Авторская колонка редактора Mosfilm.ru
Писатель Валентин Распутин сказал однажды о том, что если бы «потребовалось явить портрет русского по духу и лику для какого-то свидетельствования на всемирном сходе, где только по одному человеку решили судить о характере народа, сколь многие сошлись бы, что таким человеком должен быть он — Шукшин». Кому-то эти слова могут показаться преувеличением, условностью, реверансом одного большого мастера другому. Мало ли земля наша за тысячу лет рождала талантов, героев, гениев? И не только в литературе и в кино, а вообще? Почему он? Что было в нем такого, что позволяет ему, по мнению Распутина, олицетворять собой Россию, русский народ?
«Нравственность есть Правда. Не просто правда, а — Правда. Ибо это мужество, честность, это значит — жить народной радостью и болью, думать, как думает народ, потому что народ всегда знает Правду... Из всех сил буду стараться рассказать правду о людях», - так сам Шукшин определял свой творческий «метод».
Такое мог сказать очень смелый и уверенный в себе человек. Тем, кто говорит – правда всегда одна, другие, как правило, возражают - у каждого своя правда. Шукшин, как человек, наделенный огромным талантом и энергией, ринулся за этой народной «Правдой», словно шахтёр в забой. Добыл ли? Открылась ли она ему? Неослабевающий интерес к книгам и фильмам Василия Макаровича – подтверждает что да, открылась. Не всегда удобная, не всегда приятная. Но что еще важнее – он смог её донести. Книги Шукшина переиздаются тысячными тиражами, что по нынешним временам редкость. Фильмы Шукшина популярны в Сети. «Калину красную» на официальном YouTube-канале «Мосфильма» в новом качестве и изображения и звука посмотрело более 17 миллионов зрителей! Шукшинские рассказы ставят в театре, за них охотно берутся начинающие кинематографисты – за последние годы был снят с десяток короткометражных фильмов. Сюжеты их легко воспроизводятся и в наши дни, ибо ситуации, характеры, мысли – свои, родные.
Любое слово ничего не стоит без веры. Шукшину верили. В любых его проявлениях и ипостасях. Садясь ли за печатную машинку, руководя съёмочной группой в режиссерском кресле, появляясь ли на экране в качестве актёра - он всегда был честен. Вспомните сцену покаяния Егора Прокудина – разве это можно сыграть? Это можно только прожить. Он не щадил себя – оттого и ушёл так быстро, просто сгорел.
«Вообще в жизни много справедливого. Вот жалеют: Есенин мало прожил. Ровно - с песню. Будь она, эта песня, длинней, она не была бы такой щемящей. Длинных песен не бывает», - говорил устами Шукшина один из героев его рассказов. А получилось провидчески – о себе.