Специалисты «Мосфильма» провели покадровую цифровую реставрацию изображения и звука советского художественного фильма «Огненные вёрсты» (1957). Картина явилась основоположником нового жанра в советском кинематографе – истерна, вестерна на материале событий Гражданской войны в России. С 19:00 (мск) 15 марта лента доступна для просмотра на официальном YouTube-канале «Мосфильма». Подробнее – в материале Mosfilm.ru.
«Огненные вёрсты» (Мосфильм, 1957).
Жанр: военный фильм, истерн
Режиссёр: Самсон Самсонов
Автор сценария: Николай Фигуровский
В главных ролях: Иван Савкин, Маргарита Володина, Владимир Кенигсон и др.
Оператор: Фёдор Добронравов
Композитор: Николай Крюков
Длительность: 85 мин.
СЮЖЕТ
В южный российский город, осажденный деникинцами, спешит чекист Заврагин, чтобы предотвратить белогвардейский мятеж. Белые блокируют железнодорожную ветку, но Заврагин решает продолжать путь на тачанках. Среди его спутников: доктор Шелако, медсестра Катя и скрывающийся под личиной ветеринара — белый офицер, возглавивший мятеж...
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
Фильм был снят к 40-летию Октябрьской социалистической революции. Сценарий Николая Фигуровского, за который взялся уже довольно опытный режиссер Самсон Самсонов, получил вторую премию на Всесоюзном конкурсе. Для постановщика это была уже третья работа - после экранизации чеховской «Попрыгуньи» и комедии «За витриной универмага».
«Я увлечен картиной. Материал богатейший: острый и занимательный сюжет, обилие драматических моментов, яркие человеческие характеры», - признавался режиссер газете «Советская культура» в мае 1957 года.
Дабы успеть к юбилейной дате съемочная группа взяла на себя обязательство – сдать картину на месяц раньше срока.
СЪЕМКИ
Все эпизоды в поезде были сняты в 5-м павильоне «Мосфильма», где был построен вагон, отличавшийся от настоящего только отсутствием колёс и специальным механизмом, позволявшим слегка покачивать декорацию. Съемка одних эпизодов шла через окна, для других сцен приходилось убирать переднюю стенку. За стеклами окон помещался вращающийся барабан, обтянутый полотном, на котором был нарисован степной пейзаж. А клубы дыма по команде режиссера «организовывал» пиротехник.Роль медсестры Кати стала дебютной для актрисы Маргариты Володиной – в то время студентки школы-студии им. В.И. Немировича-Данченко.
ОТЗЫВЫ ПРЕССЫ
«В фильме много хорошо поставленных сцен, воскрешающих атмосферу Гражданской войны: проверка документов в поезде, проезд последней заставы красных, кадры у моста и другие. Иногда напряженность ситуации в нужный момент смягчается легкой усмешкой, шуткой. Успеху фильма способствует высокое мастерство оператора Ф. Добронравова. Поэтичны степные пейзажи, с большим искусство сняты полные динамики батальные сцены с их прямо-таки акробатическими трюками. А когда в клубах пыли по неповторимо прекрасной южной степи мчатся воспетые в песнях легендарные тачанки, кажется, будто оживают великолепные полотна М. Грекова. Органично вплетается в фильм музыка, написанная Н. Крюковым», - «Известия», 21 ноября, 1957 г.
«Определение «приключенческий» далеко не исчерпывает всего содержания фильма. Он остается в памяти как взволнованное, свежо написанное полотно, согретое горячим дыханием героических лет Гражданской войны. Его авторы сумели на редкость удачно передать романтику рядового эпизода тех дней, поэтично рассказать о совершенно разных по натуре людях, которые в минуту опасности щедро раскрывают свою душевную красоту», - «Кировская правда», 27 декабря, 1957 г.
«В фильме по сравнению со сценарием Н. Фигуровского опущены интересные детали, скомкан конец, слишком стремительна развязка. Но это – частные просчёты. Зато фильм, пожалуй, выиграл в динамичности действия, углубил характеры героев. Работа молодого режиссера С. Самсонова принимается с настоящим интересом. Это еще один хороший фильм о славном героическом времени», «Правда Востока», 19 декабря 1957 г.
РЕСТАВРАЦИЯ
Покадровую реставрацию изображения и звука выполнили специалисты ПК «Телекино». Напомним, что процесс реставрации делится на два параллельных этапа — это работа с изображением и звуком. Первоначальная оцифровка материала используется для работы со звуком: ликвидация щелчков, посторонних шумов, то есть очистка фонограммы от разнообразных звуковых дефектов, возникших как на съемочной площадке, так и в период хранения пленки. Затем производится перенос изображения с пленки на цифровой носитель. Компьютерная реставрация видеоряда фильма занимает больше времени, чем звукового ряда и длится около месяца (в зависимости от сложности материала). Перед реставраторами стоит задача определиться с цветовым решением картины и провести цветокоррекцию. Различные дефекты, вызванные механическим воздействием на пленку, например царапины, устраняются с помощью компьютерной чистки и стабилизации изображения. Затем происходит слияние отреставрированного звука и изображения.
Над восстановлением картины работали: Е. Соловьева, М. Тусматов, М. Алексахина, Е. Верлочев, И. Агафонова, Р. Сковородко, И. Валиев, В. Солодовников А. Сеньковский. Продюсер реставрации – Карен Шахназаров.
К настоящему моменту работы полностью завершены и с 19 -00 (мск) 15 марта фильм доступен для бесплатного просмотра на официальном Youtube-канале «Мосфильма» в формате 4К. Также картину можно будет посмотреть на всех официальных ресурсах киностудии в Сети (VK Видео, Rutubе, онлайн-кинотеатр «Мосфильма»).
Восстановлением киноклассики «Мосфильм» занимается в партнерстве с Госфильмофондом РФ, где хранятся плёночные исходники картин (студии принадлежат юридические права на фильмы). В 2023 году в новом качестве изображения и звука были представлены: музыкальная комедия «Айболит-66» (реж. Р. Быков, 1966), драма «Охота на лис» (реж. В. Абдрашитов, 1980), мелодрама «Алые паруса» (реж. А. Птушко, 1961), комедия «За спичками» (реж. Л. Гайдай, 1980), комедия «Старики – разбойники» (реж. Э. Рязанов, 1971), кинороман «Бег» (реж. А. Алов, В. Наумов, 1970), приключенческий фильм «Новые приключения неуловимых» (реж. Э. Кеосаян, 1968), комедию «Ты – мне, я – тебе» (реж. А. Серый, 1977), приключенческий фильм «Корона Российской Империи, или Снова неуловимые» (реж. Э. Кеосаян, 1971), драма «Братья Карамазовы» (реж. И. Пырьев, 1968), фильм-сказка «Руслан и Людмила» (реж. А. Птушко, 1972), романтическая драма «Белые ночи» (реж. И. Пырьев, 1959), комедия «Суета сует» (реж. А. Сурикова, 1979), комедия «Золотой теленок» (реж. М. Швейцер, 1968), драма «Плюмбум, или Опасная игра» (реж. В. Абдрашитов, 1986), фильм-катастрофа «34-й скорый» (реж. А. Малюков, 1981).
Ранее отреставрированные «Мосфильмом» картины были неоднократно представлены на главных международных кинофестивалях – Internationale Filmfestspiele Berlin (Берлин), Festival international du film de Cannes (Канны), Mostra Internazionale d’Arte Cinematografica (Венеция).
В 2017 году «Мосфильм» получил Гран-при Венецианского международного кинофестиваля за лучшую реставрацию в секции «Венецианская классика» за работу над фильмом «Иди и смотри» режиссера Элема Климова.
Все реставрационные работы Киноконцерн «Мосфильм» проводит полностью за счет собственных средств, без привлечения государственного или спонсорского финансирования. Фильмы доступны для бесплатного просмотра в онлайн-кинотеатре «Мосфильма» и на официальном Youtube-канале киностудии, а также на других ресурсах киностудии в Сети (VK Видео, Rutubе).