Версия для слабовидящих
3

Памяти Анатолия Петрицкого (1931 - 2024)

Главы
06 сентября 2024
Пресс-служба
3170
6 сентября стало известно об уходе из жизни Анатолия Анатольевича Петрицкого (1931 — 2024) — советского и российского оператора, режиссёра, заслуженного деятеля искусств РСФСР. Творческая судьба прославленного кинематографиста была тесно связана с киностудией «Мосфильм» — здесь он снял киноэпопею «Война и мир», фильмы «Мимино» и «Мой ласковый и нежный зверь» и др. Mosfilm.ru вспоминает основные жизненные и карьерные вехи Анатолия Петрицкого.

Анатолий Петрицкий родился 14 декабря 1931 года в Харькове в семье советского художника-авангардиста Анатолия Петрицкого. По его собственному признанию, в операторскую профессию его привело множество объективных причин – в их числе, изобразительное искусство, любовь к которому прививал ему отец. К тому же, юноша увлекался фотографией.
«Мы жили в Киеве, и меня приглашали сниматься на киевскую киностудию, из этого, правда, ничего не получилось, но я ближе познакомился с кинематографом. Потом приехал в Москву и в 1955 году поступил во ВГИК, в мастерскую Александра Гальперина, а после окончания сразу попал на «Мосфильм». Поскольку у меня был диплом с отличием, я попал по распределению на эту киностудию. И с тех пор «Мосфильму» ни разу не изменил» - рассказывал Анатолий Петрицкий в интервью изданию «ТТК» в 2010 году.

На съемках картины "Каждый вечер в одиннадцать" (1969)

Свой путь на «Мосфильме» Анатолий Петрицкий начал ассистентом оператора, в сотрудничестве с тандемом Александра Харитонова и Леонида Крайненкова. В фильме «Люди на мосту» режиссера Александра Зархи начинающему ассистенту в связи с болезнью главного оператора пришлось самостоятельно снять два эпизода. После этого режиссер пригласил Анатолия Петрицкого на свою следующую картину «Мой младший брат» (1962) - с этого фильма и началась его самостоятельная операторская работа в кино.

Сейчас это кажется удивительным, но киноэпопея Сергея Бондарчука «Война и мир», съёмки которой продолжались следующие несколько лет (1962—1967), стала для Анатолия Петрицкого, по сути, второй самостоятельной работой! Годы, проведенные на съемках оскароносного фильма, Анатолий Анатольевич и поныне считает самыми важными в своей жизни.

«У Бондарчука до этих съемок был только один фильм - "Судьба человека". Говорили, что и Герасимов, и Пырьев хотели экранизировать Толстого. Что Олег Стриженов отказался от роли Болконского не без влияния Пырьева. Вернувшись из закарпатской экспедиции, хотел отказаться и я - считал, что не готов к такой ответственной работе. Но все было решено за меня высшим начальством. Я был молодой, энергичный, а Сергей Федорович приветствовал активное участие в съемочном процессе» - отмечал Анатолий Петрицкий в беседе с «Известиями».

Оператор-новатор Анатолий Петрицкий предложил новые технические приёмы для съёмок батальных сцен. Достаточно вспомнить знаменитый «пролёт» камеры над местом сражения батареи Раевского на Бородинском поле.

«Была построена специальная конструкция, приподнявшая батарею над полем, а сверху натянуты тросы, по которым на роликах своим ходом скользила камера на подвесной тележке. Она летела над пожарищем сквозь огонь. Нужно было сделать этот полёт быстрым, чтобы камера не пострадала от пламени, и вовремя его остановить. Тормозили движение камеры поролоновые коврики, которыми в нужных местах были обмотаны тросы», - вспоминает Анатолий Анатольевич.

Анатолий Петрицкий и Сергей Бондарчук на съемках киноэпопеи "Война и мир"

По предложению Сергея Бондарчука Анатолий Петрицкий стал актёром эпизода. Сыграл небольшую роль молоденького офицера, сидящего рядом с Тушиным в шалаше, а потом его, пехотинца, ранят в живот. В архивах «Мосфильма» сохранилось фото со съёмок.

В 1969 году фильм «Война и мир» получил премию «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке. По достоинству была оценена и операторская работа. Анатолий Петрицкий - обладатель почетных дипломов 26-го Венецианского кинофестиваля, V международного технического конкурса УНИАТЕК и Почетного приза за сложные движения камеры на VII конгрессе МАНК в Праге.

Через много лет Анатолий Анатольевич вернётся к фильму «Война и мир», но уже в качестве… специалиста по реставрации! «Мосфильм», запустивший в начале 2000-х большую программу по реставрации своей фильмотеки, начал с классики. И тут огромный кинематографический опыт, зоркий операторский глаз Анатолия Петрицкого оказались просто незаменимы.

«К этой картине отношусь как к родному детищу, вложил в нее слишком много. Эта картина - самое главное, что я в жизни сделал. Мы восстановили картину: почистили пленку, перевели звук в цифровой формат. Правда, пришлось делать 35-миллиметровую копию, так как сейчас уже не осталось 70-миллиметровых кинотеатров. Но все получилось великолепно» - рассказал Анатолий Петрицкий в 2004 году.

После «Войны и мир» Анатолия Петрицкого стали приглашать как специалиста по съемке на пленку 70 мм. В 1970 году он в качестве оператора-постановщика снял двухсерийный фильм об обороне Севастополя - «Море в огне», где была задействована Черноморская эскадра.

На съемках картины "Море в огне"

Всего в операторской фильмографии Анатолия Петрицкого 13 картин (прим. - «Война и мир» - 4 фильма). В их числе - «Мой ласковый и нежный зверь», «Каждый вечер в одиннадцать», «Время и семья Конвей» и др. Самым любимым фильмом и своей лучшей своей работой в кино Анатолий Петрицкий считает «Мимино» Георгия Данелии. В 1984 году состоялся режиссёрский дебют — он поставил фильм «Талисман любви» совместно с Исланом Казиевым. А в 1987 году на экраны вышла картина «Причалы» - история о воспитаннике детского дома, который из-за курьезной случайности попадает на рыболовецкий траулер.

Помимо множества наград разных лет, Анатолий Петрицкий являлся обладателем приза «За вклад в операторское искусство» имени Сергея Урусевского (Премия «Белый квадрат») и «Золотой камеры» 28-го международного фестиваля операторов Manaki Вrothers («За достижения в профессии»).

«Я спокойно отношусь к любым наградам и званиям, никогда к ним не стремился. Тем более что я работал в то время, когда оператор мог получить самое высокое звание не только за то, как он снял, но и за то, что он снял фильм, например, про Клару Цеткин. Коллегам я завидовал, лишь когда видел, что они так сняли фильм, как я не умею. Кроме того, ведь кто-то снимал на импортной пленке Kodak, а кто-то на «Свеме»…» - признавался Анатолий Петрицкий.

Анатолий Петрицкий и представитель китайского телевидения на "Мосфильме" (2019 г.)

В последние годы Анатолий Петрицкий не только принимал активное участие в программе по реставрации и восстановлению классики кино, но также занимался подготовкой специалистов на мосфильмовских курсах – вторых операторов, ассистентов оператора по наведению фокуса, видеоинженеров, щедро делясь бесценным опытом с новыми поколениями кинематографистов. Для нас, мосфильмовцев, Анатолий Анатольевич был другом и наставником, человеком, о которых принято говорить «Профессионал с большой буквы». Долгие годы он отдавал родной студии все свои силы, талант и вдохновение. Коллектив «Мосфильма» выражает самые глубокие соболезнования семье Анатолия Петрицкого, его многочисленным коллегам и друзьям. Светлая память.

Прощание с Анатолием Петрицким пройдёт 9 сентября, в зале 1-й Градской клинической больницы им. Пирогова. О времени начала церемонии будет сообщено дополнительно.