22 января 2023 – исполнилось 125 лет со дня рождения Сергея Эйзенштейна (1898-1948), режиссера театра и кино, художника и сценариста, автора теоретических работ по искусству монтажа, воплотившего на киноэкране идею «тотального искусства». Mosfilm.ru – об основных этапах жизни и творчества одной из главных фигур в истории мирового кинематографа.
Сергей Михайлович Эйзенштейн родился 22 января 1898 года - на закате XIX века, но на заре кинематографа, настоящим и бессмертным символом которого ему и предстояло впоследствии стать.
Сергей Эйзенштейн - конец 1930-х гг.
Отец - Михаил Осипович Эйзенштейн - являлся городским архитектором Риги, семья жила в достатке. В 1906 году, во время Первой русской революции, Эйзенштейны уехали в Париж. Там Сергей впервые увидел кинофильм. По возвращении домой в 1908 году поступил в рижское реальное училище. Помимо основного образования, получал уроки игры на рояле и верховой езды. Учил три языка: английский, немецкий и французский; занимался фотографией, увлекался рисованием комиксов и карикатур.
Учился в Петроградском институте гражданских инженеров. После Февральской революции Эйзенштейн состоял милиционером Нарвской части. Весной 1917 года был призван на военную службу и зачислен в школу прапорщиков инженерных войск. В марте 1918 года поступил добровольцем в Красную Армию (работал художником по декорациям в армейской самодеятельности, в частности, разработал эскизы декораций к «Мистерии-буфф» Владимира Маяковского).
В 1921-22 годах учился на Государственных высших режиссерских мастерских (ГВЫРМ) под руководством Всеволода Мейерхольда, был режиссером театра Пролеткульта (поставил спектакли «Мексиканец», «Слышишь, Москва»).
Свой путь в кино Эйзенштейн начал с перемонтажа фильма Фрица Ланга «Доктор Мабузе, игрок». Тогда это была распространённая практика в отношении зарубежных кинокартин. В СССР перемонтированная лента Ланга вышла под названием «Позолоченная гниль». Затем при участии Пролеткульта Эйзенштейн задумал цикл из семи фильмов «От подполья к диктатуре». В итоге снята была только одна часть – под названием «Стачка», вышедшая на экраны 28 апреля 1925 года. Фильм назвали «революционным» и «новаторским» - молодой режиссер искал новые метафоры, экспериментировал с монтажем.
После успеха «Стачки» правительство поручило Эйзенштейну съёмки фильма «1905 год» по сценарию Нины Агаджановой-Шутко. Картина должна была охватывать основные события революции 1905 года, включая революционные волнения на Чёрном море и декабрьские бои в Москве. Однако времени на реализацию объемного сценария не хватало. В Одессе Эйзенштейн понял, что воссоздав на экране восстание на броненосце «Князь Потёмкин-Таврический», можно передать весь пафос революции. Съёмки велись на месте реальных исторических событий и на старом броненосце «Двенадцать апостолов». Премьера фильма «Броненосец «Потёмкин» состоялась 21 декабря 1925 года в Большом театре на торжественном вечере, посвящённом юбилею Первой русской революции. 18 января 1926 года картина вышла на экраны. Язык снова был новаторским – смелые метафоры, необычная композиция кадра, ритм киноповествования. Успех ленты во всём мире был беспрецедентным - позднее кинокритики признали его «Лучшим фильмом всех времён и народов». Сегодня ряд исследователей кино сходится во мнении, что фильм повествует не о революции, а об отрицании самодержавия и насилия, и о всеобщем братстве.
В 1927 году Эйзенштейн, его ученик Григорий Александров и оператор Эдуард Тиссэ приступили к работе над фильмом, посвящённом десятилетию Октябрьской революции. Эйзенштейн создал историческую эпопею о революционных событиях февраля — октября 1917 года в Петрограде. С помощью монтажа режиссёр попытался отобразить в фильме «Октябрь» такие понятия, как «царизм», «религия», «власть». В то же время, режиссер стремился к синтезу художественных образов и научных понятий в языке кино. Не все эксперименты режиссера были понятны зрителям. Возникли горячие дискуссии в прессе. Однако многие кинематографисты и старые большевики, участники революции, положительно оценили фильм Эйзенштейна. Под названием «Старое и новое» фильм вышел на экран 7 ноября 1929 года. Сегодня кадры из «Октября» воспринимаются как документальные и зачастую даже выдаются за историческую хронику.
19 августа 1929 года Эйзенштейн вместе с Григорием Александровым и Эдуардом Тиссэ отправился в зарубежную командировку, как было заявлено «для освоения звуковой кинотехники». Группа советских кинематографистов участвовала в Международном конгрессе независимого кино, который в замке Ла Сарра в Швейцарии. 5 сентября с участием «группы Эйзенштейна» был снят шуточный короткометражный фильм «Буря над Ла Сарра» о борьбе Независимого кино с Коммерческим. Во Франции был художественным руководителем экспериментального музыкального фильма Гр. Александрова «Сентиментальный романс». В Берлине консультировал режиссёра Михаила Дубсона в процессе съемок фильма «Ядовитый газ». Поездку на Запад Эйзенштейн использовал для пропаганды советской культуры, читая лекции во многих европейских городах.
С. Эйзенштейн, А. Тиссэ, Г. Александров (в центре) в Гамбурге
В апреле 1930 года Эйзенштейн заключил в Париже контракт с американской кинокомпанией Paramount. В Голливуде написал сценарии «Золото Зуттера», «Чёрное величество», «Американская трагедия». Эти работы высоко оценили Теодор Драйзер и Эптон Синклер, Чарльз Чаплин и Уолт Дисней, но Paramount воздержалась от их постановки. Хотя отзывы на сценарии были восторженными. Эйзенштейн, Александров и Тиссэ поехали в Мексику, где на деньги Синклера сняли киноэпопею «Да здравствует Мексика!», посвящённую исторической борьбе мексиканского народа. На завершение фильма не хватило средств. Продюсер обратился к руководству СССР с просьбой частично возместить свои затраты, но получил отказ.
Сергей Эйзенштейн (слева), Полетт Годдар, Чарли Чаплин, Григорий Александров
В мае 1932 года Эйзенштейн вернулся в Москву, в том же году стал заведующим кафедрой режиссуры Государственного института кинематографии. Написал несколько теоретических и публицистических статей и киносценариев, пробовал работать в театре. Однако его творческие замыслы не встретили поддержки. Эйзенштейн решил сделать упор на теоретические исследования и лекционные курсы. Впоследствии его статьи и лекции этого периода стали основой двух книг – «Смысл фильма» (1942) и «Форма фильма» (1949), где разрабатываются принципы цвета, звука и монтажа в кино. 8 января 1935 года на Первом Всесоюзном совещании творческих работников кинематографии Эйзенштейн выступил с докладом, в котором попытался определить своё место в новой политической и кинематографической ситуации, пересмотреть свои монтажные теории в соответствии с новыми требованиями кинематографа и обещал скоро включиться в производство. В 1935 году Эйзенштейн получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР – в связи с 15-летием советской кинематографии.
На занятиях во ВГИК
Весной 1935 года Эйзенштейн начал работу над фильмом «Бежин луг». В основу был положен действительный факт убийства пионера Павлика Морозова, который сообщил в сельский совет о сговоре своего отца с противниками коллективизации. Но тема и материал стали для режиссера лишь толчком для развития замысла об извечном конфликте отца и сына. В процессе работы над картиной Эйзенштейн подвергся жесткой критике со стороны государственных органов и даже выступал с опровержениями в печати. В итоге работа над фильмом была остановлена – считается, что единственная монтажная копия картины была утеряна (либо смыта по прямому указанию Сталина). На основе оставшихся материалов в 1967 году был смонтирован фотофильм.
На съемках картины "Александр Невский" (1938)
Нелегким оказался и путь к зрителю фильма «Александр Невский». Первоначальный литературный сценарий под названием «Русь» подвергся резкой критике. Пётр Павленко и Сергей Эйзенштейн дважды переписывали материал - с учётом замечаний историков. 1 декабря 1938 года фильм «Александр Невский» вышел на экраны и имел большой успех. Борьба русского народа с иноземными захватчиками в XIII веке в тот момент времени звучала как предупреждение-предчувствие новой войны с нацистской Германией. Однако сразу после подписания пакта Молотова – Риббентропа картина была изъята из проката. Тем не менее, за фильм «Александр Невский» Эйзенштейн получил орден Ленина, ученую степень доктора искусствоведения (без защиты диссертации) и Сталинскую премию I степени.
В октябре 1940 года он был назначен художественным руководителем киностудии «Мосфильм». В годы Великой Отечественной войны Эйзенштейн вел активную общественную деятельность, был включён в состав редколлегии по выпуску «Боевых киносборников». 6 октября 1941года был освобождён от обязанностей художественного руководителя киностудии на время работы над фильмом «Иван Грозный» вместе со студией выехал в эвакуацию в Алма-Ату.
Работа в Алма-Ате над картиной "Иван Грозный"
Историческая эпопея «Иван Грозный» стала последней киноработой Сергея Эйзенштейна. Первая серия «Ивана Грозного» вышла на экраны 16 января 1945 года и получила единодушное признание зрителей и критики как в Советском Союзе, так и за рубежом. В 1946 году Эйзенштейн был удостоен Сталинской премии I степени. Однако вторая серия под названием «Боярский заговор» подверглась критике в постановлении ЦК ВКП(б) о кинофильме «Большая жизнь» (от 4 сентября 1946 г.).
«Режиссёр Сергей Эйзенштейн во второй серии фильма «Иван Грозный» обнаружил невежество в изображении исторических фактов, представив прогрессивное войско опричников Ивана Грозного в виде шайки дегенератов, наподобие Ку-Клус-Клана, а Ивана Грозного, человека с сильной волей и характером, — слабохарактерным и безвольным, чем-то вроде Гамлета», - звучали в постановлении обвинения в адрес режиссера.
На съемках картины "Иван Грозный"
На экраны вторая серия «Ивана Грозного» была выпущена лишь 1 сентября 1958 года. Эйзенштейн тяжело переживал судьбу своего фильма. Он до последнего дня работал над его исправлением, продолжая заниматься теоретической, публицистической, педагогической и общественной деятельностью.
Умер Сергей Эйзенштейн в ночь с 10 на 11 февраля 1948 года - от сердечного приступа.
Сегодня самые авторитетные мировые киноведы едины во мнении о том, что Сергей Эйзенштейн стал настоящим автором кинематографа, превратив его из развлечения в настоящее искусство, а имя Эйзенштейн навсегда останется в истории кино. Кроме того, Эйзенштейну удалось создать особую школу режиссуры, в рамках которой он старался раскрыть в каждом из учеников их собственную индивидуальность. Среди знаменитых учеников Эйзенштейна - режиссеры Григорий Александров, Иван Пырьев, Станислав Ростоцкий, Эльдар Рязанов. Теоретические труды Эйзенштейна не устарели и сегодня, так как он занимался исследованием не специфики кино, а поиском его сходства с другими видами искусства. Влияние Эйзенштейна на мировой кинематограф колоссально и по сей день.
К 125-летию Сергея Эйзенштейна на мосфильмовской Аллее больших Мастеров был создан графический портрет выдающегося кинорежиссера, сценариста, теоретик искусства художника и педагога.
Фотографии - МОСФИЛЬМ-ИНФО