18 марта 2024
Анна Резанова
2417
Об одном эскизе А. Борисова к фильму "Служебный роман"
Как известно, за создание обстановки, в которой должны взаимодействовать персонажи, отвечает художник-постановщик.
В советском кино к декорациям и костюмам относились с особым вниманием. Эскизы декораций утверждались режиссером, затем Художественным советом студии и только после этого сдавались в разработку в Архитектурно-конструкторское бюро при Отделе декоративно-технических сооружений (ОДТС), а эскизы по костюмам - в отдел подготовки съемок.
Кроме задач, поставленных режиссером по интерьеру, художник мог от себя добавить какие-то интересные детали для раскрытия характера героя или сюжета.
Замечательный художник "Мосфильма" Александр Борисов, работавший на картине Эльдара Рязанова "Служебный роман", придумал все интерьеры статистического учреждения, в том числе приемную директора Калугиной.
Как же художник видел секретаря Калугиной Верочку - героиню актрисы Лии Ахеджаковой? Изюминка Верочки - "неисправимая" тяга ко всему модному. Но персонаж не так интересен, если в нем отсутствует внутренний конфликт. У Верочки такой конфликт как раз есть: она не очень счастлива в личной жизни, но мечтает о детях. А. Борисов обозначил в эскизе эту сторону жизни Верочки, разместив на стене возле стола табличку, вырезанную из газеты "Правда" о знаменитостях, которые родились у их родителей в довольно позднем возрасте. Так, папе Петра Первого - Алексею Михайловичу было 43 года, отцу П.И.Чайковского - 45 лет, отцу С.В.Ковалевской - 49...
Эта трогательная деталь не попала в картину. Вместо нее создатели фильма дополнили интерьер Верочки репродукцией "Джоконды" Леонардо да Винчи, выполненной по сюжету с помощью "вычислительной машины Боровских".
"Мона Лиза" является довольно распространенным кинообразом, соединяющем в моменте вечное и современное, сиюминутное. И чем нелепей копия, тем острее мы должны чувствовать этот момент.
Так создавали кино...