Ещё 5
04 февраля 2025
Евгений Долгих
300
Дом костюма и реквизита (ДКР) – ультрасовременное хранилище «Мосфильма», где собрана коллекция из более чем полумиллиона предметов – костюмов, обуви, мебели, различных предметов интерьера и пр. У человека, впервые оказавшегося здесь, может создаться впечатление, что это – музей или огромная антикварная лавка! В какой-то мере, так оно и есть. Ведь масштабное собрание «Мосфильма» содержит по-настоящему раритетные предметы. Подробнее об этом и многом другом Mosfilm.ru поговорил с хранителем фондов Дома костюма и реквизита Татьяной Степановой (на фото).
Mosfilm.ru: Татьяна, давайте сначала проясним значение термина «Хранитель», его функционал. Как давно вы занимаете эту должность и какие задачи перед Вами стоят?
Татьяна Степанова: Прежде всего, это очень ответственная должность! В музейных учреждениях, главный хранитель утверждается непосредственно Министерством культуры РФ, что говорит о важности этой позиции и ответственности человека её занимающего. Я работаю на «Мосфильме» в данной должности четыре года – пришла уже в новое современное здание Дома костюма и реквизита. Меня пригласили под конкретные задачи – как хранителя предметов, включенных в Государственный музейный фонд РФ – всего 1067 единиц - это особая отчетность, соответствующий документооборот. Еще одна приоритетная задача – поиск и сохранение особо ценных предметов в основной коллекции, чем я и занимаюсь.
- Коллекция ДКР весьма обширна – это более 350 тыс. единиц мужского, женского, детского военного костюма и более 150 тыс. предметов различного реквизита… Не страшно в такие объемы «окунаться»?
- Главное в нашей коллекции все же то, что она была сохранена. Это то, чем не могут похвастаться другие киностудии – там коллекции сохранились, на мой взгляд, всё-таки фрагментарно. Благодаря нашему руководству мы не потеряли то, что бережно собиралось предыдущими поколениями мосфимольмовцев – костюмы разных эпох, уникальный реквизит и пр. От мельчайших предметов до действительно крупных вещей. А названные вами цифры в определенном смысле «плавающие» - ведь коллекция постоянно пополняется, в то же время вещи или предметы, пришедшие в негодность, «списываются», но объем действительно колоссальный.
- Как Вы оцените условия хранения мосфильмовской коллекции?
- От хранилища, пусть и самого современного, нельзя требовать условий аналогичных музейному хранению - это просто невозможно. То, что касается вещей ценных, уникальных – мы их извлекаем из общего ряда, пытаемся хранить как музейные – в соответствующих условиях, относимся к ним с особым вниманием. Это и специальные закрытые зоны, и совершенно отдельное помещение для особо ценных и раритетных вещей в главном корпусе «Мосфильма». Доступ к данным вещам ограничен – выдаем их съемочным группам только по распоряжению генерального директора и под особую отчетность. А некоторые предметы демонстрируются только историкам кино и моды, студентам профильных вузов – в силу их уникальности или достаточно серьезного износа.
- Кинематографисты – народ нетерпеливый, им всегда нужно всё и сразу и как можно быстрее…
- Кинематографисты, к счастью, бывают разные и отношение к реквизиту тоже разное. Мне в силу специфики моей работы напрямую заказчиками общаться не приходиться - это делают наши секционеры. Но, как правило, у большинства наших клиентов есть понимание ценности вещей, берущихся в аренду. Если опять-таки отталкиваться от музейной практики – там, конечно, более строгое отношение – это касается и упаковки, и транспорта… Но мы с вами все же говорим о реквизите, и здесь моя задача – найти ту грань, с которой начинается ценность того или иного предмета, соответственно, в этом случае и условия его выдачи, упаковки, транспортировки, отчётности - будут другими.
- В 2019 году при переезде в новое здание специалистами ДКР осуществлялась масштабная каталогизация – или, если угодно, «цифровизация» коллекции. Все предметы были сфотографированы, описаны, занесены в специальную базу. Вы довольны этой работой, остаются ли условно «белые зоны»?
- База, в основном, заполнена – большая часть коллекции зафиксирована на фото, каждой единице хранения присвоено наименование и штрих-код. А вот над сопроводительным описанием предметов еще предстоит поработать: расширить его, дополнить. В одежде, например, было бы неплохо уточнить состав ткани вещи, к тому же не везде указаны размеры. Но мы работаем над этим. В идеале хочется получить фотографии с разных ракурсов – для того, чтобы не было спорных вопросов при возможной порче реквизита и т.д. В целом, база позволяет нам иметь чёткое представление о фондах – что в каком состоянии, чего не хватает, чего напротив много и т.д.
- Насколько мы понимаем, работа по поиску и сохранению особо ценных предметов ведется непрерывно. Расскажите о предметах и вещах, которые удалось обнаружить, приобрести, получить в дар за последнее время?
- Давайте сначала о вещах, которые мы получили в дар. Вот, к примеру, настенные панно – Западная Европа, начало ХХ века, это настоящая антикварная вещь. Аналогов нет – есть похожие по стилистике панно, но наши – совершенно уникальные.
Еще один подарок от мосфильмовских зрителей – фотографический аппарат рубежа XIX-XX веков.
Из наших ценных закупок могу привести в пример зеркало начала ХХ века – на обратной стороне ручная вышивка по шёлку. Старинная красивая вещь в хорошей сохранности.
Также нами было приобретено мельхиоровое блюдо – Испания, середина ХХ века.
Конечно, это лишь малая часть вещей, просто я показываю вам предметы, действительно достойные внимания.
- А если, к примеру, вещь ценная, но в плохом состоянии? Купленная или обнаруженная на складе - неважно. Её автоматически ожидает реставрация? Есть у «Мосфильма» такие возможности?
- Безусловно. К примеру, в прошлом году мы решили отреставрировать напольные часы, находящиеся в совершенно жутком состоянии. Изначально меня привлекла фамилия мастера на циферблате – «Кувалдин». При подробном изучении, выяснилось, что часы уникальные, в России таких больше нет! До Отечественной войны 1812 года часы в Россию поставлялись из Европы, а вот после начался период, говоря современным языком «импортозамещения». Российские мастера начинают делать часовые механизмы самостоятельно. Одна из таких мастерских принадлежала Павлу Александровичу Кувалдину. В России сохранились похожие модели той же мастерской – но наши в единственном экземпляре. Нам удалось сохранить не только механизм и циферблат, но и сам корпус часов. Мосфильмовские реставраторы аккуратно сняли чёрную краску – открылся красивый шпон красного дерева.
Еще одни часы - Англия, XVIII век. Также были отреставрированы в 2024 году – полностью был восстановлен корпус, декоративные детали.
Несколько слов хотелось бы сказать об удивительных находках в сегменте картин – у нас в основном хранятся либо репродукции, либо копии известных полотен. Но встречаются и авторские работы. Например, это полотно из фильма «Мелодии белой ночи» (1976). На картине изображена актриса Комаки Курихара. Автор – ленинградский художник Валерий Ватенин, большой мастер, чьи работы выставлялись в самых известных галереях.
В отделе икон у нас также было выявлено определенное количество подлинных храмовых икон, исследовательская работа продолжается.
- Посетители нашего музея обычно приходят в восторг при виде костюмов любимых героев. Насколько мы понимаем, идентификация костюмов из популярных фильмов - это также одна из ваших задач?
- Да. В прошедшем году удалось идентифицировать одно из платьев Нади Клюевой – героини Ирины Муравьевой из фильма «Самая обаятельная и привлекательная», рубашку Шурика из «Кавказской пленницы», костюм героя Василия Ланового из знаменитой киноленты «Алые паруса», платье персонажа Валентины Талызиной из картины «О бедном гусаре замолвите слово» и другие костюмы.
- Ваша работа подразумевает ещё и некую «кинематографическую эрудицию», «насмотренность», хорошее знание мосфильмовской фильмотеки…
- Безусловно. С удовольствием смотрю и пересматриваю мосфильмовские картины. Ценную информацию удаётся узнавать и у заслуженных художников-постановщиков.
- Татьяна, ваша работа масштабна и многогранна. Как не «утонуть» в этом всём? Как вы расставляете приоритеты?
- Изначально передо мной была поставлена задача создания тематических каталогов – для удобства поиска и отбора нужных предметов. К настоящему моменту сформированы каталоги музыкальных инструментов, светильников, гужевого транспорта, мебели, картин, скульптур, сформированы каталоги женского и мужского костюма, персонажных костюмов, идет создание каталога военного костюма. Таким образом, по мере наполнения каталогов, выявляются ценные вещи и предметы. Разумеется, они фиксируются – что достойно специального хранения, а что может оставаться на прежнем месте. Составляется опись – размеры, общее состояние, перечень проектов, где данная вещь снималась и т.д. Работы еще много – есть с чем работать, обувь, головные уборы, бижутерия. Художник-постановщик и художник по костюмам для создания образа в кино должны иметь полную информацию о нашей коллекции – мы работаем в первую очередь для них!