Версия для слабовидящих
3

«Руслан и Людмила»: цифровая реставрация изображения

11 августа 2023
Редакция новостей
487

На «Мосфильме» идёт покадровая реставрация изображения фильма одного из самых известных сказочников советского кинематографа Александра Птушко «Руслан и Людмила».

Александр Птушко снимал зрелищное кино: Каменный цветок» (1946), «Илья Муромец» (1956), «Сказка о потерянном времени» (1964) и др. В сказочные сюжеты его фильмов гармонично вписывались спецэффекты, и режиссёр для воплощения самых фантастических идей мастерски использовал комбинированные съемки.

«Руслан и Людмила» (1972) – не исключение, и именно поэтому является одной из самых сложных картин в реставрации. Помимо стандартных дефектов изображения, вызванных механическим повреждением самой киноплёнки, старением и неправильным хранением, также присутствуют дефекты, заложенные уже при съёмке самого фильма, в планах, где использовалась комбинированная съёмка: кадры с заменой фона и добавлением объектов сказочной реальности.

Для реставрации кинокартин на «Мосфильме» используют несколько программ: «Phoenix Refine», «Diamant-Film», «PfClean».

На первом этапе исправления дефектов изображения применяют автоматическую чистку. Однако после неё части тел персонажей и объекты, которые быстро двигаются в кадре, могут пропадать или наоборот, алгоритмы программы привносят свои артефакты, а пыль и грязь остаются и сливаются с фоном. Поэтому такая чистка – это только полдела, и после неё приходится проводить ручную коррекцию.

Для устранения каждого дефекта используется индивидуальный подход с подбором особой комбинации фильтров. Эта работа требует особого внимания, потому что некорректная настройка фильтров может привести к появлению новых дефектов изображения.

На киноплёнке самое слабое место – склейки. При эксплуатации склейки могут рваться, в этом случае на киноплёнке появляются дополнительные механические повреждения. Этот дефект так и называется: рваная склейка. Повторная склейка плёнки (в зависимости от ее типа – негатив, позитив и т.д.) производится, либо при помощи ультразвукового оборудования – самый надёжный и правильный способ, либо при помощи скотча или клея – менее надёжный способ, при использовании которого на плёнке могут оставаться следы.

До реставрации
До реставрации. На этом кадре видна рваная склейка, а так же белые пятна – дефекты с исходного материала

После реставрации
После реставрации

Еще один распространенный дефект - черные пятна (пыль) и черные царапины. Следующий кадр был снят при помощи комбинированной съёмки. Персонажа снимали на фоне, созданном при помощи проекции изображения с киноплёнки, на которой, вероятно, уже были повреждения. На заднем плане видны черные царапины, на изображении персонажа этих царапин нет.

img2a.jpg
До реставрации

img2b.jpg
После реставрации

Пятна и царапины разного цвета, в основном голубого и зеленого, появляются в результате повреждения эмульсии.

img4a.jpg
До реставрации

img4b.jpg
После реставрации

Побитости, горизонтальные или вертикальные маленькие, прерывистые (пунктирные) царапины, в основном возникают по краям киноплёнки в результате эксплуатации: прижимные ролики кинопроектора изнашивают и царапают киноплёнку, а обдув кадрового окна кинопроектора способствует налипанию пыли и грязи. В следующем кадре видна горизонтальная побитость и пятна на темном фоне, которые не убираются при автоматической чистке.

img3a.jpg
До реставрации

img3b.jpg
После реставрации

При долгом хранении плёнки возникает так называемое цветовое дыхание, которое проявляется в плавном изменении цвета. А при копировании фильма с негатива, или же при копировании на плохо настроенном копировальном аппарате могли возникать белые пятна (пыль), белые царапины – в большинстве случаев этот дефект негатива; плохая стабилизация изображения – проявляется дрожанием или смещением изображения и фликер – мерцание изображения.

 

Ожидайте премьеру отреставрированной кинокартины Александра Птушко “Руслан и Людмила” на YouTube-канале «Мосфильма».

 

СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Восстановлением киноклассики «Мосфильм» занимается в партнерстве с Госфильмофондом РФ, где хранятся плёночные исходники картин (студии принадлежат юридические права на фильмы). В 2023-м году в новом качестве изображения и звука были представлены: музыкальная комедия «Айболит-66» (реж. Р. Быков, 1966), драма «Охота на лис» (реж. В. Абдрашитов, 1980), мелодрама «Алые паруса» (реж. А. Птушко, 1961), комедия «За спичками» (реж. Л. Гайдай, 1980), комедия «Старики - разбойники» (реж. Э. Рязанов, 1971), кинороман «Бег» (реж. А. Алов, В. Наумов, 1970), приключенческий фильм «Новые приключения неуловимых» (реж. Э. Кеосаян, 1968), комедию «Ты – мне, я - тебе» (реж. А. Серый, 1977).

 

Ранее отреставрированные «Мосфильмом» картины были неоднократно представлены на главных международных кинофестивалях – Internationale Filmfestspiele Berlin (Берлин), Festival international du film de Cannes (Канны), Mostra Internazionale d’Arte Cinematografica (Венеция).

В 2017 году «Мосфильм» получил Гран-при Венецианского международного кинофестиваля за лучшую реставрацию в секции «Венецианская классика» за работу над фильмом «Иди и смотри» режиссера Элема Климова.

Все реставрационные работы Киноконцерн «Мосфильм» проводит полностью за счет собственных средств, без привлечения государственного или спонсорского финансирования. Фильмы доступны для бесплатного просмотра в онлайн-кинотеатре «Мосфильма» и на официальном Youtube-канале киностудии.