Миллионы зрителей самых разных поколений знают и любят Александра Бородянского как создателя сценариев к замечательным фильмам, ставшим классикой нашего кинематографа и разошедшихся на цитаты. Уже сам дебют Бородянского в кино получился ярким и успешным. Его курсовой сценарий «Про Борщова, слесаря-сантехника ЖЭК-2», который завоевал главный приз на конкурсе сценариев о рабочем классе, поставил Георгий Данелия — к тому моменту уже известный и популярный режиссер. Однако за устоявшимся стилем мастера отчетливо слышалась и своя особенная интонация начинающего кинодраматурга, в которой насмешливость и ирония сочетались с искренней симпатией к человеку.
Александр Бородянский на съемках фильма «Сны» (1993)
Установка на то, что человек заслуживает понимания и сочувствия даже в самых неоднозначных проявлениях своего характера, пожалуй, стала основой творческого метода Александра Бородянского. В своем гуманистическом посыле, в котором завуалированно существует и тонкий юмор, и сарказм, а порой и нотки веселого абсурда, он почти сразу обрел единомышленника — в лице режиссера Карена Шахназарова. В 1977 году в процессе совместной работы над сценарием «Дамы приглашают кавалеров» родился творческий тандем Шахназаров-Бородянский, который просуществует сорок лет и подарит нам незабываемые: «Мы из джаза», «Зимний вечер в Гаграх», «Курьер», «Город Зеро», «Цареубийцу», «Сны», «Американскую дочь», «День полнолуния», «Яды, или Всемирная история отравлений», «Всадник по имени Смерть». Собравшие созвездие самых разных отечественных и зарубежных наград, фильмы, созданные по сценариям Шахназарова и Бородянского, ещё и трижды выдвигались на «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке»: «Город Зеро» — от СССР в 1989 году, «Палата № 6» и «Белый Тигр» — от России в 2009 и 2012 годах. Тематически и жанрово разные картины, многие из которых стали в свое время новаторскими, только подчеркивают совершенно оригинальный взгляд их авторов на окружающий мир. В котором, порой, за водевильными пассажами, добрым смехом или вовсе абсурдом бытия, чувствуются серьезные, даже грустные наблюдения об устройстве человеческой жизни.
По собственному признанию, сценаристом Александр Бородянский решил стать в 14 лет — после просмотра фильма Михаила Калатозова «Летят журавли» — послевоенной гуманистической оды советскому человеку, где режиссерского и зрительского сочувствия хватило на всех — и на фронтовых героев, и на жертв обстоятельств в тылу. Кто знает, может быть, именно тогда в будущем кинодраматурге обострилось безошибочно художественное чутьё — на характеры, ситуации, на ту самую «правду жизни», которую зритель в зале безошибочно почувствует и непременно с ней согласится. В творчестве Александр Бородянский руководствуется «методом айсберга» Эрнеста Хемингуэя — «Семь восьмых его скрыто под водой, и только восьмая часть — на виду», поэтому всегда старается досконально изучить своего героя.
«Сценарист должен знать свою тему досконально!» — творческое кредо, которому Бородянский не изменял никогда. Так, в оригинальном сценарии «Афони» главный герой, как когда-то и сам Бородянский, являлся не сантехником, а маляром-штукатуром. Ради сценария для «Инспектора ГАИ» Александр Эммануилович три месяца изучал работу сотрудников госавтоинспекции в Ярославле. А при работе над «Цареубийцей» вместе с Кареном Шахназаровым много времени провёл в архивах, изучая дневник императрицы Александры Фёдоровны, записки и воспоминания Якова Юровского, руководившего расстрелом семьи императора Николая II.
Александр Бородянский и Карен Шахназаров на съемках фильма «Яды, или Всемирная история отравлений» (2001)
Карен Шахназаров, говоря о своем друге и соавторе, неизменно отмечает то обстоятельство, что Бородянский — это сценарист в самом истинном и правильном понимании этого слова. В отличие от многочисленных коллег, сводящим смысл труда сценариста к писательскому ремеслу, Александр Бородянский убежден, что сценарий — это не самостоятельное произведение, а лишь важный этап, одна из составляющих при создании фильма, которая растворяется в процессе работы над картиной.
За годы творчества из-под пера мастера вышло около 60-ти сценариев — более сорока были экранизированы. В числе недавних работ кинодраматурга — написанные в соавторстве сценарии к фильмам: «Три дня до весны» (2017), «Светлана» (сериал, 2018), «Крик тишины» (2019). Кроме того, Александр Бородянский с 1990-х годов руководит мастерской на кафедре драматургии кино во ВГИК им. С.А. Герасимова, многие годы ведёт курсы на «Мосфильме» по специальности «Редактор фильма и сценария».
Александр Бородянский на курсах «Мосфильма»
Коллектив «Мосфильма» присоединяется ко всем многочисленным поздравлениям и теплым словам в честь юбилея Александра Бородянского. Мы желаем Александру Эммануиловичу крепкого здоровья, долгих лет и осуществления всех жизненных и творческих планов! Напоминаем, что со 2-го по 6-е февраля в «Центре кино» проходит ретроспектива картин, приуроченная к 80-летию мэтра кинематографа. Подробнее здесь.
Биографическая справка
- Александр Эммануилович Бородянский родился 3 февраля 1944 года в Воркуте.
- Окончил строительный техникум в Киеве, затем сценарный факультет ВГИКа (1973, мастерская И. Вайсфельда и В.Туляковой).
- Педагог ВГИКа (руководитель сценарной мастерской).
- Заслуженный деятель культуры РФ (1995).
- Лауреат Государственной премии РФ (1987) за сценарий фильма «Курьер».
- Лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1988) — за сценарий фильма «Курьер» (1986).
- В 1996 году был назначен членом коллегии Роскомкино.
- С 1994 по 1997 год занимал пост председателя Совета директоров Киноцентра на Красной Пресне.
- Награжден Орденом Дружбы (2001).
- Лауреат Государственной премии Российской Федерации (2002) — за сценарий фильма «Звезда» (2001).
- Почётная грамота Президента Российской Федерации (2015) — за заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность.
- Как режиссер-постановщик поставил фильмы: «Сны» (1993, совместно с К. Шахназаровым), «Чек» (1999), «Тени Фаберже» (2008).
- Снимался в эпизодических ролях в фильмах «Афоня» (посетитель ресторана), «Слово для защиты» (Саша), «Москва слезам не верит» (друг Гоши).