. Птушко, 1961), «За спичками» (реж. Л. Гайдай, 1980).
Ранее отреставрированные «Мосфильмом» картины были неоднократно представлены на главных международных кинофестивалях – Internationale Filmfestspiele Berlin (Берлин), Festival international du film de Cannes (Канны), Mostra Internazionale d’Arte Cinematografica (Венеция).
В 2017 году «Мосфильм» получил Гран-при Венецианского международного кинофестиваля за лучшую реставрацию в секции «Венецианская классика» за работу над фильмом «Иди и смотри» режиссера Элема Климова.
Все реставрационные работы Киноконцерн «Мосфильм» проводит полностью за счет собственных средств, без привлечения государственного или спонсорского финансирования. Фильмы доступны для бесплатного просмотра в онлайн-кинотеатре «Мосфильма» и на официальном Youtube-канале киностудии.