25 сентября 2020 года Россия отмечает 100-летие со дня рождения выдающегося кинорежиссера, сценариста, актера Сергея Фёдоровича Бондарчука (1920 – 1994).
Почти каждая биография Сергея Фёдоровича начинается со слов, подчёркивающих невероятную силу и величие этого человека. Его называли гигантом, титаном. "Глыбища!" - говорил о нём режиссер и актер Евгений Матвеев. И действительно Бондарчука хочется сравнивать с русским былинным богатырём, который сражался на поле кинематографа, руководя целыми армиями и огромными массами людей, всегда добивался воплощения в фильме своих замыслов, и помешать ему в этом не могли ни люди, ни обстоятельства, ни трудности.
Сергей Фёдорович Бондарчук родился 25 сентября 1920 года в Белозёрке (ныне Херсонская область, Украина). Просторы Херсонщины оставили неизгладимое впечатление в душе Бондарчука. Степи представали перед его взором всю его жизнь, просились и приходили в его фильмы.
Вспоминаю я бабку-сербку, деда-болгарина, хутор, где проживали 35 национальностей, а первые поселенцы были аж из Албании. Так во мне переплелись украинская, болгарская и сербская ветви. Хутор наш Белозерка расположен в 12 километрах от Херсона... Воспоминания у меня о детстве самые яркие... Ходил я за горизонт. Искал, где же он кончается. Это было интересно. И так меня потрясло, что никак не могу дойти. О подобных ощущениях я впоследствии прочитал у Шевченко, у Франко, "як вин шукали конец света". (Ильичев С. "Вдохновение посещает только талантливых" [Воспоминания, записанные в беседе с С.Ф.Бондарчуком] // Правда. г.Москва. - 1992 - 27 сентября).
В 1927 году семья Сергея Бондарчука переехала в Таганрог, а в 1932 г. - в Ейск. В Ейске - Сергей впервые увлёкся театром – начал посещать театральный кружок. В 1937 году поступил в театральное училище Ростова-на-Дону, окончил его прямо перед войной. С. Ф. Бондарчук прошёл всю войну солдатом, был демобилизован только в 1946 году.
В 1948 году Сергей Бондарчук окончил актёрский факультет ВГИКА - мастерскую С.А.Герасимова. Первой значимой актёрской работой в кино стала роль подпольщика Валько в картине С.А.Герасимова "Молодая гвардия". Актёрская игра Сергея Бондарчука вызвала огромный интерес зрителей. "Когда картину посмотрел знаменитый Всеволод Пудовкин (премьера 1-й серии состоялась 11 октября 1948 года), он изрек в сторону Бондарчука: "Вот артист, который вошел на экран, как танк..." (Раззаков Ф. Сергей Бондарчук).
А исполнение роли Тараса Шевченко в 1951 г. в фильме И.А.Савченко С.Ф.Бондарчук было отмечено самим И.В. Сталиным… Сын Сталина Василий позвонил Сергею Фёдоровичу и пригласил в ресторан «Арагви», хотя Бондарчук усомнился в правдоподобности происходящего, подумав, что это чья-то шутка, но к ресторану подъехал.
«Режиссёра встретили у входа и проводили в отдельный кабинет, где действительно сидел сын Сталина Василий и известный футболист Всеволод Бобров. Василий Сталин положил перед Бондарчуком журнал «Огонек» с портретом Бондарчука в роли Шевченко на обложке. Под портретом подпись: «Заслуженный деятель искусств РСФСР Сергей Федорович Бондарчук». «Заслуженный деятель» было зачеркнуто ручкой, а сверху написано: «Народный артист СССР». И подпись – «И.Сталин». (Данелия Г. Безбилетный пассажир.- М.: Эксмо, 2005. – 69-70).
После этого в 1952 г. в возрасте всего 32 лет актёр получил Сталинскую премию и звание Народного артиста СССР.
Роль Т.Шевченко произвела впечатление не только на Иосифа Виссарионовича. Режиссер Владимир Наумов рассказывал:
"Сергей играл с такой силой, что и актеров в кадре, и всех, кто был на площадке, била дрожь. Марк Бернес (один из любимых актеров Савченко, в "Тарасе Шевченко" он играл благородного капитана Косарева) после той съемки мне сказал: "По-моему, Бондарчук гипнотизер. Ничуть не слабее Вольфа Мессинга. Он обладает огромной силой внушения". В нем действительно чувствовался магнетизм, который мог проявиться в любой момент и покорить окружающих.(Наумов В. Он был настоящим другом// Сергей Бондарчук в воспоминаниях современников.- М., 2003.- с. 30)
В 1954 году Сергей Бондарчук снимался одновременно в трёх картинах: у режиссера Самсона Самсонова в "Попрыгунье" по А. П.Чехову он играл Дымова, у Фридриха Эрмлера в "Неоконченной повести" кораблестроителя Ершова и у Сергея Юткевича – Отелло.
С ролью Дымова в «Попрыгунье» Бондарчук справился великолепно. Вот, что писал критик того времени:
Дымова блестяще играет артист С.Бондарчук. Впрочем, «блестяще», «играет» - это не те слова, которые могут передать то ощущение правдивости, достоверности, искренности всего поведения Дымова-Бондарчука, которое с первого же появления на экране охватывают зрителя. Дымов-Бондарчук скуп на внешние выражения чувств: сдержанны и спокойны его движения, он очень скромен, а потому немногословен, мало говорит о себе, о своей работе. Он даже немного застенчив, когда попадает в компанию своей жены – «попрыгуньи» Ольги Ивановны. Но, несмотря на всё это, а может быть и благодаря этому, с экрана предстаёт перед нами человек большого обаяния и душевной чистоты. (Гвелесиани С. «Попрыгунья»// Заря Востока. г.Тбилиси. – 1955.- 29 июня.
С. Бондарчук (Дымов), Людмила Целиковская (Дымова)
к/к «Попрыгунья»
«Отелло» С. Юткевича критики встретили более сдержанно. Однако фильм имел успех, в 1956 г. был удостоен Приза за «Лучшую режиссуру» в Каннах и Золотой медали на МКФ в Дамаске.
…Отелло… Работая над этим образом, я познакомился с творчеством многих исполнителей этой роли: Бёрбеджа, Мочалова, Сальвини, Остужева, с режиссёрской разработкой Станиславского. Меня волновали бесчисленные суждения о венецианском мавре: и полемически острые, и философски уравновешенные. Этот путь я проделал вместе с добрым и умным режиссёром Сергеем Юткевичем.
После выхода фильма критика встретила нового Отелло сдержанно. Раздавались упрёки в приземлённости образа, отсутствии у мавра вулканических страстей.
Не стану спорить с критиками по поводу моих актёрских просчётов. В чём-то «не дотянул», где-то, наоборот, «переиграл», и всё-таки хочется сказать, каким мне видится этот образ.
Отелло велик тем, что принадлежит к общему человеческому братству. Обнажить это человеческое начало, освободив при этом образ от псевдоромантических наслоений, и есть задача актёра. И я сознательно стремился снять Отелло с котурн, сделать его до земного земным. Не Дездемону карает он, поверив Яго, а мир лжи и подлости.
(Бондарчук Сергей. Желание чуда. – Москва, 1981)
к/к «Отелло» (реж. С.Юткевич, 1955 г.)
В самом начале 1957 года Бондарчук загорелся идеей экранизировать рассказ М.Шолохова «Судьба человека». Рассказ был опубликован в двух номерах «Правды» - 31 декабря 1956 и 1 января 1957 года и произвел неизгладимое впечатление на Сергея Фёдоровича.
Хорошо помню день, когда на страницах «Правды» появился замечательный рассказ М.Шолохова «Судьба человека». Рассказ потряс меня до глубины души. И моими мыслями и чувствами завладело горячее желание сыграть роль Андрея Соколова. Еще не было ни сценария, ни съемочной группы, не было даже разговоров о будущем фильме, а я уже знал, что должен отдать этой роли все свои силы, все вдохновение. Но чем больше я думал об этом, чем больше, «вживался в образ», тем яснее становилось, что одних только актерских средств мне мало для работы над ним, что два человека — режиссер и актер — как бы ни были близки их творческие взгляды, не смогут воплотить образ Андрея Соколова во всей его цельности так, как его задумал Шолохов.
И тогда зародилась мысль — самому поставить фильм о судьбе Андрея Соколова. Снимаясь в кино, я давно мечтал о самостоятельном фильме, о режиссуре учился у лучших мастеров. «Судьба человека» стала первым практическим воплощением этих замыслов.(Судьба человека. Беседа с народным артистом СССР С.Ф.Бондарчуком // Московская правда. 12 апреля 1959)
Съемки картины начались 17 июля 1958 года. А в апреле 1959 года фильм вышел на экран.
В этом фильме, созданном в эпоху «оттепели», как и в вышедшей на экраны в 1957 году картине М.Калатозова «Летят журавли», сильно и открыто был акцентирован интерес не просто к событиям войны, а к переживаниям, чувствам и мыслям живого человека. Фильм затронул каждого зрителя, эффект от картины был мощный и несокрушимый.
Одна из крупнейших английских газет, предваряя знакомство кинозрителей с "Судьбой человека", написала: "Если вы действительно хотите понять, почему Советская Россия одержала великую победу во второй мировой войне, посмотрите этот фильм". (Раззаков Ф. Сергей Бондарчук.)
За картину «Судьба человека» в 1960 г. С.Ф. Бондарчук и оператор В.В. Монахов получили Ленинскую премию.
С. Бондарчук (Андрей Соколов), Паша Борискин (Ванюшка)
к/к «Судьба человека» (реж. С.Бондарчук, 1959 г.)
Основоположник итальянского неореализма Р. Росселини был так поражён актёрской игрой Бондарчука в «Судьбе человека», что пригласил его в свою картину «В Риме была ночь» на роль русского военнопленного. Сценарий Бондарчуку не понравился, но он согласился играть в фильме после внесения ряда изменений - переименовал героя из Ивана в Фёдора и наделил своего персонажа индивидуальными чертами. Картина вышла на экран в 1960 году.
В 1960 году Бондарчук снялся в дебютной картине молодых режиссеров Георгия Данелия и Игоря Таланкина «Серёжа» по одноимённому рассказу Веры Пановой. Сергей Федорович сыграл Коростелёва, отчима мальчика, а по сути человека, ставшего для ребёнка настоящим отцом.
С. Бондарчук (Коростелёв), Б. Бархатов (Серёжа)
к/к «Серёжа» (реж. Г. Данелия, И. Таланкин, 1960 г.)
В 1961 году Бондарчук приступил к экранизации романа Л.Н.Толстого «Война и мир». В течение шести лет режиссёр и его съёмочная группа трудилась над киноэпопеей. Эта картина стала беспрецедентной и непревзойдённой в советском кинематографе по масштабности, затрате материальных средств, а также - творческих и физических усилий огромного количества людей. Фильм имел большой успех в СССР и за его пределами. Особенно поразила зрителей разворачивающаяся картина боевых действий, снятых с предельной тщательностью и размахом. Картина получила множество наград на международных фестивалях, в том числе Премию «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке.
Кадр из к/к «Война и мир»
После мирового признания фильма «Война и мир», итальянские кинематографисты пригласили Сергея Федоровича для создания картины «Ватерлоо» (1969 г.)
Режиссёр работал над картиной, стараясь также воплотить ее в духе Л.Н. Толстого: «Ватерлоо», я делал, находясь под сильнейшим обаянием поэтики Льва Толстого, его эстетических принципов. Более того, считал её продолжением толстовской темы. И Род Стайгер, снимавшийся в роли Наполеона, не раз вспоминал Толстого, «Войну и мир», нашу картину и прежде всего образы, созданные в ней актёрами». (Бондарчук Сергей. Желание чуда. – Москва, 1981)
На съёмках к/к «Ватерлоо», 1969 г.
С.Ф.Бондарчук неоднократно отмечал, что он снимал эту и свои другие картины, даже чеховскую «Степь» и шолоховский роман «Они сражались за Родину», именно через толстовское понимание картины мира и его восприятие человека.
После съёмок «Ватерлоо», устав от изнурительной режиссуры, Сергей Федорович сократил свою актёрскую деятельность, и с 1970 по 1974 годы он снялся в главных ролях в немногих картинах: «Дядя Ваня» А. Кончаловского в роли Астрова, «Молчание доктора Ивенса» Б. Метальникова, «Выбор цели» (И. Таланкина), «Такие высокие горы» Ю.Солнцевой.
С. Бондарчук с режиссёром А.Кончаловским, оператором Е. Гуслинским
на съёмках к/к «Дядя Ваня», 1970 г.
Близился 40-летний юбилей Великой Победы. В это время Сергея Федоровича пригласили в Министерство обороны, где министр А.Гречко предложил режиссёру снять картину о битве за Кавказ, в которой участвовал сам маршал Гречко. Однако Бондарчук решил вернуться к своему любимому М. Шолохову и экранизировать его незаконченный роман «Они сражались за Родину».
Произведение «Они сражались за Родину» - о горьких, трагических днях войны, когда русский народ терпел поражение и отступал. Вновь режиссер обратился к теме личных переживаний простых солдат на войне.
В этой картине сыграли замечательные советские актеры: Василий Шукшин, Вячеслав Тихонов, Юрий Никулин, Георгий Бурков, Николай Губенко, Иван Лапиков. Роль Ивана Звягинцева в фильме Сергей Бондарчук исполнил сам.
Каждый кадр, отснятый прекрасным оператором Вадимом Юсовым, теперь обрёл особую ценность. Ведь мы снимали фильм о неизбывности, необоримости жизни, и потому нашей главной целью было осмыслить события сурового 1942 года, показать дух воинов, истоки будущей победы, обстановку и атмосферу, в которых она зарождалась. Наверное, рано или поздно, но я всё-таки пришёл бы к картине о Великой Отечественной войне. Хотя бы потому, что сам принадлежу к поколению, которое война застала в расцвете сил, которое принимало в ней участие и отплатило жизнями своими за радость мирной жизни. Война до сих пор живёт незаживающей раной в душе. Наверное, потому и сам я надел солдатскую шинель и сыграл в фильме роль Звягинцева. (Бондарчук Сергей. Желание чуда. – Москва, 1981)
После просмотра фильма Художественным советом «Мосфильма» 2 апреля 1975 года режиссер Юлий Яковлевич Райзман произнёс: «Я думаю, что сегодня будет очень трудно говорить, потому что есть картины, после которых хочется поболтать. Поговорить, обменяться мнениями. А этот фильм вызывает у меня желание помолчать, подумать и понять, что такое сила искусства, эмоциональная сила. Мы прожили какой-то кусок жизни с этими людьми. Я первый раз на экране, смотря фильм о войне, увидел человеческие судьбы, живых настоящих прекрасных людей, я им поверил до конца – всему, что они делали, как они жили, как говорили, и они мне стали бесконечно дороги. Я смотрел на Шукшина и для меня сейчас он уже погиб на войне, его смерть связана с этим образом, который сделан превосходно – образ живого, прекрасного человека. Я не могу ничего сказать кроме этих бессвязных слов, потому что действительно впечатление огромное». (Стенограмма заседания Художественного Совета киностудии… Обсуждение двух фильмов «Они сражались за Родину»).
С. Бондарчук в роли Звягинцева в к/к «Они сражались за Родину», 1975 г.
Ещё после съёмок «Судьбы человека» Бондарчук мечтал экранизировать повесть А.П.Чехова «Степь». Однако осуществить эту постановку получилось только в 1977 году. Наконец-то Сергей Фёдорович смог отдохнуть от «баталий» – на просторах Хомутовской степи, где снимали картину, и погрузиться в поэзию классического произведения. Но кроме собственно чеховского мироощущения, режиссер привнёс в картину и философию космизма, приверженцем которой он был. Степь, как и земля в «Войне и мире», снятая с высоты птичьего полёта, с колышущимся ковылём, предстаёт как образ всего живого, космоса, мира таинственного и непостижимого, перед величием которого люди замирают. И каждый отдельный человек, как микрокосм, имея неповторимый, индивидуальный характер, несёт в себе и черты вечного.
Сразу же два образа, многоликих, как сама жизнь, возникают в фильме: степь и люди. Степь втянула людей в свое пространство и как будто приняла на себя черты каждого из них порознь и всех вместе. В своей заброшенности она выражает общую горемычную судьбу. Это слияние, «переливание» друг в друга природы и людей создает сложное звучание фильма. (Капралов Г. Как эти выходы в степь хороши!// Советский экран.- 1978.- № 12.- с. 2)
С. Бондарчук на съёмках к/к «Степь», 1977 г.
В 1978 году Сергей Федорович снова встретился с творчеством Л.Н.Толстого – сыграл роль отца Сергия (Степана Касатского) в картине И.Таланкина «Отец Сергий». По словам самого режиссёра фильма – никого, кроме Бондарчука в этой роли он видеть не мог.
С. Бондарчук с режиссёром И. Таланкиным на съёмках фильма «Отец Сергий», 1978 г.
В 1980 году Сергей Бондарчук вернулся к эпическому кинематографу, сняв картину "Красные колокола", состоявшую из двух фильмов: "Мексика в огне" и "Я видел рождение нового мира". Этот фильм получил международную премию "Академии Симба" (Италия), приз Всесоюзного кинофестиваля (1983) и через год - Государственную премию СССР.
В 1985 году на экраны вышла новая картина С.Ф.Бондарчука «Борис Годунов». Однако в стране произошли большие перемены. Бондарчук оказался неугодным в новой кинематографической среде. В 1986 г. на пятом съезде кинематографистов СССР молодые режиссёры решили «сбросить с корабля современности» фигуры «ретроградов» советского кино – из членов правления были изгнаны С.Бондарчук, Е.Матвеев, С.Ростоцкий, Л. Кулиджанов. С.Бондарчуку не нравилось происходящее, в меняющемся мире он хотел остаться самим собой: «Лично я не собираюсь менять ни своего отношения к жизни, ни к искусству, ни к людям. Я читал и буду читать те книги, которые любил, буду делать те фильмы, которые считаю нужными людям».
С. Бондарчук в роли Бориса Годунова
Всю свою жизнь Сергей Фёдорович мечтал экранизировать «Тихий Дон» М. Шолохова. В 1990 года в Риме был подписан договор с компанией "Интернационал синема компани" ("И-чи-чи") о съёмках фильма. Изменившаяся реальность столкнула режиссёра с новым, непривычным типом сотрудничества – с продюсерами. Ирина Скобцева вспоминала о муже: «Он по рукам и ногам был связан контрактом, который запрещал ему заниматься какой-либо другой работой в кино. А в последние месяцы находился в страшной депрессии. Едва ли не каждое утро Сергей Федорович просыпался с тяжёлым вздохом: «Ну что же мне делать с этими бандитами? Что будет с картиной?» (Семья.- 1995.- №35) Завершить картину режиссёру не удалось. Её заканчивали сын Фёдор и Первый канал.
Сергей Фёдорович умер 20 октября 1994 г.
Цветы от коллектива Киноконцерна "Мосфильм" у памятника режиссёру
Фильмография режиссёра С.Ф. Бондарчука:
1959 – «Судьба человека» (по одноим. рассказу М. Шолохова)
Большой золотой приз I МКФ в Москве (1959); «Хрустальная ваза – Главный приз Х МКФ трудящихся Чехословакии (1959); «Золотая головка Паленке» - Гран-при II Международного смотра фестивальных фильмов в Мехико (1959); Главная премия XII МКФ в Локарно (1959) и другие.
1965-67 – «Война и мир» (4 серии, по одноименному роману Л. Толстого).
«Золотая голова Паленке» - высший приз VIII МКФ «Фестиваля фестивалей» в Акапулько (1965); Жемчужный приз первым двум фильмам за лучший иностранный фильм года на конкурсе японской ассоциации любителей кино «Роэй»; Первый приз Нью-Йоркской ассоциации кинокритиков как лучшему иностранному фильму за 1968г.; Почетный диплом XXVI МКФ в Венеции (1965); Большой приз IV МКФ в Москве (1965) и другие
1970 – «Ватерлоо» («Мосфильм», СССР – Дино Де Лаурентис, Италия)
1975 – «Они сражались за Родину» (по одноименному роману М. Шолохова)
Лучший фильм 1975 г. по итогам конкурса, проводимого журналом «Советский экран» (1976); Премия XIV МКФ в Панаме (1976) за лучшую режиссуру и лучший фильм; Премия ЦК Союза борцов против фашизма на XX МКФ в Карловых Варах (1976);
1977 – «Степь» (по одноим. повести А. Чехова)
1982 – «Красные колокола» (по мотивам произведений Д. Рида)
Фильм первый: «Мексика в огне». Фильм второй: «Я видел рождение нового мира»
1986 – «Борис Годунов» (по одноименному трагедии А. Пушкина)
1994 – «Тихий Дон» (по одноим. роману М. Шолохова
С. Бондарчук в ролях (в к/к Киностудии «Мосфильм»):
Призы и награды С.Ф.Бондарчука: