Версия для слабовидящих
3

«Он не был ни «левым», ни «правым», а всегда оставался послевоенным»: памяти Николая Губенко

17 августа 2020
Ольга Шмелева
52

Вчера ушел из жизни советский и российский актёр театра и кино, кинорежиссёр и сценарист, народный артист РСФСР Николай Николаевич Губенко (1941 – 2020). Его уход – большая утрата для отечественного кинематографа, он создал свой новый режиссерский почерк и актерский стиль. «Мосфильм» выражает соболезнования родным и близким Николая Губенко.

Архивное фото со съемок фильма «Пришел солдат с фронта»

Архивное фото со съемок фильма «Пришел солдат с фронта»

Помимо работы в кино, Николай Николаевич посвятил свою жизнь и театральной деятельности и известен как основатель, художественный руководитель театра «Содружество актёров Таганки» (с 1992 по 2020 годы).

Также Николай Губенко вел большую общественно-политическую работу. Он был последним министром культуры СССР с 1989 по 1991 год; депутатом Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации II и III созывов (1995—2003); депутатом Московской городской Думы IV, V, VI и VII созывов (2005—2020).

Кадр из фильма «Они сражались за Родину»

Кадр из фильма «Они сражались за Родину»

В начале 1960-х годов Николай Губенко приехал из Одессы в Москву и поступил на актёрский факультет ВГИКа (курс Сергея Герасимова и Тамары Макаровой), который окончил 1964 году и после этого был принят в труппу Театра на Таганке. Кроме театральных работ, он исполнил более 20 ролей в кино.

В 1970 году Николай Николаевич окончил режиссёрский факультет ВГИКа, снял шесть полнометражных художественных фильмов и один короткометражный.

Снятые на «Мосфильме» картины с участием Николая Губенко как актера и его режиссерские работы доступны для бесплатного просмотра на официальных ресурсах киноконцерна «Мосфильм»: на YouTube-канале и в онлайн-кинотеатре.

Кадр из фильма «Подранки»

Кадр из фильма «Подранки»

Николай Губенко всегда отмечал, что главным его учителем была сама жизнь и окружающие люди:

«Я счастлив, что жил именно в советский период нашей Родины, хоть и родился в трагический для нее 41-й год. У многих из нас не было отцов и матерей, и все-таки старшее поколение сохранило нам жизнь, поставило на ноги, дало образование и работу, сделало квалифицированными специалистами каждого в своем ремесле. Я искренне благодарен тем людям, которые мне помогли на жизненном пути», – отмечал Николай Губенко в интервью газете «Культура» ( №31, 16-22 августа 2001 года).

Архивное фото со съемок фильма «Подранки»

Архивное фото со съемок фильма «Подранки»

Двумя основными учителями в жизни Николая Губенко были Сергей Герасимов и Юрий Любимов – художественный руководитель Театра на Таганке.

М. Швыдкой писал о Николае Губенко в газете «Советская культура» от 17 августа 1991 года:

«Меня всегда занимало не только природное его дарование (в данном случае есть и Бог, и талант), но и парадоксальное умение хранить верность своим учителям: как Сергею Герасимову с Тамарой Макаровой, которые отстаивали в кинематографе правду социально-психологического реализма <…>, так и Юрию Любимову, отцу-основателю Театра на Таганке, сопрягавшему театральную поэзию и творческую революционность (иной раз вполне прямолинейную)».

Архивное фото со съемок фильма «Подранки»
Архивное фото со съемок фильма «Подранки»

Николай Губенко дебютировал в кино ролью Николая Фокина в фильме «Мне двадцать лет» режиссера Марлена Мартыновича Хуциева. Так он сам рассказывал об этой своей актерской работе в интервью: (газета «Комсомольская правда» от 23 ноября 1994 года):

«Марлен Мартынович увидел меня на курсе в шиллеровских «Разбойниках» и сразу пригласил на съемки. <…> Честно говоря, картина была хорошая, а я в ней – не очень».

Кадр из фильма «Золотые ворота»

Кадр из фильма «Золотые ворота»

Губенко работал с такими мастерами отечественного кинематографа, как великий кинодраматург Геннадий Шпаликов, актер, режиссер и сценарист Василий Шукшин, режиссеры Сергей Бондарчук («Они сражались за Родину») и Глеб Панфилов («Прошу слова»).

Глеб Панфилов так отзывался о Николае Губенко в газетной заметке к его 60-летию:

«Для меня Коля Губенко – огромного таланта художник, выдающийся русский артист. Работать с ним на картине «Прошу слова» было интересно, содержательно, памятно. Буквально на моих глазах рождался замысел фильма «Подранки», и я всячески этот замысел поддерживал, потому что для меня было очевидно – он идет от послевоенного детства, от боли, от искренности, от жизни. Я рад, что не обманулся. «Подранки» – один из лучших отечественных фильмов».

Кадр из фильма «Если хочешь быть счастливым»
Кадр из фильма «Если хочешь быть счастливым»

Глубочайший анализ творчества Николая Губенко провел критик Евгений Марголит, журнал «Искусство кино» №4. 1992:

«Господи, да никогда не был он ни «левым», ни «правым» Он всегда был – и остается – после-военным, самым послевоенным в этом поколении, которое замешано на ощущении без-домности, бес-приютности».

<…>

«Что такое кинематограф Губенко, как не многократно разыгранный вариант обретения родства? Некая мистерия обретения родства? В мире его фильмов два полюса. На одном хаос, нагромождение обломков. На другом… можно сказать: возводится дом. И в первой картине возводится, и в последней. Но Дом (а именно такова антитеза) в этом смысле едва ли не общее место в нашем кинематографе 70-х. И в этом смысле, может быть, самый близкий Губенко художник – Андрей Тарковский, так что откровенное цитирование «Сталкера» в первых кадрах «Запретной зоны» (зоны, заметьте) свидетельствует не столько о переимчивости, сколько о единстве мотива. Но у Губенко все же синонимом Дома (и здесь аналогов нет) является трапеза. Преломление хлеба как знак братства. Вот почему самый страшный грех у него, предел падения человеческого – не поделиться едой. А самый знак низости человека – его толщина. Как цедит «капельку» толстая бабища – героиня Гундаревой в «Подранках». Как в тех же «Подранках» толст жующий яблоко мальчишка, не желающий признать брата. И как точно играет в нем, уже взрослом, Александр Калягин это сознание тяжести совершенного в детстве греха, закармливая брата невиданными яствами. И опять же: келейна трапеза – не трапеза. Родство должно объединять всех, иначе оно мнимое. Так келейно пируют директор дома для престарелых с поварихой – той же Гундаревой в «И жизнь, и слезы, и любовь». Так пируют сильные мира сего во главе с Вячеславом Невинным (тоже толстяком) в «Запретной зоне»: на фоне общей беды».

<…>

… «Заметьте, «Подранки» – это единственная картина Губенко, где финального единения, празднования братства так и не происходит. Попытка обретения родства терпит очевидный провал.

Не потому ли вслед за «Подранками» появляется «Из жизни отдыхающих» – как своего рода попытка примириться с существованием вне действительных связей с какой-бы то ни было культурной традицией? Портрет эпохи застоя как «эпохи застолья». Лучший, может быть, ее портрет. И лучшая, может быть, картина Губенко-режиссера.

Удивительный фильм! Невероятный! Такое сочетание беспощадно трезвого и одновременно нежного взгляда на свой мир, какое встречаем только у Феллини. Фильм, где автор пародирует все и вся – так, мимолетом, мимоходом, ненавязчиво и, в первую очередь, пафос всего своего творчества в целом. Именно так – иначе невозможно объяснить то, что «Из жизни отдыхающих» откровенно пародирует последующие работы Губенко. Этакий жанр опережающей пародии».

Кадр из фильма «Директор»
Кадр из фильма «Директор»

О своей работе в качестве последнего министра культуры СССР Николай Губенко полушутя-полусерьезно отзывался так (газета «Комсомольская правда» от 23 ноября 1994 года):

«Я очень хочу вернуться в кинематограф и снять комедию «Как я был министром». Вернее, трагикомедию. Почти каждое утро у министра уходит на панихиду, а вечер – на торжества».

Архивное фото со съемок фильма «И жизнь, и слезы, и любовь»

Архивное фото со съемок фильма «И жизнь, и слезы, и любовь»

На вопрос о том, не жалеет ли он о том, что согласился на должность министра культуры, Николай Губенко отвечал очень емко и выпукло (газета «Сельская жизнь» от 2 декабря 1993 года). Именно в этих словах красной нитью проходит отношение Николая Николаевича к жизни, искусству, профессии, здесь наиболее ярко проявляется несгибаемая твердость его характера, любовь к Родине и боль за ее судьбу в тяжелые годы «смуты 1990-х». На фоне всеобщего развала и расцвета потребительского и коммерческого отношения к искусству Николай Губенко оставался приверженцем высочайших гуманистических идеалов:

«Я жалею о другом, о том, что мне не удалось спасти ситуацию в нашей сфере. Знаете, как-то Юрий Никулин, измаявшись, чем кормить зверей в цирке, пригрозил пригнать к мэрии голодных львов. Так вот, в моем понимании лишенный культуры человек тоже подобен голодному льву. Потому что невежество, бездуховность, всегда агрессивны и наступательны. И рассчитывать на то, что высокая нравственность и духовные ценности произрастут на ниве шоу-бизнеса, игральных автоматов и баров, наводнивших даже российскую глубинку взамен клубов и библиотек, это все, конечно же, чушь.

<…>

Но горше этих потерь осознавать и другие. Понятия сострадания, милосердия, доброты, участия и внимания к ближнему – то, что всегда было свойственно сознанию русского человека и произрастало корнями в литературе Пушкина, Толстого, Достоевского. Чехова, – вдруг куда-то исчезли, улетучились, оказавшись поверженными частнособственническим инстинктом и рыночной философией».

 Архивное фото со съемок фильма «И жизнь, и слезы, и любовь»
Архивное фото со съемок фильма «И жизнь, и слезы, и любовь»

Кадры из фильмов и архивные фото рабочих моментов съемок: «Информационный центр «Мосфильм-ИНФО».