Версия для слабовидящих
3

РАЗГОВОР С КИНОВЕДОМ: ЖИЗНЬ ФИЛЬМА «ЗАСТАВА ИЛЬИЧА»

04 июня 2015
200
Пятьдесят лет назад на экраны вышла культовая картина Марлена Хуциева «Мне двадцать лет». Многим она известна как «Застава Ильича», это первоначальное название фильма, которому суждено было некоторое время пролежать «на полке». Почему символ «хрущевской оттепели» не понравился самому Первому секретарю ЦК КПСС, и какова была дальнейшая судьба фильма – нам рассказал киновед и кинокритик Сергей Александрович Лаврентьев:

Такая замечательная была история с этой картиной Марлена Хуциева. Дело заключалось в том, что (как всегда это было в  Советском Союзе) какие-то картины «проскакивали», а какие-то «застревали» цензурно.  «Застава Ильича», что называется, попала не в тот день и не в то место.

Когда сейчас смотришь эту картину, то невозможно представить себе более «хрущевский» фильм. Это такая поэтизация времени. К примеру, эпизод с первомайской демонстрацией: просто фантастика какая-то! – смотришь и видишь, что люди счастливы, они радуются. И это не показуха, они действительно идут на эту демонстрацию, для них это настоящий праздник.  Много и других вещей: начинается картина с прохода красноармейского революционного патруля, потом солдат Великой Отечественной, затем  троих современных ребят.  Там абсолютно все соблюдено.

Но, когда картина была завершена, наступило как раз то время, когда Хрущев озаботился борьбой с «абстракционизьмом», как он его называл. И это слово, для него обозначало, прежде всего,  все нереалистические способы  отражения действительности в искусстве (абсолютно все). Это как раз был период, когда он обозвал Эрнста Неизвестного других художников на скандальной выставке в «Манеже».  Это было такое время, когда действительно в связи с десталинизацией, с  какими-то положительными общественными явлениями пробудилась к жизни энергия молодого поколения, которое проявило себя во всех искусствах, в кино в том числе. И вот Хрущев под конец своей жизни, вместо того чтобы бороться со сталинистами в Политбюро, начал бороться с абстракционизмом.

В «Заставе Ильича» была такая сцена (одна из центральных): герой, в самый критический момент своей жизни (он страдает, у него неприятности с возлюбленной, на работе он встречается с ситуацией лжи и конформизма) видит сон.  Во сне к нему приходит его отец, который погиб на войне. И он спрашивает его: «Скажи мне, папа, что мне делать? Как мне быть дальше?» А папа спрашивает его: «А сколько тебе лет?»  Он отвечает: «Двадцать». На что папа говорит: «А мне 19, что же я могу тебе советовать?»   - Вот это был самый страшный "криминал"!

Потому что этим, с точки зрения цензоров, подрывались основы, на которых стояла вся коммунистическая идеология. Именно на преемственности поколений, которая в начале картины была показана: деды сделали революцию, отцы защитили Родину в сорок пятом, а вот дети продолжают дело отцов.  И чтобы отцы сказали, что они не знают «что надо делать», и  чтобы дети вдруг столкнулись с такой вещью, которую отцы не могут знать – это  было абсолютно исключено! И это было бы действительно, с точки зрения цензоров, подрыв устоев.

Кроме того, Хрущев был крайне вспыльчив и импульсивен –  разумеется, с его стороны последовала ярость.  А  вокруг начальства есть люди, которые чувствуют, что начальству надо услышать, и говорят они то, что начальство хочет услышать. Таковых было очень много.
Было организованно обсуждение в кинематографической среде, и все очень ругали  эту картину. Особенно Марк Семенович Донской, кстати,  замечательный советский режиссер говорил: «Что это такое? Шалопаи какие-то ходят по экрану!».  То есть, все было соблюдено, что это как бы не цензура запретила, а сами кинематографисты – в духе нового времени. Предшественники Хрущева, например, никаких кинематографистов собирать бы не стали, сами бы все запретили. Казалось бы, речь идет о небольшой сцене в трех часовом фильме, можно было бы ее вырезать. Но нет, картина легла на полку.

Поэтому, когда в 63 году вышла картина «Я шагаю по Москве», всеми нами любимая сейчас, она тогда  прогрессивной общественностью воспринималась как такая «лакировочная». Картина, которую сейчас мы воспринимаем, как знак «оттепели»: замечательно снятая Вадимом Ивановичем Юсовым прекрасная Москва,  все герои милые, славные, молодой Никита поет песни, в аэропорту все на летное поле выходят, к самолету подходят –  какие-то вещи немыслимые сейчас. Все прекрасно! А вот тогда, это ставили в упрек Шпаликову (автору сценария – прим. ред.): «Эй ты, Брут, продался большевикам?»

Картину Хуциева сняли с полки после того, как сняли Хрущева. Это тоже такая ситуация (от снятия Хрущева до ввода войск в Чехословакию), когда начальство новое «свалив» начальство предыдущее, немного расслабилось. И, разумеется, вот то, против чего предыдущее начальство боролось – это пусть будет! И картину выпустили. Назвали ее «Мне двадцать лет» (крамольное название, между прочим, более крамольное, чем «Застава Ильича»). Там вырезали сцену вечера поэтов, а так все оставили: и эпизод с папой, и замечательную сцену с картошкой. В ней герой говорит, что относится серьезно к революции, к песне «Интернационал», к миллионам погибших и к  этой картошке, которой они спасались в годы войны. И тут вылезает Тарковский, который играет такого гада, и говорит: «А к репе вы как относитесь?»

Картину послали в Венецию. Там она соперничала с фильмом Милоша Формана «Любовные похождения блондинки». Пресса писала, что Советский Союз прислал какую-то абсолютно коммунистическую картину, чуть ли не агитку, а вот у Формана  действительно новое кино.

Вот какие бывают странные вещи, это я  по поводу того, как живут фильмы. Фильмы живут по-разному. В момент выхода они вот так смотрятся, через пять лет иначе, через 25 смотришь и думаешь: «А этого же не было там, откуда это взялось?».  Все было, просто, в разные временные отрезки – разное в картине выходит на первый план.
Вот такая магическая сила искусства. Но, безусловно, картина Марлена Мартыновича – это один из ярчайших шедевров советского кино. Для того, чтобы понять: чем была «хрущевская оттепель» - не надо ничего, надо только посмотреть «Заставу Ильича» от начала до конца. Там есть все, там каждый кадр дышит временем, когда он был создан. И никакой документальный фильм не может отразить этого.

Интервью брала Анастасия Иванова
Редакция Новостей
04.06.2015