Версия для слабовидящих
3

«Спортлото-82»: любимая комедия в новом качестве изображения и звука

16 сентября 2022
Редакция новостей
1337

Специалисты «Мосфильма» отреставрировали картину «Спортлото-82». Комедия Леонида Гайдая доступна для просмотра на нашем официальном YouTube канале «Мосфильма» в разрешении 4К.


IMG_4951 copy.jpg
Официальная афиша фильма "Спортлото-82"


«Спортлото-82» - Мосфильм, 1982 г.

Режиссёр: Гайдай Леонид

Сценаристы: Гайдай Леонид, Бахнов Владлен

Композитор: Зацепин Александр

Операторы: Полуянов Сергей, Абрамов Виталий

Художник-постановщик: Ясюкевич Феликс

В ролях: Пуговкин Михаил, Гребешкова Нина, Брондуков Борислав, Арлаускас Альгис, Аманова Светлана, Кокшенов Михаил, Кмит Денис, Толшин Андрей, Мосендз Луиза и др.


Аннотация: «Комедия о приключениях попутчиков, едущих отдыхать на юг. В одном купе поезда "Москва - Южногорск" едут Таня, Костя, Миша и Сан Саныч. Костя дарит Тане билет "Спортлото" и помогает заполнить его. Не верящая в выигрыш Таня отдает билет на хранение Косте, который кладет его в свою книгу. После прибытия на юг пути соседей по купе расходятся. Через несколько дней в газете опубликованы результаты очередного розыгрыша, и выясняется, что номер Тани – выигрышный, приз – крупная сумма денег. Но Костя перепутал экземпляр книги, в которой оставил счастливый билет…»


ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ


Е. Новицкий в книге «Леонид Гайдай. ЖЗЛ» (здесь и далее цитаты из книги – прим.) пишет о том, что в конце 1970-х Леонид Иович как режиссер чувствовал себя довольно растерянно. Работа над двумя последними его картинами предыдущего десятилетия — «Инкогнито из Петербурга» и «За спичками» — разочаровала самого постановщика.

«Выход из положения виделся один — вновь снять комедию по оригинальному сценарию на современную тему. Проблема, как всегда, упиралась в сценарий. Кинодраматурги, как и прежде, заваливали Гайдая своими сочинениями, но ничего подходящего для себя Леонид Иович среди них по-прежнему не обнаруживал.

Выручил известный драматург и поэт Владлен Бахнов, подав идею сценария о погоне за выигрышным лотерейным билетом. Для эксцентрической комедии идея богатая, поэтому Гайдай сразу ухватился за нее. Не беда, что он уже снял два фильма о поисках клада — «Бриллиантовую руку» и «12 стульев». Зато именно эти картины можно считать вершинами гайдаевского творчества — и новая аналогичная лента просто не могла хотя бы отчасти не приблизиться к ним».

В апреле 1980 года Гайдай в соавторстве с Бахновым заканчивают работу над сценарием с незамысловатым сюжетом. В феврале 1981 года финальную версию сценария утверждают в Объединении комедийных и музыкальных фильмов, и через несколько месяцев начинаются кинопробы.


f7cf3d33198ac9b2f98a069a58d717ee.jpg
Литературный сценарий


АКТЕРЫ


К первым результатам кинопроб Худсовет «Мосфильма» отнесся настороженно:

«Р Буданцева: Пробы нехарактерны для Гайдая. Раньше пробы всегда определяли стилистику, сейчас этого нет. Нет героини. Она по возрасту не подходит к партнерам. Удовиченко не может ничего в себе нести для этого фильма. Наиболее интересны Пуговкин и Кокшенов.

Е. Семагина (редактор «Мосфильма». — Е. Н.): У меня Удовиченко не вызывает сомнений. Она хорошо сыграла в последнем фильме у другого режиссера, у нее есть данные.

А. Столбов (режиссер, художественный руководитель сатирического киножурнала «Фитиль». — Е. Н.): Мне не понравилась Удовиченко. Актриса должна быть помоложе. Понравился Арлаускас, но думаю, что не следует брать Кокшенова. А вот Пуговкин подходит.

О. Осетинский (сценарист. — Е. Н.): Мне очень понравился Арлаускас. Кокшенов лучше, чем Боярский. Большие сомнения вызывает Удовиченко, ее героиня должна быть моложе.

Э. Ермолин (редактор «Мосфильма». — Е. Н.): Удовиченко может быть разной, но здесь она снята так, что выглядит старше. Интересен Арлаускас, но он будет очень странно выглядеть рядом с Удовиченко. На Степана лучше взять Боярского, Кокшенов будет слишком узнаваем. Пуговкин может быть.

Л. Гайдай: Удовиченко мне нравится. Но в таком случае либо надо всех подбирать под Удовиченко, либо идти от Арлаускаса. Роль Степана писалась на Кокшенова. Для себя я решил: Таня — Удовиченко, Костя — Арлаускас, Степан — Кокшенов, Сан Саныч — Пуговкин, Павел — Герасимов. Хотя Павла может сыграть и Боярский»

В итоге на роль милиционера Кости был утвержден актер Театра Юного Зрителя Альгис Арлаускас. Роль попутчицы Татьяны планировали предложить Ларисе Удовиченко, однако худсовет посоветовал Леониду Гайдаю продолжить поиски. В итоге роль Тани досталась молодой актрисе Светлане Амановой. Правда, будучи природной брюнеткой, ей пришлось осветлить волосы для съемок.


119.jpg
Актриса Светлана Аманова


Первоначально роль Сан-Саныча Гайдай хотел отдать Брониславу Брондукову, а на роль Степана пригласить Михаила Боярского. Но Брондуков показался режиссёру неубедительным, а Михаил Пуговкин, которому изначально предлагали роль начальника туристической базы, прекрасно вписался в роль колоритного спекулянта Сан Саныча. Бронислав Брондуков был утвержден в роли начальника турбазы. А вот Боярский в роли Степана совсем не смотрелся в дуэте с Пуговкиным. По итогу актерских проб Михаила Боярского заменил другой Михаил — Кокшенов.


p148.jpg
Михаил Кокшенов, Леонид Гайдай и Михаил Пуговкин на съемках фильма


Боярский, однако, великолепно исполнил песню «За удачей спешим», звучащую на вступительных титрах картины. А Удовиченко озвучила небольшую роль знойной секретарши директора турбазы, сыгранную Луизой Моссендз. (В следующем фильме Гайдая «Опасно для жизни!» Лариса всё-таки снимется в одной из главных ролей.)


МУЗЫКА


Музыкальное сопровождение к кинокартине написал известный композитор Александр Зацепин, который ранее уже принимал участие в известных фильмах Гайдая. Песню «Только любовь», которую в фильме поёт Таня, исполнила эстрадная певица греческого происхождения Ксения Георгиади. А Михаил Боярский, как уже было отмечено выше, исполнил песню «За удачей спешим». В фильме звучат еще две песни «Было и прошло» в исполнении Иосифа Кобзона и «Песенка спекулянта» в исполнении Михаила Пуговкина.


СЪЕМКИ


Для съемок «Спортлото-82» Леонид Гайдай впервые со времен «Бриллиантовой руки» отправился в Крым. Именно там нашли натуру для выдуманного сценаристами Южногорска. Вокзал, на который прибыл главный герой фильма Костя, находится в Феодосии. Также съемки велись в Алуште и в Краснодарском крае - городе Адлере. Некогда в этих местах Леонид Гайдай работал над картиной «Кавказская пленница». Наблюдательный зритель мог это заметить - на камне, вокруг которого блуждают герои фильма в поисках дороги, танцевала Наталья Варлей в «Кавказской пленнице».


p152.jpg
Михаил Пуговкин и Леонид Гайдай


Е. Новицкий в книге «Леонид Гайдай. ЖЗЛ» отмечает, что для Михаила Пуговкина съемки в «Спортлото-82» оказались сложными. В один из первых съемочных дней актер получил травму, ошпарившись горячим чаем - так, что попал в больницу. Пуговкин сразу попросил Гайдая искать ему замену. Но Леонид Иович ответил, что роль написана специально для него, и выразил готовность ждать столько, сколько потребуется для выздоровления актера.


РЕСТАВРАЦИЯ


Покадровую реставрацию изображения и звука осуществляли специалисты ПК «Телекино» (реставратор Антон Мелешников) в течение трех месяцев. Напомним, что процесс реставрации делится на два параллельных этапа — это работа с изображением и звуком. Первоначальная оцифровка материала используется для работы со звуком: ликвидация щелчков, посторонних шумов, то есть очистка фонограммы от разнообразных звуковых дефектов, возникших как на съемочной площадке, так и в период хранения пленки. Затем производится перенос изображения с пленки на цифровой носитель. Компьютерная реставрация видеоряда фильма занимает больше времени, чем звукового ряда и длится около месяца (в зависимости от сложности материала). Перед реставраторами стоит задача определиться с цветовым решением картины и провести цветокоррекцию. Различные дефекты, вызванные механическим воздействием на пленку, например царапины, устраняются с помощью компьютерной чистки и стабилизации изображения. Затем происходит слияние отреставрированного звука и изображения.


«Несмотря на то, что материал не является особо проблематичным (в сравнении с процессом предыдущих реставраций таких кинолент как «Иван Грозный» или «Война и Мир»), работы достаточно. В частности процесс реставрации осложняется дефектом цветового дыхания кинопленки — зрители могут наблюдать неприятное мерцание при просмотре старых фильмов, это происходит от того, что со временем цвет на пленке тускнеет и меняет оттенки. Поэтому соседние кадры могут существенно отличаться друг от друга» - отмечал специалист по компьютерной реставрации Антон Мелешников.

096743.jpg
Кадр из фильма до реставрации

096743 (1).jpg
Кадр из фильма после реставрации


443300 (1).jpg
Кадр из фильма до реставрации

443300.jpg
Кадр из фильма после реставрации


К настоящему моменту работы полностью завершены и с 15 сентября фильм в формате 4К доступен для бесплатного просмотра на официальном Youtube-канале «Мосфильма». Любопытно, что на онлайн-экраны картина «Спортлото-82» выходит спустя ровно 40 лет своей премьеры в кинотеатрах Советского Союза!



СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

Восстановлением киноклассики «Мосфильм» занимается в сотрудничестве с Госфильмофондом РФ - именно там хранятся плёночные исходники картин (студии принадлежат юридические права на фильмы). В 2022 году специалистами ПК «Телекино и компьютерная графика» были уже отреставрированы несколько картин, в их числе «Берегите мужчин!» (реж. А. Серый, 1982), «История Аси Клячиной…» (реж. А. Кончаловский, 1967), «Живые и мёртвые» (реж. А. Столпер, 1964), «Сны» (реж. К. Шахназаров, А. Бородянский, 1993), «Невероятные приключения итальянцев в России» (реж. Э. Рязанов, 1973), «Гараж» (реж. Э. Рязанов, 1979).


Отреставрированные «Мосфильмом» картины были неоднократно представлены на главных международных кинофестивалях – Internationale Filmfestspiele Berlin (Берлин), Festival international du film de Cannes (Канны), Mostra Internazionale d’Arte Cinematografica (Венеция).


В 2017 году «Мосфильм» получил Гран-при Венецианского международного кинофестиваля за лучшую реставрацию в секции «Венецианская классика» за работу над фильмом «Иди и смотри» режиссера Элема Климова.


Все реставрационные работы Киноконцерн «Мосфильм» проводит полностью за счет собственных средств, без привлечения государственного или спонсорского финансирования. Фильмы доступны для бесплатного просмотра в онлайн-кинотеатре «Мосфильма» и на официальном Youtube-канале киностудии.