Версия для слабовидящих
3

«Руслан и Людмила»: премьера фильма в 4К

15 сентября 2023
Редакция новостей
194

Специалисты «Мосфильма» провели покадровую цифровую реставрацию изображения и звука советской двухсерийной картины «Руслан и Людмила». Последний фильм Александра Птушко по мотивам одноименной поэмы А.С. Пушкина, вышел на широкий экран в 1972 году, и по оценке критиков является вершиной творчества режиссера. С 19 -00 (мск) 15 сентября лента доступна для просмотра на официальном YouTube-канале «Мосфильма» в формате 4К. Подробнее о ленте и её создателях – в материале Mosfilm.ru.


«Руслан и Людмила». «Мосфильм», Творческое объединение «Юность», 1972 г.


Rulsan_i_Ludmila_poster.jpg
Оригинальный плакат фильма - 1972 г.

Жанр: сказка

Режиссёр: Александр Птушко

Авторы сценария: Александр Птушко, Самуил Болотин (на основе поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»)

В главных ролях: Валерий Козинец, Наталия Петрова, Владимир Фёдоров, Мария Капнист

Операторы: Игорь Гелейн, Валентин Захаров

Композитор: Тихон Хренников

Художник-постановщик: Евгений Серганов

Длительность:                149 мин

Язык: русский


СЮЖЕТ


По мотивам одноименной поэмы А.С. Пушкина. В день свадьбы доблестного витязя Руслана и Людмилы, дочери киевского князя Владимира, невесту похищает злой карлик Черномор. На поиски красавицы отправляются четверо: безутешный Руслан, хазарский хан Ратмир, князь Рогдай и кичливый Фарлаф. Множество трудных дорог пришлось преодолеть Руслану, претерпеть козни ведьм, леших, русалок, пройти сквозь горящий лес, в бою с гигантской Головой он добывает меч и узнает об источнике силы Черномора — его бороде. Освободив Людмилу, он везет ее спящую домой. Здесь-то его поджидает коварный Фарлаф. Он убивает спящего Руслана и похищает Людмилу. Но волшебник оживляет Руслана, чтобы тот смог разбить врагов русского князя. Руслан побеждает, разоблачает Фарлафа и силой любви пробуждает Людмилу.


ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ПОДБОР АКТЕРОВ


Сценарная заявка «Руслана и Людмилы» была подана режиссером Александром Птушко в 1969 году. Последняя работа ведущего сказочника советского кино – сложнопостановочная экранизация пушкинской поэмы, как указывает киновед Нина Спутницкая, «продираясь сквозь комиссии и худсоветы, была окрещена «апофеозом кича». На самом же деле этот фильм - уникальный опыт советского кино по введению в одной постановке множества конструкций, по-своему непревзойденный опыт.

025695.jpg
На съемках фильма - 1970 г.


«Я давно мечтал перенести героев бессмертной пушкинской поэмы на экран. Наш фильм задуман не как иллюстрация этого произведения. Мы хотим, чтобы весь изобразительный материал соответствовал духу великого литературного первоисточника. Создавая «Руслана и Людмилу» А.С. Пушкин исходил из совершенно фантастических образов народного фольклора. В то же время в поэме действуют и реальные исторические лица, находят отражение реальные события седой старины. Всё это должно найти отражение на экране», - отмечал Александр Птушко в интервью газете «Советская культура» в августе 1970-го года.



Первоначально на роль Руслана был утверждён Олег Видов, сыгравший Гвидона в «Сказке о царе Салтане»», но когда в августе 1970 года съёмочная группа выехала на натурные съёмки во Владимирскую область, где уже были отстроены декорации, Видов задерживался на другом проекте. Чтобы не допустить простоя съемочной группы, по инициативе главного оператора Игоря Гелейна на роль Руслана попробовали Валерия Козинца. Пробы понравились режиссеру, хотя артист должен был играть Рогдая, одного из трёх соперников Руслана.


Видов О Руслан стр 17 (оборот).jpg
Фотопробы Олега Видова


На роль Людмилы прочили Антонину Пилюс, однако роль досталась дебютировавшей в кино Наталии Петровой, — её предложила дочь режиссёра Наталья Птушко. Вместо Цецилии Мансуровой, утверждённой на роль Наины, в фильме снялась Мария Капнист.


В фильме состоялся актёрский дебют физика-ядерщика Владимира Фёдорова, сыгравшего Черномора, хотя на эту роль пробовался Ролан Быков. Владимир Фёдоров, в то время работавший в научно-исследовательском институте, обладал ростом в 130 см. Он прошёл кинопробы и был утверждён.


СЪЕМКИ


Кроме павильонов «Мосфильма» съёмки прошли в Ростове Великом, Владимире, литовском Тракае и в подмосковном Алабино. В августе и сентябре 1970 года съемочная группа работала под Александровом во Владимирской области. Выбор этого места режиссёр Птушко объяснял «исконно русским характером этой земли», а также её рельефом, который открывал широкие возможности для камеры. На территории Александровского кремля, близлежащих деревень Степково и Наумово, а также на берегу Дичковского озера выстроили древний город в натуральную величину.


p121.jpg
Съемка в павильоне "Мосфильма"


Для фильма выстраивались декорационно-технические сооружения: гридня Владимира, пещера Финна, светлица Наины, сад и дворец Черномора, пристань древнего Киева, «Замок двенадцати дев», Золотые ворота, Голова великана. Александр Птушко, не смотря на болезнь и ультиматум медиков работать не более четырех часов в сутки, лично следил за строительством декораций и их правильной установкой. Именно режиссер предложил операторам «метод блуждающей маски». Это определенный вид съемки, при котором изображение сцены с участием актеров накладывается на фон, отснятый в другое время и в другом месте. В этом случае сцену снимают на черном фоне, а затем силуэтную картинку используют в качестве подвижной, «блуждающей» маски.


025743.jpg
Натурные декорации

 

В масштабных батальных сценах битвы с печенегами было занято около двух тысяч человек. Использовалось большое количество реквизита, применялись трюки каскадёров и новаторские приёмы комбинированных съёмок: в эпизодах полёта карлика Черномора, говорящей головы великана-богатыря.

Закадровую песню во дворце Черномора «Утешься, милая княжна» исполнил певец Муслим Магомаев. Для музыкального оформления финала картины использовались записи колокольного звона храмов Ростова Великого.


p118.jpg
На съемках фильма "Руслан и Людмила"


ПРЕМЬЕРА


В год премьеры фильм «Руслан и Людмила» стал одной из самых кассовых картин советского проката, собрав в кинотеатрах около 35 миллионов зрителей на каждую серию. Лента превзошла по сборам предыдущие работы мастера – «Садко» и «Сказку о царе Салтане».


«Каждый раз, когда идёшь на новую картину одного из старейших наших режиссеров – Александра Лукича Птушко, невольно задаешь себе вопрос: неужели он сможет еще чем-то удивить меня? Ведь сколько киноволшебств и киночудес уже возникло перед восхищенными взорами взрослых и детей в его фильмах, начиная от «Золотого ключика» и кончая «Сказкой о царе Салтане». Есть же, наверное, предел изобретательности, выдумки, изощренной фантазии, технического умения. Смотришь «Русла и Людмилу» и понимаешь: такого предела для режиссера нет.

Он придумал, осуществил и снял не только все чудеса и превращения, какие есть в поэме Пушкина, но и нашел новые возможности для них. В фильме вы увидите эпизоды, целиком сочиненные режиссером. Возникают сцены и картины красочные, даже роскошные…» - сообщало читателям издание «Спутник кинозрителя» в январе 1973 года.



В 1976 году сказка «Руслан и Людмила» получила специальную премию жюри на Международном кинофестивале детских и юношеских фильмов в итальянском городе Салерно.


1971.08 №16 Сов экран.jpg
Журнал "Советский экран" (№16, 1971)


РЕСТАВРАЦИЯ


Покадровую реставрацию изображения и звука фильма «Руслан и Людмила» в течение трех месяцев выполнили специалисты ПК «Телекино»: реставраторы - Михаил Тусматов, Марина Алексахина; сканирование - Евгений Верлочёв; цветокоррекция – Ирина Агафонова; звук – Игорь Валиев. Подробнее о реставрации читайте здесь.


Напомним, что процесс реставрации делится на два параллельных этапа — это работа с изображением и звуком. Первоначальная оцифровка материала используется для работы со звуком: ликвидация щелчков, посторонних шумов, то есть очистка фонограммы от разнообразных звуковых дефектов, возникших как на съемочной площадке, так и в период хранения пленки. Затем производится перенос изображения с пленки на цифровой носитель. Компьютерная реставрация видеоряда фильма занимает больше времени, чем звукового ряда и длится около месяца (в зависимости от сложности материала). Перед реставраторами стоит задача определиться с цветовым решением картины и провести цветокоррекцию. Различные дефекты, вызванные механическим воздействием на пленку, например царапины, устраняются с помощью компьютерной чистки и стабилизации изображения. Затем происходит слияние отреставрированного звука и изображения.

RIL__1.21.1.jpg
Кадр до реставрации

RIL__2.1.2.jpg
Кадр после реставрации


К настоящему моменту работы полностью завершены и с 19 -00 (мск) 15 сентября фильм доступен для бесплатного просмотра на официальном Youtube-канале «Мосфильма» в формате 4К. Также картину можно будет посмотреть на всех официальных ресурсах киностудии в Сети (VK Видео, Rutubе, онлайн-кинотеатр «Мосфильма»).


СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ


Восстановлением киноклассики «Мосфильм» занимается в партнерстве с Госфильмофондом РФ, где хранятся плёночные исходники картин (студии принадлежат юридические права на фильмы). В 2023-м году в новом качестве изображения и звука были представлены: музыкальная комедия «Айболит-66» (реж. Р. Быков, 1966), драма «Охота на лис» (реж. В. Абдрашитов, 1980), мелодрама «Алые паруса» (реж. А. Птушко, 1961), комедия «За спичками» (реж. Л. Гайдай, 1980), комедия «Старики - разбойники» (реж. Э. Рязанов, 1971), кинороман «Бег» (реж. А. Алов, В. Наумов, 1970), приключенческий фильм «Новые приключения неуловимых» (реж. Э. Кеосаян, 1968), комедия «Ты – мне, я - тебе» (реж. А. Серый, 1977), приключенческий фильм «Корона Российской империи» (реж. Э. Кеосаян, 1971), драма «Братья Карамазовы», реж. И. Пырьев, заканчивали постановку 3-й серии – М. Ульянов, К. Лавров, 1968).

Ранее отреставрированные «Мосфильмом» картины были неоднократно представлены на главных международных кинофестивалях – Internationale Filmfestspiele Berlin (Берлин), Festival international du film de Cannes (Канны), Mostra Internazionale d’Arte Cinematografica (Венеция).


В 2017 году «Мосфильм» получил Гран-при Венецианского международного кинофестиваля за лучшую реставрацию в секции «Венецианская классика» за работу над фильмом «Иди и смотри» режиссера Элема Климова.

Все реставрационные работы Киноконцерн «Мосфильм» проводит полностью за счет собственных средств, без привлечения государственного или спонсорского финансирования. Фильмы доступны для бесплатного просмотра в онлайн-кинотеатре «Мосфильма», официальной группе «Вконтакте» VK Видео и на официальном Youtube-канале киностудии.


Фото: Мосфильм-Инфо