Версия для слабовидящих
3

Оператор Михаил Ефимович Гиндин

Главы
16 мая 2024
Анна Резанова
1722

Архивный фонд «Мосфильм-инфо» сформировался в 1930-е годы, тогда это подразделение называлось Информационно-методический отдел (ИМО). Сотрудники комплектовали фонд изобразительными материалами, книгами по истории, быту, костюму, искусству и т.п. в помощь режиссерам, художникам, ассистентам и другим членам съемочных групп. Со временем сюда стали сдавать отчетные материалы по фильмам: кадры, рабочие моменты съемок, эскизы декораций и костюмов, монтажные листы. Фонд расширялся и за счет поступлений от частных лиц. Сотрудники ИМО тщательно собирали и формировали коллекции фотографий по творчеству различных деятелей кино, фильмам, составляли хронологические альбомы по работе студии, делали подборы отзывов прессы. В Архивном фонде «Мосфильм-инфо» содержатся коллекции фотографий режиссеров Б.Михина, М.Пудовкина, С.Эйзенштейна, А.Довженко, М.Ромма, И.Пырьева и других.
Одной из обширных коллекций деятелей кинематографа является единственное в своем роде собрание документов и фотографий замечательного советского оператора Михаила Ефимовича Гиндина (1904-1967), переданных на киностудию после смерти оператора. Фотографии, фотокопии и документы М.Гиндина, членов его семьи (около 100 единиц хранения) являются не только ценными источниками по истории кино, но и свидетельствами ушедшей эпохи нашей страны.

Михаил Гиндин

Оператор Гиндин работал на кинофабрике «Совкино», ставшей впоследствии киностудией «Мосфильм», с 1929 года. М.Е.Гиндин сотрудничал с режиссерами: Иваном Пырьевым (фильм «Конвейер смерти», 1933 г.), Александром Довженко (фильм «Аэроград», 1935 г.), Евгением Червяковым (фильмы «Заключенные», 1936 г., «Честь», 1938 г.), Владимиром Петровым («Кутузов», 1943 г.). Михаил Гиндин был лауреатом высших наград того времени – дважды получал Сталинскую премию первой степени: в 1946 году за фильм «Кутузов» и в 1951 году за фильм «Освобожденный Китай». В 1944 году был награжден Орденом Трудового Красного Знамени за успешную работу в области советской кинематографии в дни Отечественной войны и выпуск высокохудожественных картин.

На съемках фильма «Честь»

Михаил Ефимович Гиндин родился в Херсоне. В 1919 году был призван в Красную Армию, сражался в звании рядового на Южном фронте против войск генерала А.Деникина.

С 1923 года работал инструктором по борьбе с детской беспризорностью в системе МОНО (Московском отделе Народного образования). Михаил творчески подходил к воспитанию детей, стремился передать им свою любовь к театру и музыке.

Удостоверение МОНО

В кино с 1924 года. В 1924 — 1925 — на кинофабрике «Пролеткино». С 1925 по 1928 — оператор кинофабрики «Госвоенкино». С 1928 по 1930 — учился в Государственном техникуме кино.

Удостоверение «Госвоенкино», 1926 г.

Михаил Ефимович умел хорошо снимать документальные сюжеты. С 1927 участвовал в съемках хроник съездов, совещаний, первомайских и октябрьских парадов на Красной площади и т.п.
В 1931 году М.Гиндин вместе с режиссером А.Медведкиным придумали специально оснащенный для съемок «Кинопоезд», операторы которого уже с января 1932 года снимали достижения промышленности и сельского хозяйства по всей стране. Впоследствии (до 1935 года) руководство кинопоездом осуществлял режиссер и организатор кинопроизводства Я.М.Блиох (https://csdfmuseum.ru/articles/931).

Рядом с кинокамерой М. Гиндин и режиссер А. Медведкин

На съемках «Кинопоезда», 1930-е годы

Работая на киностудии «Мосфильм», будучи депутатом Моссовета М. Гиндин, вместе с другими активистами не только способствовал организации трамвайной линии для киностудии, но и сам активно участвовал в непосредственном её строительстве, буквально «дневал и ночевал на стройке». (За большестский фильм.- 1933.- №3)

Фрагмент газеты «За большевистский мир», 1933 г., №3

В июле 1934 году М. Гиндин вместе со группой фильма «Аэроград» отправился на Дальний Восток. Среди фотографий - множество рабочих моментов съемок этого фильма: с режиссером А. Довженко, помощником режиссера Ю. Солнцевой, оператором Э. Тиссэ, помощником оператора В.Волковым и другими членами съемочной группы.

Рабочий момент съемок «Аэроград»

А. Довженко и М.Гиндин на съемках фильма «Аэроград»

Вот что писал о самоотверженной работе трех операторов А. Довженко:
… И весь блеск работы трех товарищей – Тиссэ, Гиндина и Смирнова – заключается в том, что каждый из них, во-первых, был энтузиастом без всяких этих «но»; во-вторых, совершенно точно знал, что он делал. Эдуард Казимирович Тиссэ исключительный мастер. Я видел последние куски [фильма] Сергея Михайловича, сделанные Эдуардом Казимировичем. Просто потрясающая своей мощью фотография! Эдуард Казимирович мне буквально спас экспедицию. Я не видел более сильного человека. С огромным штативом он носился, как бес, по тайге, не уставая, и, что самое удивительное, мне не приходилось с ним договариваться. Тиссэ, работая у меня первый раз, на другой день съемки работал так, как будто мы с ним работали всю жизнь. В этом чувствуется большой мастер. Гиндину выпала не менее сложная задача. Во-первых, держать характер фотографий высокого качества. Во-вторых, осуществить это так, чтобы люди квалифицированные не могли найти – где Тиссэ и где Гиндин. Затем провести работу по имитации натуры в павильоне, - а я уверен, что далеко не все раскрыли, где натура, где павильон. Я не могу обойти молчанием работу третьего оператора – Смирнова. Я люблю летать, но еще больше люблю, когда летают другие, а я смотрю… Одиннадцать часов полета! Все его штопоры, все его пробы и особенно то место картины, где ему удалось показать на общем плане аэроплан, и вы чувствуете, что он летит, а не висит в воздухе – до сих пор это редко удавалось… (Довженко А. Собрание сочинений в 4 томах. Т. 1.- с.303)
В коллекции документов М. Гиндина сохранилась телеграмма А.Довженко к Михаилу Гиндину. Эта телеграмма пришла в Крым, где М. Гиндин отдыхал вместе со своей женой, оперной певицей Большого театра Гиндиной (Лаврентьевой) Ольгой Яковлевной. Дача «Нюра» в Олеизе (Мисхор) была любимым местом отдыха работников Большого театра.
Телеграмма: Мисхор дача Нюра Гиндину Сердечно приветствую ваше выздоровление будьте здоровы готовьтесь боям обнимаю Довженко

Телеграмма А. Довженко М.Гиндину

Отчасти благодаря своей жене, М. Гиндин был близок к деятельности Большого театра и участвовал в съемках «Мосфильмом» концертов и музыкальных фильмов с выступлениями артистов театра: совместно с Е.Андриканисом и Е.Ефимовым «Киноконцерт к 25-летию Красной Армии» (реж. Е.Дзиган, С.Герасимов, М.Калатозов, 1943 г.), совместно В.Николаевым «Большой концерт» (реж. В.Строева, 1951 г.).

М.Е. Гиндин с О.Я.Гиндиной (Леонтьевой), начало 1930-х гг.

Во время Великой отечественной войны М. Гиндин вместе с другими сотрудниками «Мосфильма» уехал в эвакуацию в Казахстан для работы в Объединенной киностудии (ЦОКС). Там под руководством режиссера А. Файнциммера был снят фильм «Котовский». Затем, также в сложных военных условиях Гиндин работал над картиной «Кутузов». Уже после войны в 1946 году фильму «Кутузов» в лице режиссера В.Петрова, оператора М.Гиндина и актера А.Дикого, исполнявшего главную роль, была присуждена Сталинская премия первой степени.

Рабочий момент фильма «Кутузов»

В период завершения Великой Отечественной войны М.Гиндин был отправлен вместе с войсками 1-го Украинского фронта в Германию для съемки хроники легендарной встречи на Эльбе с войсками 1-й армии США.

Германия, 1945 г.

В 1947 году во время активного празднования 800-летия Москвы М. Гиндин по поручению Центральной студии документальных фильмов стал одним из операторов, участвовавших в съемках торжеств, украшений, спортивных мероиприятий на улицах Москвы, на Красной площади.

Удостоверение Центральной студии документальных фильмов

В 1946 году Приказом от 5 марта №72 Комитета по делам кинематографии при Совете народных комиссаров СССР М.Гиндин получил категорию «оператор-постановщик высшей категории». В 1946 года Михаил Гиндин возвратился на киностудию «Мосфильм», снимал «Бранденбургские ворота» (реж. Б. Бабочкин, фильм на экраны не вышел). С 1947 года работал над фильмом «Повесть о настоящем человеке», но тяжело заболел и вынужден был уйти со съемок. Для кинокартины «Сталинградская битва» снимал зимний комплекс. (РГАЛИ.ф.2944 оп.30 ед. хр.61).
С 1955 по 1962 годы работал в области научно-исследовательских разработок (НИР) по восстановлению фильмов «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Старый наездник», «Ночь в сентябре», осваивал широкоформатные методы съемок, участвовал в группе тиражирования широкоформатных фильмов, преподавал во ВГИКе. (РГАЛИ.ф.2944 оп.30 ед. хр.61).
Кроме документов и фотографий, отражающих деятельность оператора, сохранились снимки из семейного архива: родных Михаила Гиндина. Братья и сестры М. Гиндина: Савелий, Майор, Абрам, Александр, Раиса и Екатерина. (РГАЛИ. Ф.648, оп. 6., ед. хр. 295)

Родные М.Гиндина

Часть коллекции документов семьи Гиндиных состоит из фотографий, принадлежавших Ольге Гиндиной, солистке Большого театра. На одной из фотографий - выпускники Высшей музыкальной школы Феликса Кона - так называлась в 1931-1932 году Московская Консерватория им.И.Чайковского. На снимке запечатлен известный преподаватель – Назарий Райский, рядом с ним - певец Владимир Сливинский.

Высшая музыкальная школа Ф. Кона. Начало 1930-х гг. Ольга Лаврентьева в верхнем ряду вторая слева

Фильмография оператора Михаила Гиндина на киностудии «Мосфильм»:

«Стыдно сказать» (реж. П.Н.Арманд, 1930)
«Про белого бычка» (реж. А.И.Медведкин, 1931)
«Шторм» (реж. Г.А.Левкоев, 1931)
«Конвейер смерти» (реж. И.А.Пырьев, 1933)
«Аэроград» (реж. А.П.Довженко, 1935)
«Заключенные» (реж. А.В.Червякоув, 1936)
«Честь» (реж. Е.В.Червяков, 1938)
«В поисках радости» (реж. В.П.Строева Вера, Г.Л.Рошаль, 1939)
«Концерт-вальс» (реж. М.И.Дубсон; И.З.Трауберг, 1940)
«Котовский» (реж. А.М.Файнциммер, 1942)
«Киноконцерт к 25-летию Красной Армии» (реж. С.А.Герасимов, Е.Л.Дзиган, М.К.Калатозов, 1943)
«Большой концерт» (реж. В.П.Строева, 1951)
«Школа злословия» (реж. Н.М.Горчаков. П.Ларгин, А.М.Роом, 1952)
«Веселые звезды» (реж. В.П.Строева, 1954)
«Мелодии Дунаевского» (реж. Э.И.Пырьев, 1963)
«Соберите Венеру» (реж. Г.В.Александров, Ю.С.Сааков, 1964)
«Ленин в Швейцарии» (реж. Г.В.Александров, Д.И.Васильев, 1965)
«Накануне. Последние годы эмиграции В.И.Ленина, 1914-1917 гг.» (реж. Г.В.Александров, Д.И.Васильев, 1966)

Информационный центр «Мосфильм-инфо».