Если отталкиваться от данных сайта Кинопоиск - с 1890-го по 2027-й год приблизительное суммарное количество снятых человечеством кинолент превысит 800-т тысяч. И это не считая сериалов! Цифра, что и говорить, ошеломительная. А между тем, какое количество фильмов, просмотренных лично вами, приходит на ум? Сколько картин запомнилось? Какие ленты действительно повлияли на вас, оставили след в душе? Два, три, четыре десятка фильмов. Если вы конечно не киноман, или человек, чья профессия напрямую связана с кинематографом.
За сто с лишним лет этот вид искусства прочно застолбил за собой статус самого продуктивного. Знал бы русский фотограф Иван Болдырев – изобретатель первой гибкой светочувствительной негорючей пленки, первопроходцем какой по своим масштабам индустрии он станет! Сегодня кинематограф – это не просто культурное явление, вид искусства, это гигантский целлулоидный пузырь, раздувающийся до невероятных размеров. И самое интересное – технологии только убыстряют его рост. Кино не просто доступно, оно везде! Не только в кинотеатре, но и по телевидению, дома, в машине, в спортзале, на экранах всевозможных гаджетов и пр. Давно понятно, что посмотреть все – абсолютно нереально, немыслимо посмотреть даже тот объем, что снимается за полгода, скажем, в любой развитой европейской стране.
Вопрос многоаспектный. Начнём с экономики. Кино, как известно, дело затратное. Это не писатель с ручкой и ноутбуком, не живописец с холстом, не композитор… Каждая лента – это миллионы, это огромное количество вовлеченных в кинопроизводство людей. Страшно даже представить объем средств, осваиваемый ежегодно мировой киноиндустрией. Учитывая же развлекательный характер большей части выдаваемой продукции, невольно сомневаешься – стоит ли оно того? В нашем-то, мягко говоря, проблемном мире… Да, определенным образом индустрия уже «двигает» экономику стран, но вопрос опять-таки к итоговой подлинной ценности этой работы.
К тому же, сегодняшние темпы производства волей-неволей девальвируют культурную ценность, содержательность самих фильмов до уровня газетного листка. И это не хорошо не плохо – сами формы жизни таковы, что как бы не старились продюсеры и режиссеры, не успеть зрителю – ни прочувствовать, ни задуматься над увиденным по-серьёзному. (Если такая задача, конечно, вообще стоит.) Информационный поток таков, что смывает всё!
Нужно признать, что фундаментальные вещи, главные смыслы человеческого бытия, в кино, как и в других видах искусства, были проговорены – проговорены талантливо, а порой и вовсе гениально. Кинематограф в лице своих знаменитых творцов (чтобы никого не обидеть обойдемся без фамилий) подарил нам подлинные шедевры, явил уникальный опыт осмысления мира и места человека в нем. Определенно, лучшие образцы кинематографического искусства сделали нас лучше, богаче духовно. И главное – эти картины «работают» до сих пор!
Так может быть, имеет смысл если не остановиться, то хотя бы немного замедлиться? Возможно ли это?
И все же остановиться невозможно. Покуда человечество живо – оно будет рассказывать истории. Жизнь продолжается и волей неволей осмысляется в искусстве. Кино же сегодня стало или, по крайней мере, претендует на самый адекватный способ подобного осмысления. Самый быстрый, самый популярный и все более доступный. Кроме того, очевидно, что с определенного момента целлулоидный пузырь кино растёт уже сам по себе, вырвавшись из-под власти своих создателей. Процесс его роста подобен росту вселенной. Если в 1970-е было снято 38,5 тыс фильмов, то за десятилетие 2010-2019 – уже более 303 тысяч картин! При желании в этом параллельном мире уже можно прожить всю жизнь. И тут уж каждый решает сам - окунаться ли ему в этот бесконечный и бурный поток в поисках редких жемчужин (а они всегда будут, ибо будут новые формы и смыслы жизни!) или искать ответы на свои вопросы в классике. Которая, как ни банально это прозвучит, всегда актуальна.
Позиция автора может не совпадать с позицией редакции сайта Mosfilm.ru
Изображение сгенерировано искусственным интеллектом.