Версия для слабовидящих
3

Сериал как вид искусства: хорошо забытая литература, подвид кино или принципиально новый жанр?

Главы
19 июля 2024
Евгений Долгих
368

В современной культурологии есть мнение, согласно которому XIX век являлся веком художественного романа, а ХХ стал веком кино. В отношении XXI века все чаще звучит определение «век телевизионных сериалов». Прогноз, конечно, смелый – ибо кто знает, что там впереди! Но за прошедшие почти двадцать пять лет телесериалы заняли весьма значимое место в повседневной человеческой культуре. В последнее время наблюдается устойчивый рост производства сериалов, растет и их художественный уровень – и речь не только о какой-то одной стране, это мировой тренд.


Широкий зрительский интерес к этому виду контента рождает в свою очередь мнение о том, что сериалы вообще превращаются едва ли не в отдельный новый художественный жанр. При схожести приемов, существующих и в литературе, и в кино, сериалы, тем не менее, вроде бы действительно являют собой нечто оригинальное – прежде всего, из-за своей отрывочной, но при этом, повторяющейся композиционной структуры, близкой по ритму к нашей сегодняшней жизни. И кажется, такая форма сегодня позволяет наиболее точно и оперативно осмысливать особенности человеческого существования на современном этапе. Но таким ли принципиально новым является этот формат?
Первое, что приходит на ум при слове «сериал» – это так называемые романы-фельетоны, снискавшие массовую популярность в XIX веке. Известные писатели той эпохи, тот же Чарльз Диккенс (да сам Лев Толстой с «Анной Карениной»!), публиковали свои произведения в журналах главами – отдельным изданием книги выходили позднее. Таким образом, читатель был вовлечен в сюжет, словно сегодняшний зритель сериала. Если смотреть шире - очевидно, что у сериалов есть общие черты с другими видами искусства (прежде всего с теми, в основе которых лежит повествование), созданными человечеством на протяжении тысячелетий: начиная от мифов и легенд Древней Греции и заканчивая современной прозой и кинематографом.

Так что же действительно радикально ново? Что заставляет нас порой откладывать все дела и проживать свою жизнь у телеэкрана? Ведь еще недавно сериалы считались малозначительным, даже «второсортным» жанром – «мылом», основывающимся исключительно на простой имитации обычной жизни. Вопрос этот широк и многоаспектен - ответить на него автор попытается, исходя из логики взаимоотношений сериалов с современным обществом. Сразу оговоримся – речь идёт о действительно качественных сериальных проектах с высокими рейтингами, ведь, как и кинофильмы, они бывают удавшимися и откровенно провальными.

Современное общество, как ни странно, в части потребления искусства мало чем отличается от античного. Также ценит эффектную завязку, создание сюжетного напряжения, крепкую интригу и неожиданный финал – словом, всё то, что было создано еще во времена Аристотеля. Однако, следует признать, что в лучших сегодняшних сериалах совершенно по-особенному сочетаются сюжетные перипетии, а авторы виртуозно подбирают к зрителю ключ личной привязанности к персонажам. К тому же, современные сериалы – даже исторические – во многом оказываются похожи на формы нашего современного бытия. Отсюда потребность возвращаться к их героям (вдобавок к увлекательному сюжету и качественной подаче). Впитав в себя гигантский культурологический пласт прошлого - мифы, эпос, роман и пр. – лучшие сериалы достигли пика художественной выразительности, если угодно, некой «зрелости» самого повествовательного жанра. При этом авторы сериалов наделены свободой, которой давно лишены создатели традиционного полнометражного кинематографа. Не стоит забывать, что современный зритель все время спешит, а разделение фильма на серии позволяют формату сериала органично войти в ритм нашей жизни.
Конечно, параллельно возникают неизбежные вопросы: какие ценности продвигаются посредством сериалов, учитывая их популярность среди молодого поколения? Насколько правдиво и честно отражают они реалии нашей жизни? Не занимаются ли манипуляцией общественного мнения? Дают ли они зрителю действительно что-то важное или, наоборот, примитивизируют просмотр, «отупляют» зрителя? Учитывая тот факт, что потребляется подобный формат, можно сказать, как фастфуд - на бегу.
Таким образом, подводя итог, наверное, было бы ещё слишком рано заявлять, что телевизионные сериалы являются главной формой искусства XXI века. Да, с одной стороны, это особенный жанр, но, с другой – вроде бы и не новый. Бесспорными представляются лишь самостоятельность и актуальность подобного формата. И вероятно тот факт, что массового зрителя традиционный кинематограф сериальному на данном этапе, всё же, уступил (впрочем, кино все равно активно смотрят онлайн). Хотя – что наша жизнь? Тот же сериал! И совсем не исключено, что на следующем сюжетном повороте зритель предпочтёт сериальной саге традиционный по хронометражу полуторачасовой фильм.

Позиция автора может не совпадать с мнением редакции Mosfilm.ru.

Изображение сгенерировано нейросетью.