Версия для слабовидящих
3

Оператор вне времени и пространства: памяти Вадима Юсова

20 апреля 2020
Ольга Шмелева
51

Сегодня день рождения великого советского и российского кинооператора, педагога, народного артиста РСФСР Вадима Ивановича Юсова (1929 — 2013). В его фильмографии около 30 картин, и помимо операторских работ, он был соавтором сценария сериала «Чисто английское убийство» (реж. Самсон Самсонов). 

Вадим Иванович — обладатель множества почетных званий и престижных кинематографических наград: лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1977), Ленинской премии (1982), Государственной премии СССР (1984), обладатель приза «Золотая Озелла» Венецианского кинофестиваля (1988), трёхкратный лауреат главной национальной кинопремии «Ника» (1991, 1992, 2004) и обладатель почётной премии «Золотой орёл» (2013).

Кинооператор Вадим Юсов

Кинооператор Вадим Юсов

В 1954 году Вадим Юсов окончил операторский факультет ВГИК (мастерская Б. И. Волчека) и сразу же стал работать на студии «Мосфильм», начав с должности ассистента кинооператора (1954 — 1957).

«После окончания института я пришел на студию, где работал ассистентом третьей категории. Не вторым оператором, не тем более оператором-постановщиком, а ассистентом третьей категории. Потом я стал ассистентом второй категории, потом вторым оператором второй категории, потом вторым оператором первой категории и только потом оператором-постановщиком. Сегодня ребята кончают институт и, иногда даже не защитив диплом, снимают большую картину. Для тех, кто обладает способностью создать новую изобразительную интонацию, это неплохо. <…> Но единого звена все равно уже нет, а ведь на Западе никто не получит картину сразу после института. Ни один продюсер не даст под это деньги, потому что ему нужно гарантированное качество изображения. Раньше ВГИК поставлял ассистентов и вторых операторов, которые после двух-трех лет работы получали возможность, при определенной конкуренции, сделать самостоятельную постановку. Двух-трехлетнее продолжение образования, уже в условиях кинопроизводства, позволяет почувствовать всю силу профессии», — отмечал Вадим Юсов в одном из архивных интервью, опубликованных в журнале «Сеанс».

Архивное фото со съемок фильма «Иваново детство»
Архивное фото со съемок фильма «Иваново детство»

Вадим Юсов дебютировал в качестве оператора (совместно с более опытным Константином Бровиным) на картине режиссера Александра Столбова «Обыкновенный человек», соавтором сценария для которой был Михаил Ромм. Первая самостоятельная операторская работа Вадима Ивановича — дипломная работа, короткометражный фильм Андрея Тарковского «Каток и скрипка». Впоследствии тандем Вадима Юсова и Андрея Тарковского создал фильмы, которые считаются классикой мирового кинематографа — «Иваново детство», «Андрей Рублев» и «Солярис».

Архивное фото со съемок фильма «Солярис»

Архивное фото со съемок фильма «Солярис»

Вадим Юсов подчеркивал, что в его профессии главным было понимать и воплощать визуальными средствами режиссерский замысел. Работа с Андреем Тарковским требовала глубочайшего погружения в материал, способности видеть целостную картину, понимать тончайшие психологические нюансы. Времени на «пробу пера» с таким режиссером у Вадима Юсова не было, но оно было ему и не нужно. Вадим Иванович с первых же своих картин был оператором-художником, первооткрывателем, и он уже сразу находился не на позиции ученика, а был равным партнером режиссера-постановщика.

Архивное фото со съемок фильма «Андрей Рублев»

Архивное фото со съемок фильма «Андрей Рублев»

Но, конечно, даже на съемках такого эпохального исторического полотна как «Андрей Рублев», случались курьезы. Вадим Юсов вспоминал об одном из случаев, который многому его научил в понимании хода режиссерской мысли:

«В Суздале мы снимали сцену „Колокол“ для „Рублева“. В первом эпизоде роют яму, и в сценарии сказано, что солнце уже клонится к закату, а потом идет фраза: „Уже не видно работающих в яме“. И вот, несмотря на то, что мы очень много говорили с Тарковским, обсудили множество вопросов, я понял, что это означает: стало темно, наступили сумерки. Соответственно, я назначаю смену на вторую половину дня, ближе к состоянию закатного света. Андрей немного позже приезжает на съемку и спрашивает: а чего, мол, ты назначил смену так поздно? Я отвечаю: в сценарии написано „уже не видно работающих в яме“. А Андрей говорит: да, но я-то имел в виду, что их не видно, потому что они уже глубоко…

Этот случай свидетельствует, что даже при полном взаимопонимании и при длительной совместной работе могут возникать разночтения. Ведь никогда не бывает все ясно до конца: актеры, место действия, освещение могут все в последний момент изменить».

Архивное фото со съемок фильма «Я шагаю по Москве»
Архивное фото со съемок фильма «Я шагаю по Москве»

Творчество Вадима Юсова далеко не ограничивается формулировкой «оператор Тарковского», хотя и этого уже немало. Вадим Иванович мог одинаково блистательно снимать задумчивые, размеренные неторопливые и философские картины, эпические полотна и ироничные фильмы. О его мастерстве в лирическом, комедийном и даже приключенческом жанре красноречиво говорят снятые им фильмы Георгия Данелии «Я шагаю по Москве», «Не горюй!», «Совсем пропащий» и «Паспорт». Фильм «Я шагаю по Москве» стал хрестоматийным, его разбирают в киношколах, чтобы изучить как на экране была показана свободная, радостная, просторная «летящая и искристая» Москва. Удивительно, насколько точно в своих кадрах передали оператор Вадим Юсов и режиссер Георгий Данелия образ и настроение, заданные еще в оригинальном сценарии Геннадия Шпаликова к картине «Я шагаю по Москве» или как был отражен грузинский колорит конца XIX — начала XX века в фильме «Не горюй!».

Архивное фото со съемок фильма «Не горюй!»

Архивное фото со съемок фильма «Не горюй!»

Архивное фото со съемок фильма «Совсем пропащий»

Архивное фото со съемок фильма «Совсем пропащий»

Другой великий режиссер в истории мирового кинематографа, с которым сотрудничал Вадим Юсов, — Сергей Бондарчук. Совместно они сняли эпическое военное полотно «Они сражались за Родину», советско-мексиканскую картину «Красные колокола» в двух частях и экранизацию пушкинского «Бориса Годунова».

Архивное фото со съемок фильма «Они сражались за Родину»

Архивное фото со съемок фильма «Они сражались за Родину»

Вадим Юсов вспоминал о своей совместной работе с Сергеем Бондарчуком:

«Расскажу, как снималась сцена для „Бориса Годунова“ на территории Троице-Сергиевской лавры. Дело было в ноябре — короткий съемочный день; нужно одеть всех актеров, всех священников, всех участников массовой сцены. Я понимал, что воспользоваться естественными условиями освещения в интерьере невозможно. Необходимо было построить наружные леса у собора — мы не могли поставить внутри дуговые приборы и поставили их снаружи. Внутри, им в помощь, на сложных конструкциях установили осветительные приборы полуваттного освещения. Все это приравнивало условия съемки в интерьере к павильонной съемке; таким образом я дал возможность режиссеру сколько угодно репетировать, дирекции — когда угодно делать перерыв.

Очень глубоко и последовательно интересовался качеством изображения Бондарчук. Это был требовательный, самоотверженный человек с очень сильным волевым началом, для которого кино было просто формой жизни».

Архивное фото со съемок фильма «Они сражались за Родину»
Архивное фото со съемок фильма «Они сражались за Родину»

Еще один этап в творчестве Вадима Юсова связан с режиссером Иваном Дыховичным. В числе их совместных работ картины «Черный монах», «Прорва», «Копейка» (совместно с оператором Александром Ильховским). Последними в фильмографии Вадима Ивановича значатся картины «Апельсиновый сок» Андрея Прошкина и «Большой вальс» Владимира Меньшова (картина не была завершена).

Архивное фото со съемок фильма «Я шагаю по Москве»

Архивное фото со съемок фильма «Я шагаю по Москве»

Вадим Юсов уделял большое внимание преподавательской деятельности. С 1983 года он работал заведующим кафедрой операторского мастерства во ВГИКе. Помимо этого, он преподавал в киноакадемии Никиты Михалкова и проводил творческие встречи на курсах «Мосфильма».

Архивное фото со съемок фильма «Я шагаю по Москве»

Архивное фото со съемок фильма «Я шагаю по Москве»

Вадим Юсов получил широкое международное признание, он был одним из членов жюри 37-го Каннского и 45-го Берлинского кинофестивалей.

Критик Татьяна Москвина так охарактеризовала творчество Вадима Юсова:

«Перед нами тот, кто снял кинематографическую историю государства российского от Андрея Рублева до новейших времен, пустивших маленького человека гулять по миру и заново искать потерянную Родину. Это — магистраль, большак, столбовая дорога национального кинематографа, и если у Вадима Юсова была эпоха ученичества или сугубо экспериментальных стилевых поисков, зрителю об этом ничего не известно: "Иваново детство" сразу и навсегда открыло ему сильного и зрелого мастера. Вадим Юсов не изготовитель картинок, а создатель пространства — истинного, единого и живого, с неумолимой иерархией главного и второстепенного. Гармоничные пропорции главного и второстепенного, собственно, и есть основной признак классического искусства. Ощущение того, что авторский замысел осуществился единственно возможным образом, как это происходило с фильмами Тарковского-Юсова или Данелия-Юсова, — ощущение классичности искусства Вадима Юсова».

Архивное фото со съемок фильма «Не горюй!»
Архивное фото со съемок фильма «Не горюй!»

Фильмы, снятые Вадимом Юсовым на киностудии «Мосфильм», доступны для бесплатного просмотра на официальных ресурсах Киноконцерна — в онлайн-кинотеатре и на YouTube-канале.

«Мосфильм» публиковал большой цикл материалов об истории создания фильма «Андрей Рублев». Приводим все статьи из этого материала полностью.

Часть 1 
Часть 2 
Часть 3
Часть 4
Часть 5 
Часть 6 
Часть 7 
Часть 8 
Часть 9 
Часть 10 

Фото: «Информационный центр «Мосфильм-ИНФО».