Специалисты «Мосфильма» отреставрировали картину «Спортлото-82». Комедия Леонида Гайдая доступна для просмотра на нашем официальном YouTube канале «Мосфильма» в разрешении 4К.
Официальная афиша фильма "Спортлото-82"
Режиссёр: Гайдай Леонид
Сценаристы: Гайдай Леонид, Бахнов Владлен
Композитор: Зацепин Александр
Операторы: Полуянов Сергей, Абрамов Виталий
Художник-постановщик: Ясюкевич Феликс
В ролях: Пуговкин Михаил, Гребешкова Нина, Брондуков Борислав, Арлаускас Альгис, Аманова Светлана, Кокшенов Михаил, Кмит Денис, Толшин Андрей, Мосендз Луиза и др.
Аннотация: «Комедия о приключениях попутчиков, едущих отдыхать на юг. В одном купе поезда "Москва - Южногорск" едут Таня, Костя, Миша и Сан Саныч. Костя дарит Тане билет "Спортлото" и помогает заполнить его. Не верящая в выигрыш Таня отдает билет на хранение Косте, который кладет его в свою книгу. После прибытия на юг пути соседей по купе расходятся. Через несколько дней в газете опубликованы результаты очередного розыгрыша, и выясняется, что номер Тани – выигрышный, приз – крупная сумма денег. Но Костя перепутал экземпляр книги, в которой оставил счастливый билет…»
Е. Новицкий в книге «Леонид Гайдай. ЖЗЛ» (здесь и далее цитаты из книги – прим.) пишет о том, что в конце 1970-х Леонид Иович как режиссер чувствовал себя довольно растерянно. Работа над двумя последними его картинами предыдущего десятилетия — «Инкогнито из Петербурга» и «За спичками» — разочаровала самого постановщика.
«Выход из положения виделся один — вновь снять комедию по оригинальному сценарию на современную тему. Проблема, как всегда, упиралась в сценарий. Кинодраматурги, как и прежде, заваливали Гайдая своими сочинениями, но ничего подходящего для себя Леонид Иович среди них по-прежнему не обнаруживал.
Выручил известный драматург и поэт Владлен Бахнов, подав идею сценария о погоне за выигрышным лотерейным билетом. Для эксцентрической комедии идея богатая, поэтому Гайдай сразу ухватился за нее. Не беда, что он уже снял два фильма о поисках клада — «Бриллиантовую руку» и «12 стульев». Зато именно эти картины можно считать вершинами гайдаевского творчества — и новая аналогичная лента просто не могла хотя бы отчасти не приблизиться к ним».
В апреле 1980 года Гайдай в соавторстве с Бахновым заканчивают работу над сценарием с незамысловатым сюжетом. В феврале 1981 года финальную версию сценария утверждают в Объединении комедийных и музыкальных фильмов, и через несколько месяцев начинаются кинопробы.
Литературный сценарий
К первым результатам кинопроб Худсовет «Мосфильма» отнесся настороженно:
«Р Буданцева: Пробы нехарактерны для Гайдая. Раньше пробы всегда определяли стилистику, сейчас этого нет. Нет героини. Она по возрасту не подходит к партнерам. Удовиченко не может ничего в себе нести для этого фильма. Наиболее интересны Пуговкин и Кокшенов.
Е. Семагина (редактор «Мосфильма». — Е. Н.): У меня Удовиченко не вызывает сомнений. Она хорошо сыграла в последнем фильме у другого режиссера, у нее есть данные.
А. Столбов (режиссер, художественный руководитель сатирического киножурнала «Фитиль». — Е. Н.): Мне не понравилась Удовиченко. Актриса должна быть помоложе. Понравился Арлаускас, но думаю, что не следует брать Кокшенова. А вот Пуговкин подходит.
О. Осетинский (сценарист. — Е. Н.): Мне очень понравился Арлаускас. Кокшенов лучше, чем Боярский. Большие сомнения вызывает Удовиченко, ее героиня должна быть моложе.
Э. Ермолин (редактор «Мосфильма». — Е. Н.): Удовиченко может быть разной, но здесь она снята так, что выглядит старше. Интересен Арлаускас, но он будет очень странно выглядеть рядом с Удовиченко. На Степана лучше взять Боярского, Кокшенов будет слишком узнаваем. Пуговкин может быть.
Л. Гайдай: Удовиченко мне нравится. Но в таком случае либо надо всех подбирать под Удовиченко, либо идти от Арлаускаса. Роль Степана писалась на Кокшенова. Для себя я решил: Таня — Удовиченко, Костя — Арлаускас, Степан — Кокшенов, Сан Саныч — Пуговкин, Павел — Герасимов. Хотя Павла может сыграть и Боярский»
В итоге на роль милиционера Кости был утвержден актер Театра Юного Зрителя Альгис Арлаускас. Роль попутчицы Татьяны планировали предложить Ларисе Удовиченко, однако худсовет посоветовал Леониду Гайдаю продолжить поиски. В итоге роль Тани досталась молодой актрисе Светлане Амановой. Правда, будучи природной брюнеткой, ей пришлось осветлить волосы для съемок.
Актриса Светлана Аманова
Первоначально роль Сан-Саныча Гайдай хотел отдать Брониславу Брондукову, а на роль Степана пригласить Михаила Боярского. Но Брондуков показался режиссёру неубедительным, а Михаил Пуговкин, которому изначально предлагали роль начальника туристической базы, прекрасно вписался в роль колоритного спекулянта Сан Саныча. Бронислав Брондуков был утвержден в роли начальника турбазы. А вот Боярский в роли Степана совсем не смотрелся в дуэте с Пуговкиным. По итогу актерских проб Михаила Боярского заменил другой Михаил — Кокшенов.
Михаил Кокшенов, Леонид Гайдай и Михаил Пуговкин на съемках фильма
Боярский, однако, великолепно исполнил песню «За удачей спешим», звучащую на вступительных титрах картины. А Удовиченко озвучила небольшую роль знойной секретарши директора турбазы, сыгранную Луизой Моссендз. (В следующем фильме Гайдая «Опасно для жизни!» Лариса всё-таки снимется в одной из главных ролей.)
Музыкальное сопровождение к кинокартине написал известный композитор Александр Зацепин, который ранее уже принимал участие в известных фильмах Гайдая. Песню «Только любовь», которую в фильме поёт Таня, исполнила эстрадная певица греческого происхождения Ксения Георгиади. А Михаил Боярский, как уже было отмечено выше, исполнил песню «За удачей спешим». В фильме звучат еще две песни «Было и прошло» в исполнении Иосифа Кобзона и «Песенка спекулянта» в исполнении Михаила Пуговкина.
Для съемок «Спортлото-82» Леонид Гайдай впервые со времен «Бриллиантовой руки» отправился в Крым. Именно там нашли натуру для выдуманного сценаристами Южногорска. Вокзал, на который прибыл главный герой фильма Костя, находится в Феодосии. Также съемки велись в Алуште и в Краснодарском крае - городе Адлере. Некогда в этих местах Леонид Гайдай работал над картиной «Кавказская пленница». Наблюдательный зритель мог это заметить - на камне, вокруг которого блуждают герои фильма в поисках дороги, танцевала Наталья Варлей в «Кавказской пленнице».
Михаил Пуговкин и Леонид Гайдай
Е. Новицкий в книге «Леонид Гайдай. ЖЗЛ» отмечает, что для Михаила Пуговкина съемки в «Спортлото-82» оказались сложными. В один из первых съемочных дней актер получил травму, ошпарившись горячим чаем - так, что попал в больницу. Пуговкин сразу попросил Гайдая искать ему замену. Но Леонид Иович ответил, что роль написана специально для него, и выразил готовность ждать столько, сколько потребуется для выздоровления актера.
Покадровую реставрацию изображения и звука осуществляли специалисты ПК «Телекино» (реставратор Антон Мелешников) в течение трех месяцев. Напомним, что процесс реставрации делится на два параллельных этапа — это работа с изображением и звуком. Первоначальная оцифровка материала используется для работы со звуком: ликвидация щелчков, посторонних шумов, то есть очистка фонограммы от разнообразных звуковых дефектов, возникших как на съемочной площадке, так и в период хранения пленки. Затем производится перенос изображения с пленки на цифровой носитель. Компьютерная реставрация видеоряда фильма занимает больше времени, чем звукового ряда и длится около месяца (в зависимости от сложности материала). Перед реставраторами стоит задача определиться с цветовым решением картины и провести цветокоррекцию. Различные дефекты, вызванные механическим воздействием на пленку, например царапины, устраняются с помощью компьютерной чистки и стабилизации изображения. Затем происходит слияние отреставрированного звука и изображения.
«Несмотря на то, что материал не является особо проблематичным (в сравнении с процессом предыдущих реставраций таких кинолент как «Иван Грозный» или «Война и Мир»), работы достаточно. В частности процесс реставрации осложняется дефектом цветового дыхания кинопленки — зрители могут наблюдать неприятное мерцание при просмотре старых фильмов, это происходит от того, что со временем цвет на пленке тускнеет и меняет оттенки. Поэтому соседние кадры могут существенно отличаться друг от друга» - отмечал специалист по компьютерной реставрации Антон Мелешников.
Кадр из фильма до реставрации
Кадр из фильма после реставрации
Кадр из фильма до реставрации
Кадр из фильма после реставрации
К настоящему моменту работы полностью завершены и с 15 сентября фильм в формате 4К доступен для бесплатного просмотра на официальном Youtube-канале «Мосфильма». Любопытно, что на онлайн-экраны картина «Спортлото-82» выходит спустя ровно 40 лет своей премьеры в кинотеатрах Советского Союза!
Восстановлением киноклассики «Мосфильм» занимается в сотрудничестве с Госфильмофондом РФ - именно там хранятся плёночные исходники картин (студии принадлежат юридические права на фильмы). В 2022 году специалистами ПК «Телекино и компьютерная графика» были уже отреставрированы несколько картин, в их числе «Берегите мужчин!» (реж. А. Серый, 1982), «История Аси Клячиной…» (реж. А. Кончаловский, 1967), «Живые и мёртвые» (реж. А. Столпер, 1964), «Сны» (реж. К. Шахназаров, А. Бородянский, 1993), «Невероятные приключения итальянцев в России» (реж. Э. Рязанов, 1973), «Гараж» (реж. Э. Рязанов, 1979).
Отреставрированные «Мосфильмом» картины были неоднократно представлены на главных международных кинофестивалях – Internationale Filmfestspiele Berlin (Берлин), Festival international du film de Cannes (Канны), Mostra Internazionale d’Arte Cinematografica (Венеция).
В 2017 году «Мосфильм» получил Гран-при Венецианского международного кинофестиваля за лучшую реставрацию в секции «Венецианская классика» за работу над фильмом «Иди и смотри» режиссера Элема Климова.
Все реставрационные работы Киноконцерн «Мосфильм» проводит полностью за счет собственных средств, без привлечения государственного или спонсорского финансирования. Фильмы доступны для бесплатного просмотра в онлайн-кинотеатре «Мосфильма» и на официальном Youtube-канале киностудии.