Версия для слабовидящих
3

Создатель музыкальных миров: Юрий Потеенко на творческой встрече со слушателями курсов «Мосфильма»

Главы
06 июня 2024
Редакция новостей
2537

Каждый фильм – это результат сложного творческого процесса, в котором участвуют люди самых разных специализаций. Особую роль в создании кинолент играет композитор. Именно он находит музыкальные средства выразительности, которые гармонично дополняют визуальный ряд и полностью погружают в атмосферу фильма. Композитор, словно невидимый волшебник, помогает зрителю не только увидеть историю, но и прочувствовать ее.


Слушателям курсов «Второй режиссер» и «Ассистент художника по костюмам» представилась возможность встретиться с выдающимся композитором Юрием Анатольевичем Потеенко, который приоткрыл им завесу над миром музыки в кино.
«Когда ты создаешь музыку – ты как Господь Бог. Ты конструируешь собственный мир, наполняешь его своими смыслами, объяснениями. Для меня сочинять музыку – это как дышать», - поделился Юрий Потеенко.
При создании музыкального сопровождения для фильма перед композитором стоит непростая задача, ведь киномузыка – особенный жанр. Главная ее задача – дополнить образ каждой сцены и добавить завершающий штрих к общему восприятию кинокартины зрителем. При этом киномузыка должна быть лишена собственной ярко-выраженной драматургической формы, в противном случае она становится главным раздражителем для зрителя. В этом заключается основная разница между киномузыкой и академической музыкой, у которой есть собственная драматургия, герои и кульминация.
Работа с классической музыкой является одним из непростых, но невероятно интересных направлений для композитора в современном российском кино. Ее нечасто выбирают в качестве центральной музыкальной темы фильма, так как она помещает историю в определенные рамки и смещает внимание зрителя. Зато ее можно эффектно использовать в отдельных эпизодах для придания особой выразительности. Для этого требуется филигранное умение режиссера чувствовать возможности классической музыки, ее совместимость с материалом.
Одним из важнейших качеств композитора можно назвать умение обобщать получаемые знания, впечатления и опыт и выражать их в музыке. Для этого композитору необходима постоянная практика, которая держит его в форме и готовит почву для новых идей. Также композитор должен уметь слышать режиссера и приходить к общему видению истории, ее темпа развития и раскрытия персонажей. Особенно важно совпасть во взглядах на кульминацию сцены, ведь от этого зависят образы героев в конкретном эпизоде. Умение совмещать в себе все эти качества и делает профессию композитора такой увлекательной и многогранной. По мнению Юрия Потеенко, творческая природа композитора наиболее точно отражена в фильме «Амадей» Милоша Формана.
«Фильм тронул меня до невероятной глубины души. Это единственный фильм, который я видел в жизни, в котором правдиво показана роль композитора, процесс сочинения, его поведение и образ», - признался Юрий Потеенко.
Юрий Потеенко – Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, композитор, дирижер, аранжировщик и музыкальный педагог. Пятикратный лауреат и четырехкратный номинант премии «Золотой орел» в категории «Лучшая музыка к фильму». В фильмографию Юрия Потеенко входят более 80 кинолент, в том числе картины «Мосфильма» - «Белый тигр», «Анна Каренина. История Вронского», «Решение о ликвидации», «Владивосток», «Хитровка. Знак четырех».