Версия для слабовидящих
3

Создание фильма «СОЛЯРИС» Андрея Тарковского – архивные материалы (часть 4)

30 ноября 2020
Гаянэ Амбарцумян
95

Мы продолжаем публиковать документы из архива Киноконцерна «Мосфильм», посвященные творчеству выдающегося режиссера Андрея Тарковского.

Части: 123, 4

Необходимо отметить, что все то время, пока шла подготовка к съемкам, продолжалась работа над сценарием. И хотя сценарий фильма «Солярис» уже не вызывал таких явных нападок и нареканий, как предыдущий фильм «Андрей Рублев», однако гладким путь к экрану у этой картины не был.

Прежде, чем перейти непосредственно к документам, приведем слова Андрея Тарковского о создании фильма «Солярис». И хотя данный текст не является частью архивных материалов, которые хранятся на Мосфильме, эта цитата позволяет понять, насколько важным было для режиссера отстоять свою трактовку сценария:

«... в конечном счете, о будущем можно говорить, только оценивая скрытое до поры до времени сегодняшнее. Что же касается романа Лема, то я полагаю, что это лучшее из его произведений. У нас [в фильме] кое-что изменилось. У Лема совершенно нет Земли, у него совершенно иначе решен финал.... У него там — человек, вставший на какую-то новую моральную ступень, решив в своей душе некий познавательный феномен, но именно потому, что он человек, он не теряет надежды... Мы же сделали финал, в котором Океан исторгает из себя новые трансформации, в основе которых — феномен того, как становятся человеком, — а именно мечту Кельвина: возвращение в свой дом. Для нас это было очень важно, потому что Земля — это наша родина, мы уже имеем сейчас право говорить, что нашей родиной является вся Земля. И мы не имеем права даже подумать о том, что можем освободиться от самых простых человеческих «вещей»: от любви, от деревьев, от воды..., то есть — от той Земли, которую мы обязаны нести в себе и сохранить во что бы то ни стало. В определенном смысле, в отличие от Лема, нам хотелось не столько посмотреть на космос, сколько из космоса на Землю. То есть, преодолев какой-то новый рубеж, взглянуть опять на самое начало — в духовном и моральном, нравственном аспекте...

Мне кажется, что человечество дошло в своем прогрессе, в процессе познания до такого порога, когда от него требуется не только здравый смысл и не только традиционная форма восприятия действительности. Сейчас от человека требуется перейти на более высокий нравственный уровень. То есть необходимо понять, что духовный мир человека, его внутренняя конституция должны же когда-то начать играть решающую роль в общении между людьми...

Сказать о том, [в чем состоит] главная идея фильма, нельзя — потому что, честно говоря, здесь несколько тем, несколько мотивов. Какой из них главный, сказать трудно. Для меня важно другое — причем, может быть, даже не самое главное. То, что нам ни в коем случае нельзя обесценить, потерять элементарное наше чувство, которое кажется нам элементарным, но которое человечество испытывает века и века. Это ощущение преемственности — и желание все-таки соизмерять свои желания со своими чувствами. И что для меня важно — это взгляд из космоса на Землю. Вот это самое главное: чтобы человек был человеком, чтобы он сохранил чувство собственного достоинства, чтобы его ничто не сломило, чтобы он не предпочел материальное духовному…. »

А. Тарковский. Пояснения к фильму «Солярис» (выступление перед зрителями; Восточный Берлин, март 1973 г.) журнал «Киноведческие записки». 1992 № 14

После работы над литературным сценарием ( см. предыдущие публикации) утвержденный Худсоветом VI Творческого Объединения ( в котором шла работа над «Солярисом») и руководством «Мосфильма» текст был направлен на утверждение Заместителю председателя Комитета по кинематографии при Совете Министров СССР В.Е.Баскакову.

В письме от 14 января 1970 года Генеральный директор «Мосфильма» В.Н.Сурин просит В.Е.Баскакова разрешить приступить к режиссерской разработке и включить фильм «Солярис» в производственный план на 1971 год. Студия предполагала, что на производство фильма потребуется 9 месяцев, однако в последствии этот срок неоднократно будет продлеваться.

 Письмо от 14 января 1970 в Госкино (опись 8, дело 1888, стр. 55)

Письмо от 14 января 1970 года в Госкино (опись 8, дело 1888, стр 55)

Здесь будет уместно вновь привести текст уже цитировавшегося в предыдущей публикации письма от 3 марта 1970 года, в котором Начальник главного управления Б. Павлёнок и Главный редактор сценарно-редакционной коллегии Главного управления художественной кинематографии (Госкино СССР) И. Кокорева сообщают Генеральному директору киностудии "Мосфильм" тов. Сурину В.Н. свои замечания по сценарию. Поскольку Госкино предполагало, что студия безропотно внесет все эти исправления, в этом же письме указывалось, что Главное управление включает фильм «Солярис» в тематический и производственный планы киностудии “Мосфильм” на 1971 год:

«Главное управление художественной кинематографии Кинокомитета СССР, рассмотрев просьбу студии, не возражает против включения в тематический план "Мосфильма" на 1971 год сценария Ф. Горенштейна и А.Тарковского "Солярис" /режиссер А.Тарковский/.

В последующей работе над фильмом Главк считает необходимым рекомендовать следующее:

1.Усилить и отчетливо провести как основополагающую намеченную в сценарии мысль о стремлении человека к познанию тайн Вселенной и к успешному осуществлению этой задачи.

Внеземная цивилизация не должна предстать на экране только как враждебная человеку сила.

Фильм должен убедить в том, что люди, несмотря на все трудности, не оставляют своих поисков и что сделанные ими открытия дают новую силу их мышлению и научным познаниям.

В связи с этим необходимо провести дальнейшую работу и над диалогом / в особенности в финальных сценах/, где все эти идеи должны найти точное выражение.

2.Определить точную стилистику фильма, отвечающую необходимой гуманистической концепции, исключающую возможность натуралистического показа непонятных человеку явлений и фантомов Соляриса. При кинематографическом воплощении образов фантастики на экране не должна нарушаться эстетическая мера. В экранное изображение не могут быть внесены элементы "Гиньоля"... (Гиньоль -  имя одного из персонажей французского театра кукол ярмарочного театра (тип «петрушки»), появившаяся в Лионе в конце XVIII—начале XIX века.. Позже оно стало употребляться как нарицательное для обозначения театра ужасов - прим. ред.)»

Письма Госкино о включении фильма в план и внесении исправлений ( опись 18, дело 220 – стр. 2-4)

Письма Госкино о включении фильма в план и внесении исправлений ( опись 18, дело 220 – стр. 2-4)

После этого разрешения приказами Генерального директора Киностудии «Мосфильм» Суриным В.Н №159 25 марта 1970 года и №177 от 31 марта 1970 года фильм «Солярис» запускался соответственно сначала в режиссерскую разработку до 30 марта 1970 года, затем в подготовительный период, который был установлен с 31 марта по 30 июля 1970 года:

Приказы от 25 и 31 марта и 1970 (опись 8, дело 1888, стр 57, 59)

Приказы от 25 и 31 марта 1970 года (опись 8, дело 1888, стр. 57, 59)

Оставить без внимания требования Госкино о внесении исправлений в сценарий было невозможно, поэтому еще до выпуска приказа № 177 от 31 марта 1970 года в тот же день состоялось заседание Худсовета VI Творческого объединения. В протоколе этого заседания сказано:

«Обсудив режиссерский сценарий к/к «Солярис», Худсовет отмечает, что авторы проделали значительную работу по прояснению некоторых философских и нравственных аспектов сценария, по более яркому выявлению характера героя, обрисовке времени действия и т.п.

В этой работе авторы отталкивались от тех замечаний и рекомендаций, которые были даны Комитетом по Кинематографии, Главной редакцией студии и Худсоветом объединения по литературному варианту сценария.

В режиссерском сценарии более отчетливо проводится мысль о стремлении человека к познанию тайн Вселенной, о его уверенности в успешном осуществлении поставленных задач.

В представленном варианте снято ощущение, что цивилизация Соляриса выступает, как враждебная человеку сила.

В режиссерском сценарии также проведена дальнейшая работа по уточнению стилистики фильма, отвечающей необходимой гуманистической концепции и исключающей возможность натурализма в показе фантомов Соляриса.

По мнению Худсовета, в сценарии соблюдена нужная мера в показе страшного и «сверхъестественного» на Солярисе.

В заключение члены Худсовета отметили, поскольку режиссёрский сценарий превышает объём одной серии, они считают возможным сделать фильм двухсерийным, и просят Комитет учесть такую возможность:

«...объем сценария выходит за рамки одной серии и по существу является материалом для 2-х серийного фильма. Однако Объединение не имеет возможности в настоящий момент выпустить к/к «Солярис» в 2-х сериях и оставляет этот вопрос до решения Комитета».

О необходимости увеличить количество серий в письме к директору Творческого Объединения Огородниковой Т.Г. в начале апреля 1970 года заявили режиссер-постановщик А.Тарковский и оператор фильма В. Юсов. Они особенно подчеркивали, что дополнительные сцены или герои в сценарий добавлены не были:

«Проведенная режиссерская разработка сценария "Солярис" выявила значительное увеличение метража - против ранее планируемого.

Метраж режиссерского сценария составил 4230 п.метров, т.е. сценарий требует двухсерийного воплощения.

Это увеличение вытекает из ранее утвержденного литературного сценария, т.к. творческая группа при разработке сценария не внесла никаких дополнительных элементов руководствовалась литературным сценарием полностью.

В связи с тем, что любое сокращение повлечет за собой ухудшение художественного уровня фильма, просим Вас ходатайствовать об утверждении фактического метража режиссерского сценария /4230 м./

Протокол заседания Худсовета от 31 марта 1970 (опись 8 дело стр 58 и письмо А.Тарковского о необходимости увеличения метража (опись 8, дело 1888, стр. 61)

Протокол заседания Худсовета от 31 марта 1970 года (опись 8 дело стр 58 и письмо А.Тарковского о необходимости увеличения метража (опись 8, дело 1888, стр. 61)

Художественный Совет VI Творческого объединения в свою очередь, рассмотрев на заседании 28 мая 1970 года представленный вариант режиссерского сценария, принял его со всеми дополнениями. Отметив, что все исправления ведут к значительному улучшению как содержания, так и стилистики будущего фильма, члены Худсовета в своем заключении все же просили авторов сократить некоторые сцены:

«...Представленная режиссерская разработка показывает, что авторы нашли тот стилистический ключ, который дает возможность передать на экране особенности романа С. Лема - занимательный сюжет, столь привлекательный для широкого зрителя, и острую нравственно-философскую проблематику.   Последняя - что особенно важно - возникает в сценарии из событийного ряда, из поступков героев, из положений, в которых они оказываются по ходу сюжета.

В режиссерском сценарии большое внимание уделено раскрытию психологии героев. По сравнению с литературным вариантом, особенно с первоисточником, их характеристики более конкретны и глубоки. Поступки героев мотивированы не  только сюжетно, но и психологически. Это делает и более обоснованной и более доходчивой нравственную проблематику фильма. Он будет содержать не только столкновение философских идей, но и борьбу характеров, страстей.

Общая гуманистическая концепция фильма исключает натуралистический показ фантомов и явлений Соляриса. Авторам удалось тактично, соблюдая необходимую эстетическую меру, отобрать детали страшного, которыми изобиловал роман. Страх - а в некоторых местах фильма зритель непременно должен его испытывать - вызывают не натуралистические детали, элементы   гиньоля, а атмосфера тайны, явления, необъяснимые с точки зрения земного бытия.

В режиссерском сценарии усилено оптимистическое звучание финала. Кроме этого, ряд сцен решен в поэтическом ключе, что придает произведению общий жизнеутверждающий пафос.

Принимая режиссерскую разработку сценария "Солярис", Художественный Совет рекомендует авторам во время подготовительного периода провести работу по сокращению некоторых затянутых сцен /особенно это касается первой, "земной" части сценария/, а также сократить и отредактировать диалоги».

Тарковскому пришлось согласиться на сокращения, и в дальнейшем речь шла об увеличении метража не до 4320м, а до 4000 м.

В процессе работы над сценарием авторам постоянно приходилось учитывать требования Госкино. 15 июня 1970 года бдительный Комитет настоятельно просил подтвердить, что требуемые в письме на «Мосфильм» от 3 марта 1970 года поправки внесены. 19 июня 1970 года Главному редактору сценарно-редакционной коллегии Главного Управления Художественной кинематографии Кокоревой И.А. было направлен ответ, в котором отмечалось, что авторам фильма удалось укрепить оптимистический настрой фильма и полностью избежать так пугающего руководство Госкино гиньоля:

«В связи с Вашим письмом за № 19/775 от 15 июня с.г. о состоянии работы над фильмом «СОЛЯРИС» сообщаем, что 28 мая с.г. режиссерский сценарий «Солярис» был обсужден Объединением с учетом рекомендаций Главной Редакции студии и Главного Управления Художественной кинематографии, изложенных в письме от 3.III с.г.

В режиссерском сценарии более отчетливо проведена мысль о позитивных возможностях человеческого познания и достижения контактов с внеземными цивилизациями.

Что касается стилистического решения фильма, то режиссерская разработка сценария даёт возможность полностью избежать элементов натурализма и гиньоля...»

 Требование Госкино от 15 июня 1970 г внести изменения и ответ от студии от 19 июня 1970 ( опись 8, дело 1888 стр. 58, 61)

Требование Госкино от 15 июня 1970 г внести изменения и ответ от студии от 19 июня 1970 ( опись 8, дело 1888 стр. 58, 61)

Руководство «Мосфильма» в свою очередь прислушалось к мнению как создателей картины, так и Худсовета Объединения, поэтому 17 июня 1970 года на имя Заместителя Председателя Комитета по Кинематографии при Совете министров СССР В.Н.Баскакова был отправлен исправленный режиссерский сценарий и письмо, в котором аргументировалась настоятельная необходимость увеличить метраж фильма. Генеральный директор «Мосфильма» В.Н.Сурин вновь отметил, что никаких новых эпизодов в сценарий внесено не было, но увеличение метража требуется для более глубокого и качественного воплощения уже утвержденного литературного варианта сценария:

«Киностудия "Мосфильм" направляет Вам для ознакомления режиссерский сценарий художественного фильма "СОЛЯРИС"/авторы сценария А.Тарковский и Ф.Горештейна, режиссер-постановщик А.Тарковский/, в котором учтены замечания Главного Управления Художественной кинематографии.

Режиссерская разработка сценария выявила значительное увеличение метража против ранее планируемого. В настоящем варианте метраж режиссерского сценария составляет 4000 м, т.е. 2 серии. Творческая группа при разработке сценария не внесла в него никаких дополнительных эпизодов и персонажей, полностью руководствуясь литературным вариантом, так что увеличение метража шло за счет режиссерской разработки литературного сценария

В режиссерском варианте работа велась над преодолением некоторой односторонности литературного источника / роман С .Лема /, который, хотя и в меньшей степени, но все же отмечен присущими этому жанру схематизмом и обедненностью характеристик персонажей. В сценарии А.Тарковского и Ф.Горенштейна / особенно в режиссерской разработке / герои обрели характеры, психологию, их поступки мотивированы.

В режиссерском сценарии также учтено, что изобразительная сторона научно-фантастического фильма, в свою очередь, требует увеличенного объема метража.

Картины Космоса, иных миров, "Соляриса", города будущего, все то, что должно будить воображение зрителя, увлечь и убедить его, требует тщательной деталировки, а, следовательно, и протяженности во времени. Не случайно лучшие фильмы научно-фантастического жанра, как правило, сняты в 2-х и более сериях.

Учитывая изложенное.прошу Вашего согласия на производство фильма "СОЛЯРИС" в 2-х сериях объемом 4000 м»

Заключение Худсовета от 28 мая 1970 г о режиссерском сценарии и письмо в Госкино (опись 8, дело 1888, стр 79, 81) 

Заключение Худсовета от 28 мая 1970 г о режиссерском сценарии и письмо в Госкино (опись 8, дело 1888, стр 79, 81)

Госкино решало этот вопрос больше месяца, однако 16 июля 1970 года увеличение метража до 4000 м и превращение фильма в двухсерийный было согласовано.

 Письмо 16 июня 1970 г от В.Баскакова В.Сурину - разрешение увеличиьт метраж и серии (опись 18, д.220, стр. 9)

Письмо 16 июня 1970 г от В.Баскакова В.Сурину - разрешение увеличить метраж и серии (опись 18, д.220, стр 9)

Все это время кроме работы над сценарием шла кропотливая работа по подбору актеров, созданию эскизов декораций и костюмов, выбору натуры и многое другое, что было необходимо сделать до начала съемок.

Продолжение следует...